Это такая очень интересная фишка - "советское образование в РФ".
Многие не понимают, что система образования определяется не тем, что "серьезные предметы серьезно изучаются". Советская система образования не поэтому давала хорошее образование детям. Образование было непрерывным. Было три уровня образования - дошкольное/школьное/профессиональное, через которые должен был пройти каждый. Была заинтересованность страны в качественном образовании каждого ребенка, от чукотских оленеводов до московских партийных. В итоге программа была одинаковой, к одинаковому обеспечению школ стремились. Поступить в нормальный вуз могли с равным успехом и москвич, и Фрося Бурлакова.
В 1990-е эту систему сломали, прекратив непрерывное образование. Поступление в вузы заточили под "правильные школы" и вызвали коррупцию. Устроили дикий дисбаланс в экономике и экономический кризис, убив спрос на специалистов и закрепив культ высшего образования (когда даже уборщица должна быть с высшим образованием). Также из-за дисбаланса поломалась система финансирования региональных школ, ускорилась урбанизация - и это ничем не компенсировалось на государственном уровне. Поэтому "серьезного преподавания серьезных предметов" быть чисто физически не могло. Там и астрономия под шумок исчезла, и черчение отменили.
Сегодня пытаются возродить идею "советского образования" - то сталинские учебники издают, то еще что придумают. Но для возвращения советского образования нужны другие шаги:
- полный переход образования на федеральный уровень с выкидыванием разного "регионального компонента" на факультатив.
- Установление единой системы преподавания - единый учебник по каждому предмету, единая методическая база, единый учебный план.
- Слова "права ребенка" в школе должны исчезнуть. В школе у ребенка есть строгие обязанности.
- Вступительные экзамены в вузы должны утверждаться минобразом, а не вузом, который их завышает.
- Учебные программы вузов и колледжей должны быть заточены под школьный уровень образования. Сегодня вузы, оторванные от школ, требуют от абитуры знания на уровне первого-второго курса вуза, чтобы меньше работать.
- и самое главное - государство должно давать четкое ТЗ, каким должен быть выпускник на каждом уровне. Сегодня нет этого ТЗ, и потому нет нормальной подготовки. Каждый учит в меру своего понимания.
Там еще есть уйма изменений, но не в масштабах поста Кью это писать. Вот когда вся система образования вернется к системному подходу, к непрерывному образованию, тогда и можно будет говорить про отказ от Егэ и про серьезное изучение.