Мудрый Правитель некоей Счастливой страны в назидание и в награду своим подданным решил основать два дивных города: Добро и Зло. Для Добра он избрал лучшие плодородные земли с плодоносными садами на берегу судоходной реки рядом с бойкими торговыми путями. Средств на благоустройство Правитель не жалел: всё возможное было сделано для удобства и радости горожан, коими, разумеется, стали самые честные, самые добрые, самые справедливые и самые трудолюбивые граждане. Поскольку понятно каждому, что добродетель должна быть вознаграждена по заслугам, в городе были самые комфортные, какие только можно себе представить, жилища. Каждый мог найти себе здесь без труда занятие по душе: рыбная ловля, садоводство, ткачество, кузнечное мастерство, живопись, кулинария, балет… Любое трудолюбие найдёт себе удовлетворение и радость созидания и творчества! Всё было рационально и гармонично, функционально и прекрасно! Лучшие ученые и художники работали над воплощением самых дерзких мечтаний!
Над устройством города Зло, как и можно было подумать, никто особенно не старался. Ему отведены были самые неудобные земли с капризным климатом, дома и дороги здесь были плохонькие, торговые пути далеко, производства своего никакого… Да и зачем было стараться для самых ленивых, злых и лживых воришек, коим предстояло коротать дни свои в этом бесславном прибежище? Правитель планировал сюда ссылать в наказание, а в город Добро в награду!
Сам Господь одобрил мудрые планы Правителя и в поддержание столь дерзкого и справедливого проекта послал на землю Ангела Добра и Демона Зла, дав им послушание – каждому охранять свой город, дабы Зло не проникло в город Добра, а Добро не попало в царство Зла. Простодушный Правитель решил, что такое покровительство защитит его детище от любых превратностей, и спокойно занялся повседневными делами любимой страны, обратив свои заботы на чаяния обычных граждан.
Прошло двадцать лет. Мудрый Правитель почувствовал приближение старости и стал подумывать о преемнике. Конечно же, решил он, лучшего надо искать среди лучших – и отправился в город Добра.
Въехав в город по главной дороге, Правитель с отрадою в сердце отметил порядок и парадность вида. Только его слегка покоробило, что как-то уж слишком ново и слишком чисто выглядело всё вокруг, будто кто-то заранее приготовился к его посещению. Тогда он решил свернуть с главной дороги в боковую улочку… То, что открылось его взору, описать приличными словами затруднительно! Всюду плохо скрываемая разруха: запустение, мусор, трещины, плесень, кое-где кое-как замазано, где-то как бы слегка прикрыто…
У справедливого Правителя, разумеется, были друзья, которые по праву дел своих удостоились чести жить в этом городе, и он решил разыскать из них кого-нибудь, чтобы понять, как здесь устроилась жизнь. Отправившись по городу пешком, чтобы рассмотреть всё получше, он то и дело встречал горожан с усталыми осунувшимися лицами, подозрительными взглядами, какими-то суетливыми походками. Когда он пытался обратиться к кому-либо с вопросом, встречные торопливо пробегали мимо, будто не слыша. Но наконец Правитель увидел знакомое лицо.
- Нестор! – обратился он к благообразному старцу. – Приветствую тебя! Расскажи мне, любезный друг, что случилось в вашем славном городе? Почему жители так мрачны, а кругом всё так убого? Я оставлял этот город прекрасным садом со счастливыми обитателями. Что вы сделали над собою? Вы перестали трудиться? Или злоба поселилась в ваших сердцах? Или честности вы изменили? Расскажи, мне, ничего не тая. Кто виновен в этой страшной беде?
- Здравствуй Правитель. Да продлятся твои дни. Поспешу тебя успокоить: коренные жители нашего славного города не утратили ни трудолюбия, ни честности, и даже злоба не проникла в наши сердца, несмотря на отчаяние и скорбь о детях наших. А виновен в страшной беде Добрый Ангел – хранитель ворот.
