Вырасти в продажах и не потерять в качестве доставки: кейс Перекресток Впрок

  1. Задача
    Обеспечить качественную доставку в условиях кратного роста и ограниченных ресурсах
  2. Решение
    Автоматизированное планирование маршрутов и открытие новых складов в условиях быстро растущих объемов заказов
  3. Результаты
    Удалось увеличить количество адресов на маршруте в среднем на 17%. Несмотря на рост объемов, точность доставки достигла 95%, а количество отказов по причине опоздания снизилось до 2%
О партнере
Онлайн-гипермаркет «Перекрёсток Впрок» доставляет товары по Москве, Санкт-Петербургу и другим крупным городам России. По итогам третьего квартала 2020 года количество заказов превысило 846 тыс., увеличившись более чем в 2,5 раза по сравнению с третьим кварталом 2019 г. Чистая выручка по итогам третьего квартала 2020 года выросла в 3 раза по сравнению с предыдущим годом и достигла 2,8 млрд руб. без НДС. Средний чек составил 3791 рубль.
Кризис — время для масштабирования
Пандемия в начале 2020 года привела к кратному росту объема заказов на доставку, с которой смогли справиться не все крупные ритейлеры. В Перекресток Впрок уже успели внедрить технологии Яндекс Маршрутизации, которые помогли им автоматизировать логистику, но с приходом кризиса возникли новые испытания для логистической инфраструктуры. 

Кратно выросшая нагрузка требовала максимально эффективного использования существующего парка. Понадобился быстрый поиск и адаптация новых курьеров в сумме с достаточными ресурсами для сборки и хранения товаров. Изменился и сам характер заказов — покупатели стали заказывать больше продуктов, чем обычно, поэтому они стали более габаритные. При этом, управлять процессами нужно было той же командой логистов. 

Чтобы обеспечить всех клиентов заказами, ритейлер привлек к сотрудничеству около 40 партнерских курьерских компаний, чьи предприятия остались без работы из-за ограничений. Увеличившийся объем потребовал открытия складских помещений раньше запланированного срока — в компании запустили два даркстора на 30 000 наименований в Москве и Нижнем Новгороде. 
Даркстор («dark store» — «темный магазин») — это помещение для хранения товаров и сбора заказов, которым пользуются онлайн-ритейлеры. Даркстор позволяет сократить стоимость хранения товаров благодаря отсутствию затрат на оформление помещения и раскладку товара
Настройка логистики
В Перекресток Впрок считают, что увеличение курьерского штата и запуск новых складских помещений не принес бы нужных результатов без правильного подхода к логистике.

У некоторых ритейлеров логистика устроена следующим образом. Логисты группируют заказы по географическим зонам, курьер получает список адресов, по которым он должен доставлять заказы в течение дня. Затем он обзванивает клиентов и прокладывает маршрут по своему усмотрению. При этом, маршрут редко получается оптимальным — что-то зависит от опыта водителя, а что-то — от ситуации на дорогах. Опоздание курьера приводит к недовольству клиента, которое может привести к отмене заказа и точно приведет к падению качества сервиса. 

