Начнем с того, что речь идет скорее об обучении. Ведь образование – это более широкое понятие, подразумевающее процесс, сопровождающий человека всю сознательную жизнь, а обучение является его частью (побудем занудами). В то же время оба термина (образование и обучение) чаще всего используются как синонимы, поэтому мы будем говорить о привлекательных (с точки зрения эффективности) технологиях обучения и перспективах их использования в образовательном механизме.
В современных условиях появляется все большее количество средств обучения. Усиление такой динамики обусловлено технологическими прорывами в последние годы (цифровизация, искусственный интеллект и т.п.). А период пандемии коронавируса невольно стал причиной широкого использования технических ресурсов в системе онлайн-обучения (к примеру, дистант).
На сегодняшний день появились нетрадиционные методы, повышающие мастерство преподавателей и эффективность обучения. Они стали основой таких технологий обучения, как проблемное, разноуровневое, информационно-коммуникационные и др. Относительно новым методом обучения, набирающим популярность, становится иммерсивность, способная вовлекать обучающихся в познавательный процесс, не отвлекаясь на мешающие учебе факторы.
Если говорить о перспективах использования инновационных технологий в сфере образования, то по прогнозам экспертов, учащихся ожидает полная цифровизация:
- OLED-дисплеи (высокий уровень энергосбережения, отличное качество изображения и т.д.);
- обучение с искусственным интеллектом;
- геймификация;
- иммерсия.
С другой стороны, все перечисленное невозможно реализовать без информационных и технических ресурсов (компьютеры, планшеты, проекторы и т.д.), которые несколько отстают в некоторых регионах, сельских поселениях. Для создания обучающимся одинаковых стартовых условий в освоении инновационных технологий необходимо, в первую очередь, решать проблемы, связанные с материально-технической базой образовательных организаций и повышением квалификации самих преподавателей.