В католицизме (католическом христианстве) помимо ада, рая и чистилища существует пространство лимба (лимб) - о нем писали средневековые теологи, например св. Григорий Назианзин. Лимб - это некое сумрачное посмертное бытие, где обитают души умерших некрещеных младенцев, добрых, милосердных атеистов, не совершивших большого греха, но недостойных рая вследствие непричастности Божьему откровению, вообще нехристиан, не запятнавших себя моральным или реальным преступлением, грехом, при жизни больше сделавших добра другим людям и обществу. По восприятию лимб похож на Аид - царство теней-сомнамбул и туманов у древних греков. Там никого не мучают, не карают, черти не готовят на адской кухне человеческий бифштекс. Но место все равно не очень позитивное: Бога там нет, бесконечный зыбкий и зябкий сумрак, стынь и целая вечность чтобы грустить о неправильном выборе веры. Впрочем, у многочисленных обитателей лимба надежда все же есть - после второго происшествия Христа милосердный Бог простит невольных безгрешных вероотступников и некрещеных и введет их в рай. Некое подобие лимба есть у мусульман - пространство между адом и раем.
В буддизме всё много сложнее. Согласно буддизму махаяны у обычного человека, не стремящегося к буддовости, к освобождению от жизни-страдания (сансары), индивидуальная жизнь не может закончится в силу кармического закона. То есть существо (сознание) в зависимости от чистоты или нечистоты кармы, от тяжести его предыдущих проступков и мыслеискажений, может попасть в следующей жизни в совершенно различные миры и воплотиться, например, в самом низшем мире - шестнадцатом снизу аду (всего в буддизме 16 адов - один другого ужаснее - но там человек испытывает не посмертные мучения, а прижизненные). Есть горячие ады, ады великих воплей и ужасов - там страдания существа не прекращаются миллионы лет. Есть ады "получше" - например ад распухающих волдырей, ад стучащих зубов, ад великого жара и др. Но если карма чиста и практически совершенна, если вы при этой жизни практиковали йогу, медитацию, неделание зла, даже мысленного и восьмеричный (правильный) путь очищения сознания от эмоциональной скверны и накипи, то в следующей жизни вы можете воплотиться в дэву - сверхсущность, или чистое сознание, лишенное плоти и восприятия - фактически состояние сознательного вакуума, видящее бытие в его таковости - истинности. Многие именно это состояние называют просветлением. Но и это состояние - тоже жизнь с ее сансарическими особенностями. Страданием этой жизни является то, что живущее миллионы лет в таком блаженстве и просветлении сознание не способно выбирать свой путь и никак не может самостоятельно выйти на искомую дорогу полного освобождения от сансары. Вообще по буддизму любая жизнь, которую мы получаем по кармическим законам - это страдание. Наши эмоции приносят нам боль. Любовь и привязанности, болезни и старость - все это в сухом остатке - череда негативных мыслей и эмоций: ревность, алчность, страх потерять, отчаяние. И даже высшее состояние - бестелесных дэвов - тоже порождает своеобразное страдание. Это страдание приходит через осознанность того, что сознание не может прекратить блаженное растворение в прекрасном потоке чистого бытия, оно приговорено к своей осознанности почти навечно. И когда-нибудь, через миллиарды лет, ему тоже захочется остановить эту осознанность. Ибо даже такая осознанность - это тягота, несвобода, выраженная в невозможности прекратить.
Центральная идея буддизма о посмертии - это необходимость остановить колесо сансары. То есть остановить процесс перерождений в новых и новых жизнях. Проще говоря, буддист хочет просто навсегда умереть и никогда больше не рождаться. В индуизме это состояние, прекращение сансары, обозначено более просто - слияние с Брахманом, растворение в источнике бытия, в его абсолютном сиянии (мы становимся светом, излучением, теми же фотонами - но в индуизме это все-таки связано с разумом). В буддизме - нет. Это просто - растворение. Исчезновение, уход в абсолютное ничто. Как мы видим, это не ад и не рай, не чистилище и не лимб. Это примерно то же, о чем говорят атеисты. Но в отличие от атеистов, буддисты считают, что так счастливо умереть (освободиться от сансары) могут только те люди, кто в течение многих и многих жизней (перерождений) упрямо шел к умиранию-растворению через строгость правильного восьмеричного пути, философии неделания зла, медитации и йоги.
Одним словом, хорошую религию придумали индусы. Да и все остальные религии не так просты, как кажутся на первый взгляд.