Тут скорее важна не реальная история этой песни, которая никому по большому счету не интересна, а то, какое впечатление она производит. Это работает абсолютно точно так же, как когда какая-нибудь не особо одарённая старушка слышит оглушительный power-metall и непременно будет уверена, что там поётся об убийствах, воздаются хвалы Сатане и вешают распотрошённых монахов. Ассоциации - великая вещь.
На песню "Wenn die Soldaten", разумеется, накладывает нехороший отпечаток наша новейшая история. Вряд ли я скажу что-то новое, напомнив, что в XX веке наш народ пережил самую страшную войну в своей истории, когда стоял вопрос о выживании не просто государственности, а целой этнической (вернее этнических) общности. Великая Отечественная стала водоразделом, поделив всю отечественную историю на "до" и "после" и навсегда заложила многие образы в нашем сознании. И образ врага закономерно кристаллизировался в немце, агрессивном поработителе, "грабителе и насильнике" как поётся в знаменитой "Священной войне". Я сейчас не беру официальную позицию и или коммунистическую идеологию, а скорее людское подсознание. Даже сейчас можно встретить людей, которые не разбираясь будут не любить немцев просто за то, что они немцы.
Поэтому у нас сейчас любое произведение культуры - в данном случае музыкальное -, которое предстаёт в германском облике и несёт оттенок милитари, автоматически начинает вызывать ассоциации только с Великой Отечественной, нацистами, Гитлером и всем полагающимся. Кстати, пожалуй не только в нашей стране, хотя у нас и более всего. С одной стороны, это объясняется, как я уже говорил, страшным наследием войны в нашем сознании. Но с другой, среднестатический человек и разбираться-то особо не настроен. Если у него кругозор низкий, немецкого языка он не знает, а логические цепочки довольно короткие, то и долго думать он не будет. Немецкое? Военное? Значит фашисты!
Именно поэтому у нас сейчас довольно косо смотрят на тех, кто, скажем, симпатизирует Пруссии и Фридриху Великому. И ведь никого не волнует, что это середина XVIII века, что складывание прусско-германской государственности только началось, да и в целом появление национального сознания ещё в зачаточном состоянии. Какие-то марширующие солдаты, орущие что-то немецкое - вывод однозначен. Простой человек в такие тонкости просто не полезет. Вот точно так же работает логика наших российских чиновников, когда речь заходит об организации фестивалей исторической реконструкции: "Реконструирует римлян - фашист, реконструирует тевтонских рыцарей - еще больше фашист!"
В общем-то, можно даже не говорить, что песня эта известна еще с середины XIX века. Или то, что в Третьем Рейхе она продолжала использоваться по инерции. Ныне же чарующий голос Марлен Дитрих вызовет у всех только одну ассоциацию.
Кстати, в Германии со всем этим похожая картина. Сама война и последовавшая затем политика денацификации зародили в немцах огромный комплекс вины - безотносительно того, хорошо это или плохо -, подействовавший на них парализующе. Теперь и у них самих в большинстве все традиционно-германско-военное вызывает нервную оторопь и стремление убежать подальше от глаз.
История, огнестрельное оружие, организация и деятельность полиции и спецслужб, в т.ч.заруб... · 19 окт 2021
Эта песня часто служила музыкальным фоном документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Кроме того, порой искажался её текст, после чего вместо слов о девушках, открывающих окна при прохождении солдат, звучали слова о фюрере и готовности сражаться до полной победы.