@Анна Рогова, разум без души не может существовать, т.к. душа - источник сознания, а разум - инструмент сознания. Я выделяю разум, потому что это инструмент контроля. Без разума начнется хаос. Например, когда в 6 утра вы слышите будильник, ваши ум и чувства буквально вопят о желании поспать ещё хотя бы полчаса. Но разум говорит - "нет, Анна, ты должна встать и пойти на работу, иначе ты ее потеряешь и твоим чувствам и уму станет ещё хуже". И ваш ум подчиняется, поэтому вы все ещё не потеряли работу (ну, к примеру).
А есть люди, у которых разум слабее ума и чувств. Их с работы выгоняют регулярно, потому что желание поспать подольше оказывается сильнее чувства долга (да, это слово никто не любит). В итоге они же и страдают от своего стремления поступать так, как им нравится, а не так, как нужно для их же блага.
Вы говорите про счастье, здоровье и процветание человека. Без сильного разума невозможно ни то, ни другое, ни третье. Слабый разум = необузданные чувства. А необузданные чувства приводят к страданиям, болезням и потерям. Глупые браки и разводы - от необузданных чувств; цирроз печени, рак лёгких, ИППП, болезни, связанные с неправильным питанием и перееданием - от необузданных чувств; невозможность доводить дело до конца, добиваться поставленных целей, терпеть неудобства и преодолевать трудности, как следствие, невозможность процветания - от необузданных чувств.
Тут про самоосознание говорить пока ещё рано. Здоровье и процветание - сугубо материальные вещи, они могут быть связаны с Богом, а могут быть связаны с кармой. Огромное количество людей никогда не придёт к Богу именно "благодаря" здоровью и процветанию. Христос говорил - легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому приблизиться к Царству Небесному. Кришна говорил -“Когда я проявляю особую милость к человеку, Я отнимаю у него все богатства, чтобы сделать его нишкинчаной.” Нишкинчана - значит, когда человек почти становится нищим, до него нет никому дела, и тогда он полностью отдается Кришне.
Что касается счастья - оно приходит на уровне благости. Благость - тоже материальная гуна, а значит, счастье точно так же может обусловить душу и не дать ей пойти дальше (а зачем, если счастье уже есть). Поэтому в раю духовного развития можно сказать что нет - там все счастливы, очень высокий уровень материального счастья, как и здоровья и процветания.
Поэтому счастье, здоровье и процветание - не критерии самоосознания. Это критерии материального благочестия, "хорошей" кармы. Слово "хорошей" я взял в кавычки, потому что она настолько хорошая, что из-за нее можно застрять в раю на десятки тысяч лет, вместо того, чтобы вернуться в вечный мир за несколько земных жизней, занимаясь служением Богу.
Критерием самоосознания является равнодушие к счастью, здоровью, процветанию, как и к любому другому материальному положению в принципе. Самоосознание - вещь сугубо внутренняя, критерии у него тоже внутренние. Внешне человек может быть кем угодно. Махараджа Бхарата родился оленем вообще - вот уж не скажешь, что это великая душа на уровне бхава-бхакти. Но ему было всё равно, он в теле оленя побежал туда, где жили садху, жил рядом с ними, слушал катху, доедал остатки прасада. Если бы ему тело гусеницы дали - он бы в теле гусеницы туда пополз, потому что какая разница? Душа будет действовать как душа в любых материальных обстоятельствах, а не только в здоровом теле, при деньгах и в хорошем расположении духа.
Но осознать себя душой можно только в результате духовной практики. И стремятся к этому, как правило, самые разумные люди. Поэтому я выделяю разум.