На этот счет у философа Томаса Нагеля есть хорошее сравнение. Допустим, идете вы по лесу и натыкаетесь на муравейник. Какое-то время наблюдаете за этими маленькими трудолюбивыми насекомыми. Вот они бегают по своим тропам, пасут тлей, тащат в закрома еле живую муху. И в упор вас не видят. Почему? Потому что их органы чувств, размеры, способы жизни - все иное, кардинально непересекающееся с вашими габаритами. Вы для муравьишки - нечто огромно-невообразимое, вы своей необъятностью можете породить у него лишь смутное чувство тревоги. Единственное, чем он реагирует на вас - это сигнальная химия. Но ни образа, ни цвета, - ничего от нас ему не дается. Мы для муравья - продолжение пространства, но при этом нас он не видит. Можно сказать, что муравей чувствует человека слабо-интуитивно и слепо. Хотя мы совсем не прячемся от него. Наоборот, внимательно наблюдаем и можем подкинуть к муравейнику кусочек сахара например. То же самое - мы не можем себе представить, что значит быть летучей мышью с ее эхолокационным миром. Мы знаем, что летучая мышь живет не так как мы, у нее все иначе. Но представить - не сможем никогда. Инфузория-туфелька не может "объять" даже муравейник, а цепень, проживший всю жизнь в чьем-то организме вообще не представляет о существовании всей остальной природы с ее полями, лесами, реками и городами.
У каждого живого вида существуют свои границы восприятия и постижения мира, человек - не исключение. Возможно, муравей тоже думает "а существует ли человек? И если существует - почему мы, муравьи, его не видим. Зачем он прячется от нас?". Да, человек - не совсем "муравей", это муравей - вооруженный супермощными телескопами и компьютерами. Но даже техника не в состоянии проникнуть в те пределы, где материя как-бы исчезает. Техника не может помочь нам окончательно решить множество физических задач, в том числе о начале и причинах вселенной, о квантовом мире, темной материи и энергии и т.д. То есть даже с супертехникой мы - владельцы лишь микроскопического участка вселенной, своего "муравейника". Кому-то из нас дано что-то такое чувствовать (в этом отношении весьма интересна книга У. Джемса "Многообразие религиозного опыта" - там приведена масса примеров неосознанной религиозной чувственности), кому-то -нет. Но то, что мы не способны увидеть что-то непостижимое не свидетельствует о том, что этого непостижимого не существует. Это свидетельствует о том, что мы - маленькие живые существа, запертые в границах своего мозга, природы и общества. И от муравья отличаемся лишь тем, что можем не просто интуитивно чувствовать невообразимую сложность и грандиозность универсума, но и слагать об этом теории и религии, искренно верить и познавать новое, искать истину. И находить ее.