Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли саксофонист надуть шарик одним выдохом?

Музыка
Андрей Глинка
  · 1,6 K
саксофонист  · 19 дек 2019

Конечно, нет.

Во-первых, смотря какой шарик и смотря какой саксофонист. Но дело в том, что есть ограничение объёма лёгких, поэтому шарик, конечно, сложно надуть полностью. Чуть-чуть — можно. Саксофонисты, и вообще духовики, — почему они так долго могут играть на инструменте? Потому что правильно расходуют дыхание. Мы не дуем, не сразу надуваем шарик и всё выдуваем, а мы дуем потихонечку, и эта струйка идёт дольше, но объём её такой же. Но для звучания нужно вовремя распределить количество воздуха на каждую фразу. Плюс мы можем быстро брать воздух, может быть практически незаметно, как мы дышим. В принципе, секрета нет, и всё равно люди восхищаются не тем, как музыкант дышит. Ко мне подходят и говорят: «Какой же у вас огромный объём лёгких, вы как рыба, не дышите!». Я дышу. Я не «Рыба». Я Скорпион.

Меня спрашивают: «Скажите, а как вы работаете с дыханием?» Я начинаю задумываться и понимаю, что занятия на саксофоне — это и есть упражнения на дыхание. Я стараюсь брать воздух в диафрагму. Не в верхушки лёгких, а заполнить все лёгкие от начала и до конца. Потом, как мы выдуваем? Мы же можем дуть верхними мышцами, а можем качать воздух мышцами живота. Так же, как у вокалистов. Легенда про Шаляпина: когда он брал дыхание, он мог сдвинуть рояль, животом встав к роялю. Он берёт дыхание и может рояль подвинуть, настолько сильные у него мышцы и такое мощное дыхание. Большой объём у него получается взять, и у него живот так раздувается, что он своей силой может подвинуть рояль. Поэтому мы проводим такие занятия. Если у тебя правильный педагог, он сразу тебя учит правильно дышать, брать воздух. Расскажет, какими мышцами давить, чтобы правильно распределить давление на этот воздух. Это первое.

С другой стороны, музыканты, которые играют на духовых инструментах, в советское время выходили на пенсию через 25 лет службы, потому что духовой инструмент являлся достаточно опасным для здоровья. Когда играешь на инструменте, ты берёшь много воздуха в лёгкие, а когда делаешь какие-то паузы, чтобы был незаметный вдох, то иногда часть воздуха в лёгких остаётся. Он не весь выходит, музыкант его оставляет и туда добавляет воздуха. Соответственно, этот воздух остаётся и там происходят некие химические процессы, остатки воздуха плохо влияют на лёгкие. Получается, у многих музыкантов-духовиков к 25 годам работы и службы возникает эмфизема лёгких. Поэтому занятия спортом, где надо дышать, помогают для вентиляции лёгких и оздоровления того урона, что был нанесён занятиями на духовом инструменте. Поэтому музыкантам необходимо заниматься спортом. Надо заниматься своим дыханием помимо занятий на инструменте по дыханию.

У меня лёгкие очень хорошие. Когда я играю в хоккей, я не задыхаюсь: у меня хватает воздуха, и, главное, сил достаточно надолго. Может быть, иногда мышцы ног устают или рука, а дыхание – можно ещё бегать и бегать.

Да, духовикам сложнее плавцов-дайверов. Ведь тем не нужно выдыхать, а лишь задерживать кислород внутри.