Как обрабатывать и отгружать заказы

Важно

Первые несколько этапов обработки заказов от физических лиц и от организаций выглядят немного по-разному. Если вы продаете организациям, не пропустите раздел об особенностях таких заказов.

Видеоподсказка по обработке заказа

Где смотреть поступившие заказы

Когда покупатель делает заказ в вашем магазине, этот заказ появляется в вашем кабинете в разделе Заказы → Заказы и отгрузки. Новые заказы попадают во вкладку Ждут сборки.

А зачем тогда нужна вкладка «Новые»?

Она используется, если вы обрабатываете заказы через API. Там заказы ждут подтверждения. Когда вы работаете с заказом в кабинете, они подтверждаются автоматически и сразу попадают во вторую вкладку.

О том, как подтверждать заказ, подробно рассказано в документации API.

Кроме того, во вкладку «Новые» попадают заказы от организаций.

В списке заказов на этой странице у каждого указана плановая дата отгрузки — день, когда заказ нужно привезти Маркету или сдать приехавшему на склад курьеру. Здесь очень важна пунктуальность: если вы отгрузите заказ раньше или позже, это снизит ваш индекс качества. Кроме того, можно вовсе потерять заказ, если покупатель устанет ждать и отменит его.

Как часто нужно проверять новые заказы

Действуйте так, как вам удобно. Кто-то следит за новыми заказами постоянно, чтобы обрабатывать по мере поступления, а кто-то — собирает все сразу раз в сутки. Единственное, что важно — не пропускать заказы и успевать отгружать их вовремя.

Что делать с новым заказом

Новые заказы попадают в кабинет в статусе Можно обрабатывать. Обработать — это значит подтвердить готовность отгрузить заказ (и указать количество грузомест) или отменить его.

Получив заказ, убедитесь, что все товары из него есть у вас на складе. Если товары находятся в офлайн-магазине, отложите их в сторону, чтобы продавец случайно не отпустил заказанный товар другому покупателю.

Вы можете скачать список заказов — чтобы, например, распечатать и ходить со списком по складу. Для этого нажмите кнопку Список заказов в правом верхнем углу.

Если все товары на месте и готовы отправиться покупателю, переведите заказ в статус Готов к отгрузке. Это можно делать массово, расставив галочки в списке заказов. Для больших товаров, едущих в нескольких коробках, сразу указывайте количество грузомест.

Если товара на месте не оказалось — например, его случайно продали человеку, который пришел в магазин лично, — заказ нужно отредактировать, перенести или отменить.

Важно

Любое из этих действий снизит ваш индекс качества. Очень важно оперативно передавать остатки и следить за продажами вне Маркета.

Статьи об этом: индекс качества, как передавать остатки.

Перенос заказа

Если поставщик вот-вот привезет товар, но не успеет к запланированной отгрузке, заказ можно перенести на следующую отгрузку. Обратите внимание: это можно сделать не позже чем за полчаса до момента формирования отгрузки. Если отгрузка уже сформирована или вот-вот сформируется, заказ можно только отменить.

Отмена заказа

Если товара нет и в ближайшее время не будет, выберите заказ в списке и нажмите Отменить. Отменяйте заказ только после того как убедились, что товара точно нет. Вернуть отмененный заказ обратно в отгрузку не получится.

Исключение товара из заказа

В некоторых случаях отсутствующий товар можно исключить из заказа — это возможно, если заказ при этом не теряет смысла для покупателя. Например, не получится отправить только чехол покупателю, который заказал смартфон и чехол к нему.

Маркет отправит покупателю сообщение об изменении состава заказа.

Как обработать заказ от бизнеса

Новые заказы от организаций и ИП, которые оформили на витрине business.market.yandex.ru, попадают в кабинет во вкладку Новые в статусе Ожидает оплаты. Заказы могут находиться в этом статусе в течение пяти дней, чтобы покупатель успел их оплатить. Для заказов от бизнеса срок оплаты больше, чем для заказов от физических лиц — не отменяйте заказ из-за того, что его не оплатили в течение суток.

Важно

С особым вниманием обработайте ваш первый заказ от бизнеса: если вы по какой-то причине его отмените, ваши товары автоматически пропадут с витрины для организаций.

В течение рабочего дня с вами свяжется служба поддержки, чтобы уточнить, понятен ли вам процесс работы с заказами и может ли магазин продолжить работу. Если все хорошо, товары вернутся на витрину в течение нескольких минут.

Если заказ оплатили, он переходит в статус Ожидает подтверждения. В это время Маркет согласовывает с покупателем дату и время доставки. Если в течение 10 дней доставку не согласуют, заказ будет отменен.

После того как покупатель оплатил заказ и согласовал условия доставки, заказ переходит в статус Можно обрабатывать.

