Обучение

Обновлено 30 сентября, 2024

Показатель CSI: что означает и как правильно рассчитать

Для оценки уровня удовлетворённости клиентов маркетологи и владельцы бизнеса используют индекс CSI. Он помогает понять, насколько предоставленный продукт или услуга соответствует ожиданиям покупателей. В статье рассказываем, что такое CSI в рекламе и маркетинге, как его рассчитать и чем он отличается от других похожих метрик.

Что такое CSI

CSI (Customer Satisfaction Index) — это количественный показатель, который измеряет уровень удовлетворённости людей после взаимодействия с брендом. Дословно Customer Satisfaction Index переводится как «индекс удовлетворённости клиентов».

С помощью CSI компании получают обратную связь от своих клиентов. Это позволяет им выстроить долгосрочные отношения с покупателями и в итоге повысить продажи.

С помощью CSI можно определить, насколько людям нравятся:

  • Продукты или услуги компании. Например, ресторан может выявить, какое блюдо в меню гости считают самым вкусным.
  • Клиентская поддержка. Интернет-магазин может оценить, как быстро и эффективно его сервисная служба отвечает на запросы и жалобы покупателей.
  • Обновления. Владелец мобильного приложения может узнать, как пользователи восприняли новый интерфейс или функции.

Почему важно следить за CSI

Расчёт CSI является важным процессом для компании, так как он помогает:

  • Лучше понять клиентов. Благодаря метрике можно узнать, что на самом деле люди думают о ваших товарах и услугах, на что они обращают внимание в первую очередь или чего им в них не хватает.

    К примеру, производитель декоративной косметики с помощью CSI может обнаружить, что покупателям нравится яркая упаковка продукта и они готовы платить за неё больше.

  • Выявить недостатки в бизнес-процессах. CSI позволяет быстро находить и решать проблемы, с которыми сталкиваются клиенты. Например, компания может сменить логистическую фирму, если покупатели ждут доставку товара слишком долго.
  • Определить конкурентные преимущества. С помощью метрики бизнес может выявить, чем конкретно он превосходит других игроков рынка.

    Например, увеличенным сроком гарантии по сравнению с конкурентами.

  • Оценить уровень лояльности клиентов по конкретным аспектам. Метрика может подсказать, какие процессы в компании работают хорошо, а какие требуют улучшения.

Как рассчитать показатель

Чтобы узнать удовлетворённость клиентов продуктом или услугой, нужно:

1. Определить параметры для оценки. Другими словами, выбрать те аспекты бизнеса, о которых вы хотите узнать мнение людей. Это может быть уровень сервиса, скорость доставки, качество упаковки или ценообразование.

2. Создать опрос. Попросите клиентов оценить выбранные параметры от 1 до 10, где 1 означает «не устраивает», 10 — «полностью устраивает». Кроме того, уточните, насколько каждый параметр важен для них: 1 — «совсем не важен», 10 — «очень важен».

Например, если вы хотите узнать у пользователей мобильного приложения, удовлетворены ли они скоростью его загрузки, задайте два вопроса:

  • Насколько вас устраивает скорость загрузки приложения?
  • Насколько важна для вас скорость загрузки?

Провести опрос можно через специализированные онлайн-сервисы. Например, с помощью Яндекс Взгляда. С ним вы можете задавать вопросы покупателям напрямую, используя свою клиентскую базу.

В сервисе встроены шаблоны, которые упростят создание анкеты. Ссылку на готовый опрос можно разместить на вашем сайте, в соцсетях, отправить письмом по электронной почте либо интегрировать на различных площадках с помощью виджета.

Прочитать подробнее о Взгляде можно в Справке.

Результат опроса в Яндекс Взгляде

Результат опроса в Яндекс Взгляде

После проведения опроса вам будет доступна подробная статистика по каждой анкете

3. Собрать ответы. Определите оптимальное количество клиентов, по мнению которых будете судить о выбранных аспектах бизнеса.

4. Рассчитать средний балл по параметру. Рассмотрим один из распространённых способов вычисления.

Сначала необходимо узнать значение ответа каждого опрашиваемого. Это можно сделать так:

Балл за удовлетворённость × Балл за важность × 100%

Пример. Клиент оценил услугу на 8 баллов, а её важность — на 6. Выходит, что значение его ответа равно 48%.

Затем следует вывести общее усреднённое значение для всех клиентов:

Сумма всех средних оценок ÷ Количество оценок 100%

Пример. Опрос прошли четыре клиента со следующими средними оценками по параметру: 45, 72, 81 и 90%. Получается, что общий средний балл равен 72%: (45 + 72 + 81 + 90) ÷ 4 × 100%.

Итоговый результат и будет CSI для отдельно взятого параметра.

5. Вычислить общий индекс CSI. Он даёт комплексное представление об отношении покупателей к компании. Формула сводного показателя выглядит так:

Сумма средних оценок по всем параметрам ÷ Количество параметров × 100%

Пример. Люди оценили бизнес так: первый аспект на 80%, второй — на 60%, а третий — на 75%. Общий CSI составил 72%: (80 + 60 + 75) ÷ 3 × 100%.