- Как ты можешь говорить такое? – возмутился Правитель. – Видно рассудок твой помутился от горя. Сам Господь указал Ангелу Добра хранить этот город от Зла! Разве мог он оставить своё послушание?
- Он и не оставлял! Он хранит ворота по своему разумению. А вернее, по доброте своей ангельской. Как, скажи мне, Мудрый Правитель, может добрая душа не дать приюта уставшему страннику? - Так-то так, но Ангел должен видеть тех, кто имеет злой умысел в душе своей, и таких путников всё равно не впускать. Послушание его заключается в том, чтобы Зло не проникло в город Добра!
- Наивный Мудрый Правитель! Позволь тебе объяснить, в чём твоя ошибка! Самый добрый на свете кто? Тот, кто дарит добро бескорыстно! Тот, кто верит в добро безусловно! Ангел Добра – воплощение доброты! В самом последнем злодее он отыщет частички добра и поверит честному слову и молящему взору. И подумай, можно ли добрым назвать того, кто оставил без помощи просящего? Ибо сказано: стучите и откроют вам. Разве можно представить себе Добро, прогоняющее от врат своих и не дающее пристанища страннику?
- Наверное, ты прав. Невозможно держать запертыми от просящих ворота Добра. Но ведь в городе столько праведников! Неужели они не смогли направить на путь истинный тех, кто попал сюда не по праву заслуг своих?
- Вспомни, Мудрый Правитель, кого называешь ты праведниками? Самые добрые – умеют сочувствовать, помогать и дарить. Самые трудолюбивые любят трудиться, им не в тягость любая работа, а в удовольствие. Они лишь примером могли бы воздействовать на странников. Но если странник не любит работать сам, он только радуется, что за него это делает кто-то другой. Он при этом станет ещё, пожалуй, сетовать на горькую судьбу, которая сотворила его таким, а добрый будет угощать его и сочувствовать. Вот так всё и случилось в славном нашем городе. Трудолюбивые работают, щедрые дарят, милосердные сочувствуют и помогают. Приблудные нищие ленятся и жалуются на судьбу, принимают дары и отдыхают от вечной своей усталости.
- Но как же справедливые? Ведь они должны были предпринять что-нибудь для исправления ситуации? Ведь это вопиющая несправедливость, когда одни трудятся, а другие пожинают плоды чужого труда! – возмутился Правитель.
- Ну, почему же несправедливость? Ведь в городе Добра главное – это гармония и счастье жителей. А при таком раскладе все были счастливы до поры до времени: трудолюбивые счастливы, что плоды их труда востребованы, милосердные счастье находят в сочувствии и вспомоществовании ближнему, а ленивые довольны, что ленятся! Нет повода никому плакаться о несправедливости мира! Не так ли?
- Но ты сказал, что счастье такое длилось до поры до времени…
- Так. Счастье, как видно, вообще недолговечно.
- Но что случилось?
- Дети! Наши дети стали подрастать и познавать окружающий их мир. Добрые родители могли лишь собственным примером научить истине. Но мировоззрение ребёнка формирует не только его семья! Человек растёт, видит, сопоставляет, анализирует… Не надо обладать незаурядными способностями, чтобы заметить, что в нашем городе можно жить припеваючи и не работать. Что льстивый и ленивый имеет больше благ, чем правдивый и трудолюбивый. И что любая корысть не поселит в добром сердце зависти и осуждения. А справедливость? Что справедливость? На каком основании она должна разделять все блага? На том, кому сколько нужно? На том, чтобы всем поровну?
- Но почему не на том, сколько каждому положено по трудам его?
- А как определить ценность труда? Как сравнить пользу художника и пекаря, кузнеца и балерины? А если голодать будет ребёнок, чьи родители – бездельники? Это разве справедливо? А если человек не может работать по немощи своей? Как отличить мнимого больного от истинно недужного? Не милосердие ли должно быть основанием для справедливости в царстве Добра? Как ты думаешь, Мудрый правитель?