Все заказы от организаций видны на странице Заказы по фильтру Продажи бизнесу.

Когда вы увидите заказ от организации в статусе Ожидает оплаты, отложите товары из этого заказа на складе на 15 дней, чтобы случайно не продать их другим покупателям.

Если нужного товара не окажется на месте, заказ придется отменить. Изменить количество, заменить позиции или удалить отдельные товары в заказе нельзя.

⚠️ Возможность менять состав заказа тестируется на Маркете, но пока доступна не всем продавцам.

Если вы работаете по API, учитывайте особенности, описанные в документации.

Грузоместа в заказах от бизнеса

⚠️ Эта функция пока доступна не всем продавцам. Если вы не видите кнопку Добавить коробку, передавайте число грузомест так же, как передаете его для заказов от физических лиц.

Если заказ сделала организация, вам нужно не просто передать Маркету число грузомест, а указать, что именно содержит каждая коробка. Это поможет разобраться, если с заказом что-то пойдет не так — например, на каком-то этапе будут выявлены расхождения.

Вот как это сделать:

  1. Откройте заказ на странице Заказы → Заказы и отгрузки. По умолчанию все товары сложены в коробку с номером 1.

  2. Добавьте коробки в нужном количестве. Например, если в заказ упакован в пять коробок, нажмите Добавить коробку четыре раза.

  3. Распределите товары по коробкам. Чтобы распределить товар:

    1. Нажмите расположенную возле товара кнопку ⋮.
    2. Выберите коробку.
    3. Укажите, сколько единиц товара едет в этой коробке.
    4. Если единицы товара едут в нескольких коробках, повторите эти шаги для каждой из них.

Получится примерно так:

Обратите внимание: каждая единица товара может числиться только в одной коробке. Если товар едет в нескольких коробках, при распределении поместите его в одну из них.

Пример

В заказе 12345678 есть три одинаковых кондиционера, каждый из которых занимает две коробки. При распределении нужно один кондиционер оставить в первой коробке, а два других поместить в другие:

Коробка

Что указать при распределении

12345678-1

Один кондиционер

12345678-2

12345678-3

Один кондиционер

12345678-4

12345678-5

Один кондиционер

12345678-6

Акт приема-передачи

Чтобы отгрузить заказы на сортировочный центр или в пункт приема заказов, вам понадобится акт приема-передачи. Он оформляется один на все заказы сразу — отдельный акт для каждого заказа оформить нельзя.

Акт может быть бумажный или электронный. Включить работу с электронными актами можно в настройках склада. Подробнее об опции

Что нужно, чтобы составить акт

Маркет составит акт в момент формирования отгрузки, если все заказы, попавшие в отгрузку, обработаны — то есть переведены в статус Готов к отгрузке или, если что-то пошло не так, Отменен.

Обязательно вовремя обрабатывайте все заказы, в том числе те, которые не можете привезти, — иначе у вас не будет акта и вся отгрузка сорвется.

Когда акт появляется в кабинете

Если между днем формирования отгрузки и днем передачи заказов нет выходных, акт появится сразу после формирования отгрузки.

Если после дня формирования отгрузки идут выходные (например, отгрузка сформировалась в пятницу, а заказы нужно отвезти в понедельник), акт будет готов после выходных.

Нужно ли распечатывать акт

Электронный акт распечатывать не нужно. Откройте вкладку К отгрузке и нажмите кнопку Подписать электронный акт. Подпись сотрудника Маркета появится через несколько часов после отгрузки.

Если вы работаете с бумажными актами, скачайте и распечатайте акт. На вкладке К отгрузке и нажмите Скачать акт, а если работаете по API — акт можно получить с помощью специального запроса. Инструкция

На сортировочном центре или в ПВЗ вам понадобятся два экземпляра акта с подписью и печатью. Если вы отгружаете заказы курьеру со своего склада — пять.

Формирование акта вручную

Если акт скачать не удается или в нем что-то не так, его можно сформировать вручную.

Скачайте шаблон и заполните его согласно инструкции на первом листе. Номер акта укажите любой.

Скачать шаблон

Не заполняйте акт от руки, иначе его не примут.

Отгрузка заказов

Сортировочные центры и пункты приема Маркета принимают заказы не по отдельности, а группами — по одной в день. Такая группа заказов называется отгрузкой.

Чтобы отгрузить заказ Маркету, его нужно упаковать и снабдить ярлыком. Вы можете это делать в любой момент: как до обработки заказа в кабинете, так и после. Главное — успеть вовремя передать заказы на сортировочный центр или пункт приема или подготовить их к прибытию курьера.

Пользуйтесь инструкциями:

Сборку и упаковку заказа стоит снимать на видео — оно пригодится, если понадобится разобраться в спорном случае.

