Заинтересованность российских властей в замене всего иностранного на отечественное начала выкристаллизовываться как реакция на антироссийсикое санкции еще в 2014 году. Нарастающая напряженность отношений с «западными партнерами», которая протекала на фоне стремительного развития независимых саморегулируемых зарубежных IT-гигантов, не давала ни единого шанса западным соцсетям и онлайн-платформам остаться вне зоны внимания российского регуляторного катка.
На протяжении последних 10 лет мы наблюдаем явную тенденцию по замене зарубежных сервисов российскими аналогами. Вместо Facebook и Twitter российским пользователям предложены
«ВКонтакте» и
«Одноклассники», на замену Youtube приходит
обновленный Rutube, даже у китайского TikTok
появился свой российский аналог – сервис коротких видео
Yappy. Пока, к счастью, все эти средства коммуникации спокойно сосуществуют друг с другом и функционируют по общим правилам рынка.
Однако замена зарубежных платформ российскими – не единственная мера, которая предпринимается властями с целью подъема отечественных производителей над иностранными: законотворчество, требования профильных министерств и санкции в отношении IT-гигантов тоже вносят свой вклад в идеологию импортозамещения. Как минимум, тут можно вспомнить принятый в 2021 году
закон о «приземлении» западных IT-компаний, а также
многомиллиардные штрафы к Google за систематическое неудаление запрещенной в РФ информации.
Своеобразным бустером в этом направлении стала и пандемия COVID-19. Когда в 2021 году из-за череды локдаунов многие компаний были вынуждены отправить своих сотрудников на удаленку, а школьники учились дистанционно, правительство
приступило к подготовке программы по переходу госслужащих и учителей на российское программное обеспечение. И пока политиков эта мера все еще обходит стороной, администрациям учебных заведений
было предложено отказаться от зарубежного сервиса видеоконференцсвязи Zoom и перейти в
«Сферум», совместную разработку «Ростелекома» и VK (в которой, к слову, журналисты уже
обнаружили уязвимость – получить доступ к данным любой школы и общаться со школьниками может любой человек). Среди других сервисов, призванных составить конкуренцию американскому Zoom, можно выделить несколько разработок российских компаний: бесплатные
групповые видеозвонки «ВКонтакте»,
«Видеозвонки Mail.ru»,
«Яндекс.Телемост», а также платные сервисы
Web-Видеоконференций от «Ростелеком»,
Webinar Meetings (от компании Webinar Group),
VideoMost (разработанный SPIRIT DSP).
С мессенджерами дела обстоят хуже – инициаторы перехода на российское ПО пока не предложили ни одного полноценного инструмента, способного стать качественной заменой иностранных WhatsApp, Telegram или Viber. И это при том, что в России активно ведется разработка и запуск отечественных мессенджеров, среди которых:
TDM Messenger (совместная разработка ДИТ Москвы и компании ID Partner);
ICQ,
MyTeam и
«Тамтам» (принадлежат корпорации VK, ранее
Mail.ru),
eXpress (разработан компанией Unlimited Production).
Несмотря на упорство и лозунги властей об отказе от всего иностранного, в России пока
нет мощностей для полноценного осуществления импортозамещения в сфере IT. Возможно, по этой же причине мы пока не наблюдаем никаких решительных действий со стороны Госдумы, Минсвязи и Роскомнадзора по отключению российских пользователей от зарубежных сервисов (за исключением
неудавшейся блокировки Telegram и более удачных
замедления Twitter и
блокировки LinkedIn). Но надолго ли их хватит – остается вопросом времени.