«Процессы, подобные тем, что происходили в других сферах общественной жизни, коснулись и образования. Правительство решило взять под строгий контроль всю систему образования для воспитания нравственности, послушания и религиозности среди подрастающего поколения. Попечители гимназий, училищ и школ имели право налагать дисциплинарные взыскания и наказания вплоть до исключения провинившегося из учебного заведения без возможности обучаться где-либо ещё.
Министр просвещения И. Делянов видел источник "распущенности" и недисциплинированности молодёжи в том, что молодые люди читают "неправильные" книги. Чтобы изменить ситуацию, он предложил снабдить каждую народную и начальную школу небольшой библиотекой, содержащей только идеологически полезные книги. С точки зрения Делянова, эта мера способствовала воспитанию нравственности, а также отвлекала молодёжь от социалистических идей.
С этой же целью в 1887 г. приняли знаменитый циркуляр, ограничивавший доступ в учебные заведения выходцам из простого народа. Циркуляр шёл вразрез с существующим законом об образовании и гласил, что гимназии и прогимназии должны освободиться "от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию"».