Когда отгружать заказы

Заказы лучше отгружать либо в день формирования отгрузки, либо на следующий день. Чтобы разобраться с этой настройкой и выбрать подходящий для себя вариант, прочтите инструкцию.

Дата и время отгрузки товаров всегда указаны на странице отгрузки в личном кабинете. Если в указанное время вы передадите заказы или подготовите их к прибытию курьера, все точно будет в порядке.

Важно

Если в заказах крупногабаритные товары — привозите их только в назначенный день. Из-за ранней отгрузки может снизиться индекс качества вашего магазина. Остальные товары можно привозить раньше. Подробнее об индексе — в статье Индекс качества для модели FBS

⚠️ Приезжайте на сортировочный центр или пункт приема заранее, чтобы успеть отгрузить заказы. Учитывайте, что вам может понадобиться дополнительное время, например, на подписание документов или ожидание в очереди.

Как передать заказы

Яндекс Маркет может принимать заказы двумя способами: с пересчетом всех заказов и без.

Если вы везете заказы на ПВЗ, их обязательно пересчитают сразу. На сортировочном центре способ приемки можно выбрать на месте.

Курьеры принимают заказы только доверительно.

Приемка с пересчетом заказов

Доверительная приемка

Доступна на ПВЗ и на сортцентрах

Доступна только на сортцентрах

Упакованные заказы передаются сотрудникам Маркета поштучно

Заказы передаются в общей таре, которая должна соответствовать требованиям Маркета

На сортцентрах – до 50 заказов в одной отгрузке, на ПВЗ – смотрите в информации о выбранном пункте (Логистика → Склады)

Сколько угодно заказов в одной отгрузке

Общий объем отгрузки не больше кубического метра

Любой общий объем

Если есть расхождения, водитель или курьер сразу получает акт

Акт о расхождениях появляется в кабинете спустя несколько часов после отгрузки

Приемка с пересчетом

Привезите заказы на ПВЗ или сортировочный центр в любой транспортной таре. Можно просто сложить их в багажник автомобиля, если так удобно.

Приехав, передайте сотрудникам документы — акт приема-передачи и транспортную накладную, если вам нужно ее подписать.

Пересчет заказов проведут при вас. Если каких-то заказов не хватает, сотрудники составят акт о расхождении, который отдадут сразу же.

Примечание

Если покупатель отменил заказ, пока вы везли его на отгрузку, посылку можно не отдавать, а сразу отвезти обратно в магазин. В документах такой заказ будет отмечен как расхождение в отгрузке — но на индекс качества оно, разумеется, не повлияет.

Обязательно дождитесь завершения пересчета, не уезжайте без документов от ПВЗ — иначе потом будет сложно разобраться, если возникнут спорные вопросы.

Что делать с заказами, которые забыли привезти

Если при пересчете заказов оказывается, что некоторые из них забыли на складе магазина, такие товары можно отгрузить на следующий день. Это повлияет на индекс качества так же, как перенос заказа.

Для таких товаров вам нужно вручную составить отдельный акт приема-передачи. Инструкция

Доверительная приемка

На сортировочных центрах можно сдавать заказы без пересчета — это экономит время. Если вы хотите сдать заказы этим способом, обязательно упакуйте посылки согласно требованиям к общей таре.

Доверительная приемка работает так:

  • Машина разгружается у специальных ворот — сотрудники центра укажут, у каких именно.
  • Вам сразу же отдадут акт приема-передачи с отметкой сортировочного центра — после этого можно уезжать.
  • Сотрудники сортировочного центра пересчитают заказы. Если что-то будет не так, акт о расхождениях появится в кабинете на странице отгрузки.

Если вы считаете, что в акте о расхождениях есть ошибки, напишите службе поддержки в кабинете: Общение → Поддержка → Создать обращение → Работа с заказами.

Финальный статус заказа

Финальный статус заказа появится в личном кабинете в течение 24 часов с момента получения товара покупателем.

Обработка заказов с помощью API

Вы можете автоматизировать обработку заказов, воспользовавшись API Маркета. API позволяет выполнять все основные операции, которые нужны для обработки. Можно:

  • Получать полную информацию о новых заказах сразу после их появления, а также уведомления об отменах.
  • Передавать число грузомест и коды маркировки.
  • Получать ярлыки для заказов.
  • Передавать статус Готов к отгрузке.
  • Получать акт приема-передачи.
  • При необходимости редактировать или отменять заказы, переносить их в следующую отгрузку.

Все настроить и запустить поможет пошаговая инструкция в документации API.

Открыть документацию

Обработка заказов с помощью модулей

Воспользуйтесь подходящей инструкцией:


Полезные ссылки