Для пояснения вопроса отрывок из книги "Мир дураков". Никаких оскорблений в отрывке не имеется, он предлагается к ознакомлению с одной из проблем общества для обсуждения.
"Какое качество является более значимым для выживания людей и человечества в целом — ум, мускулы, половая мощь, "воля к власти"? Что-то ум не представляется в этом ряду самым важным. Если кто-то думает, что ум — главный фактор научно-технического прогресса, надо заметить, что это далеко не так. Прогресс делают, скорее, не умники, а специализированные гении — в целом не особенно отличающиеся умом, если судить по количеству вреда, сопутствующего их творческим достижениям.
"Errare humanum est" —"Человеку свойственно ошибаться". Быть дураком — тоже очень человечно. Дурак — это и есть нормальный человек. А умный — это отклонение.
Но если дурак — это "нормальный человек", то почему слово "дурак" является оскорбительным? Идеальный человек — конечно, красивый, сильный, умный и т. п., даже для дураков. Многие из тех, кто считают, что такой-то идеал для них недостижим, стремятся уверить себя, что этот идеал маловажен, сомнителен, необязателен, но большинство людей хотя бы втайне сожалеет о своем несоответствии идеалу и поэтому сердится, когда ему указывают на расхождение с ним. Из всех значимых качеств человека ум — самое неочевидное. Мускулы можно посмотреть и пощупать, половая сила имеет очевидные проявления, здоровье легко определяется посредством несложных процедур. Лишь с установлением наличия ума есть значительные трудности. Так называемые интеллектуальные тесты — скорее, для ранжирования дураков, чем для выделения умников. Даже жизненный успех — и то не показатель интеллекта... А если так, то, может быть, ум — какое-то мелкое излишество? Да уж, очень на то похоже...
Что есть глупость.
Могут быть выделены следующие дефекты ума:
- • слабая мощность и быстрая утомляемость мозга;
- • нехватка обобщенных знаний;
- • использование неэффективных обобщенных знаний;
- • малая тренированность интеллекта в решении сложных проблем;
- • отсутствие некоторых нужных задатков (врожденных наклонностей);
- • использование неэффективной парадигмы мышления;
- • специализированность: "натасканность" на один или несколько узких классов задач;
- • плохие интеллектуальные привычки.
Все это существенно различающиеся по своей природе и не очень тесно коррелирующие между собой качества, проявление любого из которых обычно называют глупостью.
Возможные причины дефектов ума:
- • ущербность генотипа;
- • чрезмерная неблагоприятность условий существования;
- • чрезмерная благоприятность условий существования;
- • дурное воспитание;
- • дурное влияние.
Исправима ли глупость? У нестарых, генетически нормальных и здоровых людей ее можно вытравить хотя бы частично, но делать это очень трудно, а главное — никому не нужно: чрезмерного дурака можно заменить на дурака нормального, каких полно, а от умных и без того хлопот больше, чем надо.
Естественный отбор в мире дураков.
Наиболее благоприятные условия в нем — для обладателей средних качеств. В том числе среднего интеллекта. Дураки приспособили свой мир именно для себя. Было бы странно ожидать от них чего-то другого.
Дураки и ложь.
Ложь — духовная пища дураков. Правда ими трудно воспринимаема. К тому же от правды у них обычно случаются неприятности. А вот когда они поглощают ложь, тогда у них все в порядке. Обман, упрощения, фикции — тот цемент, которым скрепляется конструкция мира дураков.
В обществе дураков эмпирически сложилась и поддерживается система удобных фикций. Дураки стремятся к ложным целям, но направление иногда получается нужное — во всяком случае, не худшее из возможных: если общество не погибает, значит, фикции выбраны верно.
Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"): "... Никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, друг — друга, жена — мужа и т. д., если бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали один одного медом глупости."
Дураки и проблемы.
Не следует жалеть дураков, страдающих от избытка проблем: большую часть своих проблем эти дураки создают сами, а также подбрасывают проблемы друг другу или придумывают общие — на всю дурацкую братию.
Дураки делятся на новаторов и консерваторов. Умники тоже делятся на новаторов и консерваторов. Умники-новаторы борются с неуместным консерватизмом дураков, а умники-консерваторы — с неуместным дурацким новаторством. Человеческий мир существенно абсурден, потому что умники не успевают пресекать инициативы дураков и исправлять их последствия.
Дураки и власть.
