Мы в сообществе PRO Счастье каждыйдень посвящаем одной из тем согласно Календарюсчастья на март 2022 г. от университета Беркли.
Сегодня4 марта, и это значит, что сегодняшний день посвящён умению общаться.
💡Скоро мы запустим программу практик в разных аспектах счастья! Подробности вспециальном канале Телеграм.Добавляйтесь.
Часто мы слушаемсобеседника, не слыша его. Погрузившись в свои мысли и переживания, не видимчеловека перед собой. Поэтому упускаем возможности укрепить связь с этимчеловеком—и даже рискуем заставить его чувствовать себя забытым и обиженным. Ичасто именно это происходит с самыми близкими нам людьми.
Как этого избежать?
Необходимо уметь давать людям ощущать их значимость – это ключ к хорошимвзаимоотношениям. Давая людям почувствовать их значимость, вы укрепляетевашу связь: любовную, дружескую и рабочую.
Один из инструментов- активное слушание.
Выражая активный интерес к тому, что говорит другой человек,вы позволяете ему почувствовать себя услышанным. Эта техника особенно хорошоподходит для сложных разговоров (таких как споры с романтическим партнером) идля выражения поддержки. Исследованияпоказывают, что использование этой техники может помочь другим чувствовать себяболее понятыми и улучшить удовлетворенность отношениями.
Как это сделать (практика активного слушания):
Время -10 минут хотя бы раз в неделю.
Найдите тихое место, где вы можете поговорить ссобеседником, не прерывая и не отвлекаясь. Предложитеэтому человеку поделиться тем, что у него на уме. Вашазадача выполнять следующие шаги:
Как только другой человек закончит выражать мысль,попробуйте перефразировать то, что он сказал, чтобы убедиться, что вы понимаетеи слышите его. Например: “Ты говоришь, что…”, “Это звучиткак…” и “Если я правильно понимаю…”.
При необходимости задавайте вопросы, чтобы побудитьдругого человека рассказать о своих мыслях и чувствах. Старайтесьне делать поспешных выводов о том, что имеет в виду другой человек. Вместоэтого задавайте вопросы, чтобы прояснить их значение, например: “Когда тысказала_, ты имела в виду_?”
Если другой человек высказывает негативные чувства, не стремитесь подвергать их сомнению или защищаться. Например,если говорящий выражает разочарование, попытайтесь понять, почему он так себячувствует. Выможете ответить: “Мне кажется, ты разочарован” или “Представляю, как тысердишься сейчас”.
Вы можете показать, что вовлечены и заинтересованы,установив зрительный контакт, кивнув, повернувшись лицом к собеседнику,сохраняя открытую и расслабленную позу тела. Старайтесьизбегать отвлекающих факторов в вашем окружении или постоянной проверки телефона. Следитеза выражением лица: избегайте выражений, которые могут выражать неодобрение илиотвращение.
Избегайтесуждений.Ваша цель -понять точку зрения другого человека ипринять ее такой, какая она есть, даже если вы с ней не согласны. Старайтесьне перебивать контраргументами, в том числе мысленно.
Избегайте давать советы.Решение проблем, вероятно, будет более эффективным после того,как оба партнера по разговору поймут точку зрения друг друга и почувствуют, чтоих услышали. Слишкомбыстрый переход к даче советов может быть непродуктивным.
После того, как у другого человека была возможностьвысказаться, и вы выполнили описанные выше шаги активного слушания, спросите,можно ли вам поделиться своей точкой зрения. Делясьсвоей точкой зрения, выражайте себя как можно яснее, используя утверждения “Я”(например, “Я чувствую себя подавленным, когда ты поступаешь так…”). Такжеможет быть полезно, выразить сочувствие к точке зрения другого человека(например, “Я знаю, что ты была очень занята в последнее время и очень устала”).
Участникипровели краткие беседы (о своем самом большом разочаровании в своемуниверситете) с кем-то, кто обучен активному слушанию, с кем-то, кто дал имсовет, или с кем-то, кто просто подтвердил их точку зрения. Участники,получившие активное слушание, сообщили, что в конце разговора почувствовалисебя более понятыми.