Бахрома - это:
1. Тесьма, плетеная или вязаная, с кистями или прядками из нитей, расположенными с одной стороны изделия в определенном порядке. Это может быть и ряд нитей, закрепленных на одной стороне и свободно свисающих с другой. Б. часто оформляют кокетки, края (в основном низ) верхней одежды, платьев, брюк, используют для отделки аксессуаров, сумочек. Б. делают из нитей или пряжи, смешивая иногда их по фактуре и цвету. Часто Б. делают из узких полосок кожи, замши или плотной ткани, или из свободно свисающих шнурков.
2. Изорванные, обтрепанные края ткани или одежды.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Согласно разным версиям этимологически происходит от:
От арабского mucharramat — кружева;
От арабского или турецкого magrama — платок, шитое полотенце, или
От крымского макрама, махрама — вуаль для женщин.
Важно отметить, что искать родину и исторические корни бахромы - дело не очень продуктивное, поскольку любое новое археологическое открытие способно отодвинуть границы нам уже известного.
Из всех археологических источников, ткани (одежда) - одни из самых уязвимых по отношению к течению времени и процессам разрушения. Именно поэтому ткани находят достаточно редко. Но есть изобразительное искусство.
Благодаря настенным росписям, барельефам и религиозным обрядам (а некоторые из них очень древние), мы знаем, что у бахромы нет автора, но есть прототип - каунакес (греч. καυνάκης < аккад. gaunakka) - тип самой древней мужской одежды. У шумеров это была тканая многоярусная юбка, а у носителей бактро-маргианской цивилизации каунакесом называлось просторное платье с широкими вырезом и рукавами.
С III тысячелетия до н. э. каунакес носили шумеры и жители Маргианы. Шумерскую одежду позаимствовали и долго культивировали ассирийцы.
Но как каунакес связан с бахромой?
Первоначально эта одежда была из длинношерстного меха, пришедшая на смену коже животных.
Самые древние тканые (или, возможно, вязанные) каунакес имитировали длинношерстный мех.
Переход от меха к имитации коснулся и плащей, и шарфов, и накидок, которые изначально тоже были украшены мехом.
Нет, ассирийцы не были зоозащитниками - жарко им было в меховых нарядах, поэтому заменили они их на тканевые с сохранением эстетики.
Любовь к меху, а потом и к бахроме, отразилась в статуэтках и печатях-амулетах носителей бактро-маргианской цивилизации, которые были найдены в Туркмении.
Но наиболее разнообразно и множественно наряды с бахромой в качестве отделки изображены на памятниках ассирийского искусства XIII- IX вв. до н.э.
Каунакес покинул мужские гардеробы, а набедренные покрывала из меха сохранялись в церковном обряде вплоть до средневековья. Бахрома же до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском облачении — талите, чье историческое прошлое тесно связано с древней деталью мужского гардероба, которая в самом начале своего пути была из меха.