Действительно Закон «О контрактной системе…» (44-ФЗ) не устанавливает требований и порядка определения срока действия контракта. Поэтому заказчик устанавливает его самостоятельно. При этом он учитывает статью 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой как раз и говорится о том, что если конкретный срок действия договора не установлен сторонами, то договор действует до полного исполнения сторонами обязательств по данному договору. Именно эта норма из ГК РФ и используется заказчиком в данном конкретном случае.
При этом по общему правилу части 3 статьи 96 Закона «О контрактной системе…» (44-ФЗ) срок действия банковской гарантии для обеспечения исполнения госконтракта должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств по нему не менее, чем на один месяц.
В ситуации, когда в контракте не установлен конкретный срок его действия, использование банковской гарантии затруднительно, поэтому можно посоветовать поставщику (подрядчику или исполнителю) выбрать альтернативный способ обеспечения исполнения контракта – перечисление денежных средств на счет заказчика, указанный для этого в закупочной документации.
Закон № 44-ФЗ не содержит норм, регулирующих срок действия контракта для государственных и (или) муниципальных нужд. Согласно частей 1, 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор (контракт) становится обязательным для сторон с момента его заключения и действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. Срок исполнения сторонам обязательств по контракту является существенным условием и указание на такой срок должно содержаться в документации о закупке. В случае обнаружения в документации о закупке некорректных данных (ошибок) любой участник закупки, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.
Законом установлены различные сроки для различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение которых с даты поступления запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке. Направление запросов о даче разъяснений - является действенным механизмом для отстаивания участниками закупок своих прав и законных интересов.
Ситуация возникает часто, поскольку с юридической точки зрения в этом нет никаких нарушений ФЗ.
Для того, чтобы не переплачивать, следует подсчитать минимально необходимый срок действия.
Для начала к дате проведения торгов необходимо прибавить максимально допустимое количество дней по публикации результатов и направлению проекта контракта победителю. Плюс дни на согласование текста договора и прочие этапы, которые предшествуют непосредственно исполнению контракта.
После чего прибавить этап реализации: срок поставки товара или услуги, который указан в документации к тендеру, а также срок приемки результатов. Плюс максимальный срок, выделенный на устранение замечаний, если таковые будут.
К этому также нужно прибавить один месяц, поскольку по ФЗ-44, срок действия банковской гарантии должен на месяц превышать срок исполнения обязательств.
Также не стоит забывать, что в расчет идут только рабочие дни, поэтому если на любом из этапов последний день приходится на выходной или праздник, то срок автоматически переносится на ближайший рабочий день.