Пьеса «Тартюф» была создана Ж. Мольером, как комедия о современном обществе Франции 17века. В произведении затрагивается ряд морально-нравственных проблем, но самой значимой является проблема лицемерия. Герой пьесы Тартюфявляется социально-обобщенным порочным и лицемерным персонажем. Подобно современникамМольера, скрываясь под маской праведника,Тартюф действует исключительно в своих интересах. Его доверчивый покровитель Оргонверит в честность главного антагониста. Однако образ человека лишь внешне праведного не может не насторожить читателя и зрителя. Мольер ставит вопрос морали достаточно остро, чтобы отнести это произведение к комедийному жанру иодновременно заставить задуматься об истинном смысле повествования.
Автор указывает на религиозное бесчестие всех героев пьесы. Домочадцы трактуют священное писание в свою пользу и не желают задумываться об истинном значении религии в жизни человека. Для Тартюфа религия – это не более чем способ достижения своих корыстных целей и манипуляции. Оргон, как человек запутавшийся и заблудившийся в нравственном плане, готов признать любую точку зрения. Едва заметив твердую авторитарную позицию Тартюфа, он искренне становится его последователем, не замечая всего абсурда принимаемых им решений. Оргон безоговорочно внемлет Тартюфу, так как воспитан в патриархальном обществе и его критическое мышление притуплено. Доказательством тому является то, какой безмолвной верой к Тартюфу прониклась мать Оргона госпожа Пернель. Устаревшие взгляды, лишенные здравомыслия приводят неминуемо к краху.
Невозможно не отметить то, какими нравственно дезориентированными являются все участники действия. Никто из домочадцев даже не пытается оказывать сопротивление влиянию Тартюфа. Но и лицемерие присуще не ему одному, госпоже Пернель очень удобно скрывать свои проступки за благочестием.
Автор видит в качестве одного из решений проблемы обличение всякого бесчестия и лицемерия. Мольер противопоставляет наивности, глупости и трусости ум мудрость и смелость в лице правителя государства. Монарх подобно Богу вершит судьбы людей в пьесе. Про морально-нравственную концепцию в рамках образа монарха всевидящего и всевластного стоит говорить в контексте его прототипа, ведь в характереперсонажа явно присутствуют черты Людовика XIV. Именно персонаж монарха, ни разу не появившись в пьесе, играет ключевую роль в ее развязке. Так, говоря о наличии проблемы, можно открыть глаза обществу и заставить задуматься о последствиях. А бороться с лицемерием в религии, или сохранять эту сферу жизни неизменной может решить только власть, заручившись поддержкой общества.
Произведение французского драматурга Ж. Мольера «Тартюф» написано по канонам литературного классицизма, в нем соблюдены единство пространства и времени, а монарх предстает всезнающим, справедливым и мудрым. С тех пор многое изменилось в Европейском общественном укладе, изменилась ценностная система и принятые концепции. Однако проблема религиозного лицемерия остается актуальной, хоть и видоизмененной. Количество официально разрешенных религий и различных сект говорит о том, что людям необходима духовная сфера для сокрытия своих слабостей. Многие общественные деятели всерьез пытаются решить эту проблему радикально. Некоторые стремятся окончательно уйти от предписаний религии, отказаться от фигуры священнослужителей, как носителей единственно верных убеждений. Но остаются и последователи консервативных религиозных взглядов, которые в свою очередь истинной властью считают Бога и церковь на земле. Последние в современном мире остаются в меньшинстве.
Все больше светские государства стремятся к урегулированию отношений с церковью, найти компромисс, желая при этом вытеснить ее радикальные законы. Поклонение эфемерному божеству становится нелогично и неразумно, по мнению правителей. Но окончательно институт церкви не исчезнет, ведь он является необходимым механизмом в управлении обществом. В целом, даже если допустить такое развитие событий, при котором в обществе перестанет существовать религия, ей непременно найдут замену. Сложность в том, что в таком случае будет непонятно каким образом бороться с новым пристанищем порой ложных убеждений.
Невозможно не согласиться с автором пьесы «Тартюф» в его умелой попытке обличить проблемы, вынести тщательно сокрытое спорное на поверхность для всеобщего обсуждения. Для таких радикальных шагов нужна твердость, смелость и уверенность в своей правоте. Учитывая исторический контекст, стоит отметить то, насколько Ж. Мольер являлся фигурой неординарной и интересной. В других своих произведениях (Дон Жуан, Мизантроп, Ученые женщины) автор продолжает обличать пороки буржуазии, церкви и дворянства.
Библиография
1. Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга., Перевод В. Лихачева., 2009.
2. Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; История зарубежной литературы 17 века: Учебник для филологических вузов; Под редакцией З. И. Плавскина. – М.: Высшая школа, 1987. – 248 с.