Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Куратор сообщества «National Geographic Россия». Историк костюма в кино, иллюстратор и...  · 22 дек 2021

«Пространства Абраксас» Рикардо Бофилла

Многие так или иначе видели этот величественный жилой комплекс. Он неплохо послужил кинематографу, «снявшись» во множестве фильмов – от «Бразилии» Терри Гиллиама до последней части «Голодных игр», где как нельзя лучше воплотил пафос и заброшенность антиутопического мира. Трудно поверить, что это не спецэффект, а самое настоящее социальное жилье. Идея в том, что даже обычный спальный район можно сделать фантастически интересным.
В начале 1980-х годов в новом пригороде Парижа Марн-ле-Валле построен очень необычный, монументальный жилой комплекс в стиле современного классицизма — Les Espaces d’Abraxas (Про­стран­ст­ва Аб­рак­са­с). Абраксас — гностическое космологическое божество, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. Знаменитого каталонского архитектора Рикардо Бофилла вдохновила классическая архитектура. Эти жилые блоки совсем не похожи на предыдущие проекты, да и вообще на социальное жилье, но они вошли в историю архитектуры как раз из-за своей диковинности. Архитектор спроектировал социальное жилье, которое выглядит как дворцовый комплекс с садами на крышах.
Пространства Абраксас, Марн-ле-Валле. 1982 © Ricardo Bofill Taller Arquitectura
Здесь нашли отражение градостроительные идеи архитектора, считающего, что многоквартирное жилье должно защищать частную жизнь горожан и в то же время быть символичным, наполненным поэзией. «Города надо не уничтожать, а лечить», - говорит Бофилл.
Как ни печально, Бофилл считает проект Les Espaces d’Abraxas неудачным, ведь ему так и не удалось изменить с его помощью облик города и ввести новую моду на архитектуру социального жилья – в частности, Бофилл не раз выступал против архитектуры Ле Корбюзье, называя ее «лишенный стиля». Задуманный как альтернатива стандартизированным, безликим и анонимным постройкам комплекс должен был повысить престиж социального жилья, но не смог справиться с поставленной задачей. Главной цели – создания гармоничной среды, он так и не добился. Но может быть, режиссеры антиутопий правы, и Les Espaces d’Abraxas действительно слишком напоминает грозный имперский город, и все дело только в этом?
Кино в Les Espaces d’Abraxas
Жилой комплекс появляется в «Бразилии» Терри Гиллиама. Режиссёр искал место для съёмки своего opus magnum по всему свету, и это здание было выбрано по двум причинам: во-первых, из-за устрашающего вида, а во-вторых, из-за того, что оно было неизвестно в США. Les Espaces d’Abraxas изображает сразу несколько мест в мире победившей бюрократии, созданном Гиллиамом. Здесь снимались сцены в жилище главного героя, а также часть эпизодов, происходящих в Министерстве информации (правда, большая часть экстерьеров этого учреждения — это электростанции в лондонском районе Кройдон). Здание Бофилля использовали ещё в нескольких французских фильмах и клипах.
Ролик со сценами снятыми в Les Espaces d’Abraxas.
«Бразилия» (1985). Режиссер: Терри Гиллиам
Убить рефери (1984). Режиссер: Жан-Пьер Моки
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015). Режиссер:
Френсис Лоуренс
Комплекс
Строительство Les Espaces d’Abraxas
Я задавался одним вопросом – почему исторические города красивее современных? И я хотел доказать, что обратное также возможно. Я экспериментировал с идеями готового блочного жилья и решал вопрос – как обеспечить жильем огромное количество мигрантов, нахлынувших во Францию в тот момент. Работая над этими проектами, я посещал фабрики и заводы, экспериментировавшие с готовыми блоками. Для того чтобы строительство такого города было экономичным, в технологии его постройки должно быть много повторяющихся элементов.
Я понял, что и классическому периоду идея повторения была отнюдь не чужда – и с каждым повторением тот или иной элемент становился всё лучше. Поэтому в восьмидесятые мы в основном занимались тем, что придумывали заново лексикон современного города, где мы пытались пересказать историю языком современных на тот момент технологий. Классическая архитектура стала для меня главным источником вдохновения. Затем мы стали развивать и другие направления создания современных городов.
Рикардо Бофилл
В плане Абраксас напоминает стилизованный греческий театр.
Фото: Laurent Kronental
Фото: Laurent Kronental
Фото: Laurent Kronental
Почитать:
Лекция «Рикардо Бофилл – каталонский гений постмодернизма»
Красивые картинки out of the pastПерейти на t.me/plesnite_koldovstva