Средние и даже минимальные способности и подготовка достаточны для исполнения всех(или большинства) функций руководства. А. Зиновьев. "Коммунизм как реальность" (гл. "Карьеризм").
Власть обычно не принадлежит умным, хотя вроде бы они могут лучше продумывать способы ее захвата. Если умный временно прорывается к власти, он все равно вынужден применять ее на дурацкий манер, потому что — для дураков.
Мир принадлежит дуракам. В нем удается реализация лишь тех больших проектов, которые рассчитаны на дураков. Дураки правят своим миром сами. Умные обычно застревают где-то в нижней трети социальной лестницы. Нередко они и вовсе избегают высовываться — ради безопасности.
Дураки вполне могут долгое время существовать без умных — под руководством менее глупых своих собратьев, паразитируя на тех достижениях, которые обеспечили им умные.
Диктатура умных, конечно, очень желательна — хотя бы на время. Наверное, она даже могла бы продержаться долго, но не видится способа ее создать.
Умники вовсе не составляют "интеллекта нации", так как далеко не все из них входят в число лиц, принимающих решения или вырабатывающих широко распространяемые идеи. Зато в число указанных лиц входит множество бойких поднатаскавшихся дураков.
- редкость умников: когда возникает необходимость в поддержке со стороны другого умника, то обычно ни одного не оказывается рядом;
- дискомфортность положения умников среди дураков: дополнительные издержки на маскировку; неспособность выглядеть для дураков вполне своим;
- абсурдность склада мозгов у многих умников: неспособность этих умников положительно проявлять себя в обычных не слишком сложных делах;
- извращенность многих умников: неспособность преодолеть порочные влечения; враждебное отношение извращенных умников к умникам здравомыслящим;
- существование псевдоумников; их продвигают во власть добропорядочные дураки, стремящиеся к тому, чтобы правили умники;
- отток умников в неначальственные виды деятельности: исследования, проектирование, теоретизирование, художественное творчество и т. д.;
- физические недостатки многих умников, затрудняющие им продвижение в лидеры (ум зачастую развивается как компенсация каких-то невыигрышных качеств).
Ум и психическая ненормальность.
У башковитых — свои психические проблемы, у дураков — свои. Бывают сумасшедшие дураки, бывают сумасшедшие умники. Дураки заболевают головой из-за неспособности "переварить" своим скудным умом сложности своего положения, умники — из-за постоянного травмирования их дураками и из-за перенапряжения в умственной работе.
Аллан Кардек ("Книга духов", Введение, XV): "Да знают ли, сколько безумцев и маньяков было произведено математическими, музыкальными, философскими и другими исследованиями? (...) Работами физическими люди калечат себе руки и ноги, коие суть орудия матерьяльного действия; интеллектуальными работами люди калечат себе мозг, коий есть орудие мысли. (...) Любой вид чрезмерной умственной деятельности может повлечь за собою сумасшествие: науки, искусства, самая религия поставляет свою долю в дома умалишенных."
За тронувшихся умников нередко принимают психически больных "работников умственного труда", особым умом не отличающихся, а также гениев с однобоко развитой психикой. Среди умных много психически больных, но среди дураков таких гораздо больше...
Умный — ближайший кандидат в неврастеники. Его очень часто раздражают. Он не живет — он терпит дураков. Он изгой, "внутренний эмигрант", несчастное существо из другого мира, случайно заброшенное в мир дураков и не знающее, как из него выбраться.
Эразм ("Похвала глупости", гл. XXXI): "Какие люди чаще всего налагали на себя руки, пресытившись печалями жизни? Не те ли, которые ближе всего стояли к мудрости?" Можно выделять несколько уровней сложности интеллекта. Первый вышесредний уровень умственного развития довольно вреден для психики: достигший его человек раздражается несовершенством мира, жизнь его превращается в сплошную пытку. Он либо приобретает психическую болезнь, либо сдается и начинает жить "как все", либо накладывает на себя руки, либо переходит на следующую ступень развития ума, либо мучится дальше. На второй ступени человек приобретает то, что называют философским отношением к жизни: начинает спокойно относиться к глупости, становится добродушным, ироничным, спокойным, неактивным, скрывает свое интеллектуальное превосходство. Этот второй уровень благоприятен для здоровья, но карьере не способствует. Третий уровень — это освоение искусства манипулировать дураками: использовать их слабости, порождать, подправлять и гасить дурацкие инициативы слабыми "точечными" воздействиями.