Чтобы избежать таких проблем в Перекресток Впрок чуть больше года назад решили воспользоваться решениями Яндекс Маршрутизации, которые автоматически планируют оптимальные маршруты с учетом расстояний и пробок. Благодаря автоматизации в компании смогли обойтись без расширения команды логистов. Еще одним преимуществом стала экономия на транспортных расходах.
По оценкам логистов, средняя стоимость использования одной небольшой машины — 5 300 рублей в день. Сюда входит топливо, оплата труда водителя, амортизация транспортного средства или стоимость его найма. Хорошим показателем на рынке считается, в среднем, 25 точек на маршруте. К примеру, нужно доставить 1000 заказов — для этого понадобится около 40 машин, которые обойдутся компании в 212 000 рублей в день.
Использование алгоритмов автоматической маршрутизации позволяет уплотнить имеющиеся маршруты на 15-20%. Это значит, что вместо 25 заказов одна машина в среднем будет развозить около 30 заказов. Чтобы доставить ту же 1000 заказов теперь потребуется уже 34 машины, что будет стоить компании 182 000 рублей в день. 
6 машин на 1000 заказов в день = 31 800 рублей в день, что и будет эффектом от автоматического планирования.
Внедрение Яндекс Маршрутизации
Внедрение новых алгоритмов потребовало оптимизации операционных процессов компании. Изначально обмен данными осуществлялся практически в ручном режиме, но в компании поняли, что максимального удобства можно достигнуть только с переходом на API. 
API — это способ обмена информацией между двумя или более системами. Одна система знает, какие операции может делать другая система (например, спланировать маршрут) и знает, какие данные нужны для того, чтобы она эту операцию сделала. Например, CRM или бухгалтерская система может взаимодействовать с Яндекс Маршрутизацией напрямую, передавая ей данные по заказам и получая обратно готовые маршруты.

Сначала в Перекресток Впрок прописали в системе все варианты настроек машин, смен, заказов — всего около 50 параметров. Пилотный запуск состоялся в октябре 2019 года, а на следующим этапе полноценно внедрили Яндекс Маршрутизацию в Москве, Санкт-Петербурге, а затем и в Нижнем Новгороде.

Сейчас в компании вносят в программу следующие сведения:

  • О заказах (номер заказа, вес заказа и его свойства, адрес и временной интервал доставки, время, необходимое курьеру для парковки и передачи заказа);
  • Об автомобилях (их грузоподъемность, рабочие смены)
  • О складах (их расположение, вместимость, загруженность). Яндекс Маршрутизация строит оптимальный маршрут для каждой машины с учетом загруженности дорог, средней скорости движения и подсчитывает ориентировочное время доставки заказов.
Яндекс Маршрутизация строит оптимальный маршрут для каждой машины с учетом загруженности дорог, средней скорости движения и подсчитывает ориентировочное время доставки заказов. 
Оптимизация привела к тому, что у одного водителя-экспедитора стало на четыре-пять точек больше, а у всех водителей суммарно — на 2 000 точек в день.
Последовательность точек на маршруте отображается водителю-экспедитору в смартфоне. Там же он видит свой подробный путь и может воспользоваться расширенным функционалом Яндекс Навигатора.
Запуск волнового планирования
Помимо внедрения автоматического планирования ритейлеру нужно было автоматизировать взаимодействие со складом, который должен быстро собирать заказы. Если весь объем заказов поступает единовременно, то сборщики вручную тратят много времени на то, чтобы сформировать заказы. Это приводит к тому, что машины выезжают позже положенного времени.

В Перекресток Впрок настроили автоматизированный режим волнового планирования, когда заказы маршрутизируются несколько раз в день по мере поступления заказов. Поступающие заказы с определенной периодичностью отдаются на склад, где собираются в машины. Затем идет следующая волна планирования, которая сохраняет заказы, уже распределенные по машинам, и распределяет новые заказы по маршрутам. 

Это помогает Перекресток Впрок уменьшить время подготовки заказов и загрузки машин. 
Итоги внедрения новой схемы маршрутизации:
В результате оптимизации логистических процессов с помощью технологий Яндекс Маршрутизации в Перекресток Впрок добились:
+17%
плотность маршрутов
95%
точность соблюдения интервалов
в 4 раза
меньше отказов из-за опозданий
  1. 95% точности попадания в интервал, заявленный клиентом, при ощутимом росте количества заказов
  2. Cокращения количества отказов по причине опоздания с 8% до 2%

  3. Уплотнения маршрутов. Количество адресов на маршруте увеличилось в среднем на 17%
  4. Открытия новых складских помещений. Несмотря на увеличенные объемы, Перекресток Впрок продолжает справляться силами той же команды логистов

Бесплатный доступ к сервису
Познакомьтесь со всеми возможностями логистической платформы и получите помощь в настройке
Thu Aug 15 2024 12:10:58 GMT+0300 (Moscow Standard Time)