Как использовать полученный результат

Итоги расчёта индекса помогают найти сильные и слабые стороны бизнеса. Сначала обратите внимание на CSI тех параметров, важность которых была отмечена на 7–10 баллов. Это то, на что люди смотрят в первую очередь при взаимодействии с компанией. Затем проанализируйте менее важные аспекты — оценки от 6 до 1.

Интерпретировать данные можно так:

  • Если индекс меньше 50% — клиенты недовольны. Необходимо выяснить причины и оперативно их устранить.
  • Если индекс находится в диапазоне от 50 до 70% — это зоны роста компании. Вам следует прислушаться к отзывам клиентов и работать над улучшениями.
  • Если индекс больше 70% — это преимущества бизнеса, на которые можно сделать упор в позиционировании.

Чем отличается от NPS и CSAT

Помимо CSI, для оценки удовлетворённости используют ещё две метрики.

NPS (Net Promoter Score) — индекс потребительской лояльности. Показывает, посоветуют ли клиенты приобрести ваш товар или услугу знакомым.

Чтобы определить NPS, людей просят отметить по 10-балльной шкале вероятность того, что они порекомендуют компанию другим. После их делят на три группы:

  • Сторонники бренда — те, кто поставил 9 или 10
  • Нейтральные — те, кто выбрал 7 или 8
  • Критики — те, кто поставил от 1 до 6

Затем рассчитывают разницу между процентом сторонников и критиков.

Пример. Вы провели акцию и после спрашиваете клиентов, насколько они готовы рекомендовать вашу компанию. По результатам опроса 65% людей поставили 10 баллов, 20% — 7 баллов, 15% — 3 балла. Выходит, что NPS равен 50%: 65 — 15.

Значение метрики может варьироваться от —100 до 100%. Чем оно выше, тем больше среди клиентов сторонников бренда.

Подробнее о NPS мы рассказали в этой статье.

CSAT (Customer Satisfaction Score) — оценка удовлетворённости клиента по одному конкретному вопросу или взаимодействию. Если по CSI вы оцениваете качество товара или доставки в целом, то по CSAT можно понять, например, насколько качественно работает менеджер в пункте выдачи.

Чтобы вычислить CSAT, клиентов спрашивают, как они относятся к определённым аспектам продукта или услуги, и просят оценить это по шкале от «очень недоволен» до «очень доволен». Метрика даёт быструю информацию об удовлетворённости людей в конкретном контексте.

Подробнее о CSAT мы рассказали в этой статье.

Так, разница между показателями состоит в следующем:

  • CSI демонстрирует общую оценку опыта взаимодействия с брендом
  • NPS — вероятность рекомендации
  • CSAT — непосредственную реакцию человека на конкретный опыт

Какие есть преимущества и недостатки метрики

Как и у любого другого показателя, у CSI есть свои плюсы и минусы.

К преимуществам его использования относят:

  • Получение быстрой обратной связи. Индекс помогает в короткие сроки узнать, насколько люди довольны товарами или услугами. Это позволяет оперативно реагировать на проблемы.
  • Повышение лояльности клиентов. Анализ CSI выявляет, что может помешать клиенту совершить повторную покупку. Если компания грамотно отреагирует на эти факторы, клиенты станут чаще возвращаться.
  • Улучшение товаров или услуг. Оценки клиентов укажут на критерии, которые могут быть усовершенствованы при разработке новых продуктов или корректировке существующих.

К недостаткам показателя относят:

  • Субъективность. Удовлетворённость каждого клиента субъективна, поэтому результаты CSI могут быть искажены личным мнением.
  • Сложность интерпретации. Люди могут по-разному понимать вопросы анкеты. Это может привести к неоднозначным ответам и неправильным стратегическим решениям.
  • Нехватка деталей. CSI не всегда точно показывает, почему клиенты недовольны. Чтобы глубже изучить вопрос, могут понадобиться дополнительные исследования.

Кратко

  • CSI (Customer Satisfaction Index) — это количественный показатель удовлетворённости клиентов после взаимодействия с брендом.
  • CSI помогает лучше понять клиентов, выявить недостатки в бизнес-процессах, определить конкурентные преимущества и оценить уровень лояльности клиентов.
  • Для расчёта CSI нужно определить параметры оценки — например, ответы службы поддержки. Далее создать опрос, попросить клиентов оценить выбранные и указать их важность от 1 до 10.

Запустите рекламу сайта

Что такое CSAT и как его правильно оценить

Как разработать Customer Journey Map, чтобы повысить эффективность продвижения

Маркетинговые исследования: что это такое и как их проводить

Индекс лояльности клиентов (NPS): что это такое и почему его важно отслеживать

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 700-47-45

Звонок из регионов России бесплатный

© 2024 Яндекс