Дураки и коллектив.
Сильные с такой же естественной необходимостью стремятся разойтись, как слабые сойтись. Фридрих Ницше. "К генеалогии морали".
Умные для достижения психологического комфорта нуждаются в коллективе в меньшей степени, чем дураки. К тому же они сильно разбавлены дураками, и им труднее сходиться с себе подобными. По этим причинам умные — всегда в разрозненном слабом меньшинстве. Дураки же стадны. Они охотно сбиваются в кучи. Дурак чувствует себя комфортно только в компании себе подобных. "Коллективным умом" он пытается компенсировать недостаток ума собственного.
Почему умные стремятся к одиночеству, а дураки — к компании? Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты. А. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 2): "Человек умный будет прежде всего стремиться избежать всякого горя, добыть спокойствие и досуг; он будет искать тихой, скромной жизни, при которой бы его не трогали, а поэтому, при некотором знакомстве с так называемыми людьми, он остановит свой выбор на замкнутой жизни, а при большом уме — на полном одиночестве. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше могут дать ему другие люди. Вот почему интеллигентность приводит к необщительности."
Умные против дураков.
Умники видят мир полным трудностей, опасностей и отвратительных неисправимых дураков. Умный легко справляется с двумя-тремя дураками. Но когда они наваливаются на него скопом, он бессилен. За дураков — вся социальная система: государственные учреждения, законы, мораль, религия и т. д. Критиковать всех дураков сразу — значит обречь себя на остракизм. Нападать следует только на конкретных представителей этой категории граждан, причем на слабых волей, неудачливых, не очень жалуемых среди других дураков. И критиковать их надо так, чтобы другие дураки не догадались о вашем отношении к дуракам вообще. Попытка умника сгрызть какого-нибудь высокопоставленного популярного дурака кончается всегда тем, что сгрызают умника.
Случается, умные дружат с дураками, женятся на дурах. А как им еще поступать, если хочется и дружить, и любить, а вокруг почти сплошь дураки? С дураками вполне можно сосуществовать без больших проблем. Но надо быть особо башковитым, чтобы к ним приспособиться.
А. Шопенгауэр ("Афоризмы ...", гл. 5): "Ясный ум среди глупцов подобен человеку, у которого часы идут правильно, тогда как все городские часы поставлены неверно. Он один знает настоящее время, но что ему от этого? — весь город живет по неверно поставленным часам, в том числе даже тот, кто знает, что только его часы показывают верное время."
Дураки против умных.
—Сэр, вы умный человек!
— Нет, но я достаточно соображаю, чтобы распознать умного человека. (Из фильма "Лоуренс Аравийский").
Особое удовольствие для дураков — называть дураками умных. Поступки умных нередко дуракам не понятны, а раз непонятные — значит, неправильные, дурацкие. Дурак считает дураком всякого, кто рассуждает не так, как он. А более умным, чем он сам, дурак признает того, кто соображает в его же дурацкой манере, но быстрее и больше: по сути, того, кто больше плодит глупостей. Иначе говоря, среди дураков считаются умными только те, кто способны решать признаваемые дураками проблемы, используя признаваемые дураками способы.
Как известно, дураками называли придворных шутов, нередко людей вовсе не глупых. Некоторые умники предпочитают быть смешными, чтобы избежать ненависти окружающих.
Продвинутые ловкие дураки рассматривают умных как средство. Они могут признавать их превосходство в решении интеллектуальных задач и использовать это их качество в своих дурацких целях.
Мораль дураков выработала кое-какие защитные приемы против слишком умных. Прежде всего, это высокая оценка таких качеств, как скромность и снисходительность.
Дураки о себе.
Дураки, как правило, таковыми себя не считают. К дуракам они относят еще больших дураков, чем они сами, а также не понятных им умников, имеющих странные интересы. Дурак, признающий свою ограниченность, — это правильный, хороший, вполне приемлемый для умников дурак. Но такой дурак встречается редко. Эх, побольше бы таких дураков!
Откуда берется ум.
Аристотель ("Политика", кн. 8, IV.2): "Физическое напряжение препятствует развитию ума, напряжение умственное — развитию тела."
Здоровьем и психической энергией дураки обычно не уступают умным или даже превосходят их, потому что нередко ум развивается как компенсация слабого здоровья или малой психической выносливости...." — Александр Бурьяк "Мир дураков (ORBIS STULTORUM)"
Хочется думать, что автор ошибается...