Обучение

Обновлено 18 июня, 2024

Что такое CSAT и как его правильно оценить

CSAT является простым и одновременно важным инструментом для любого бизнеса: показатель помогает анализировать отзывы клиентов и выявлять сильные и слабые стороны компании. В статье рассказываем, что такое CSAT, как его рассчитать и каким образом можно улучшить.

Что такое CSAT

Customer satisfaction score (CSAT) — это метрика, которая показывает, насколько продукт или услуга соответствует ожиданиям клиента. С помощью CSAT маркетологи и владельцы бизнеса узнают, остались ли довольны люди после взаимодействия с компанией. Например, понравился ли покупателям товар или его доставка. Дословно CSAT переводится как «индекс удовлетворённости клиентов».

Компания проводит опросы и рассчитывает на их основе CSAT после ключевых взаимодействий с людьми, таких как:

  • Продажа продукта или услуги
  • Обращение человека в службу поддержки
  • Доставка заказа
  • Использование мобильного приложения
  • Регистрация на сайте
  • Показ рекламы или отправка email-рассылки

CSAT позволяет получать отзывы клиентов о том, довольны ли они конкретным сценарием, который прошли. Чем выше этот показатель, тем лучший клиентский опыт получил человек, что, в свою очередь, укрепляет его лояльность. Так, индекс помогает предпринимателям находить проблемы в конкретных бизнес-процессах, решать их и предотвращать отток клиентов.

Как оценить индекс удовлетворённости

Оценка индекса проходит через прямой опрос. Чтобы узнать у человека, понравилось ли ему взаимодействие с компанией, необходимо задать вопрос и предложить:

Простые формулировки для ответа. Например, для вопроса «Удовлетворены ли вы скоростью доставки товара?» подойдут варианты ответов вроде «Да», «Нет» и «Затрудняюсь ответить». На вопрос «Как вы оцените обновления приложения?» — «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Плохо».

Пример простых формулировок для ответа

Пример простых формулировок для ответа

Простые ответы помогают человеку быстро сориентироваться и выбрать нужный

Выставить балл. Наиболее распространёнными вариантами оценок являются пяти- и десятибалльные шкалы, где 0 означает «Не доволен», 5 или 10 — «Полностью доволен». Баллы позволяют не просто понять, понравился ли клиентам конкретный параметр, но и узнать коэффициент удовлетворённости.

Пример использования десятибалльной шкалы для оценки

Пример использования десятибалльной шкалы для оценки

Для удобства пользователя обозначения самой низкой и высокой оценок подписывают

Выбрать подходящий эмодзи. В этом случае необходимо подобрать эмодзи, которые будут лучше других отражать настроение клиента. Для положительной оценки подойдёт улыбающийся смайл, для отрицательной — злой или грустный.

Пример использования эмодзи для опроса

Пример использования эмодзи для опроса

На скриншоте — пример вопроса для пользователя от службы поддержки

Кроме того, могут встречаться смешанные варианты ответов. Например, эмодзи и пояснение оценки к каждому из них либо баллы с кратким текстовым значением. Компании используют такие варианты, чтобы клиенты точно понимали свой выбор ответа.

Пример совмещения десятибалльной шкалы и звёздочек

Пример совмещения десятибалльной шкалы и звёздочек

Пример совмещения десятибалльной шкалы и её визуализации в виде звёздочек

Как собирать данные для CSAT

Чтобы провести опрос для последующего расчёта CSAT, можно использовать разные способы сбора обратной связи:

Спросить лично. Если вы общаетесь с клиентами офлайн, то можете задать вопрос им напрямую. Например, попросить заполнить небольшую анкету в бумажном или электронном виде.

Отправить опрос по электронной почте или смс. После того как клиент выполнит ключевое действие, вышлите ему сообщение с просьбой оценить свой опыт. Этот способ комфортен людям, поскольку позволяет им ответить в любое удобное для них время.

Задать вопрос на сайте или в приложении компании. Интегрируйте опросы на веб-ресурс или в мобильное приложение. Например, на странице благодарности после оформления заказа или завершения запроса в службу поддержки.

Опубликовать опрос в социальных сетях. Многие из них позволяют проводить опросы среди пользователей. Если целевая аудитория бизнеса активно использует соцсети, это может быть хорошим вариантом, чтобы узнать её мнение.

Провести опрос среди своей клиентской базы можно с помощью Яндекс Взгляда. В нём уже есть готовые шаблоны, поэтому создание анкеты не займёт много времени. При желании вы можете изменить её внешний вид — шрифт, цвет фона, логотип и другие элементы.

После того как анкета будет готова, ссылку на неё можно разместить на сайте компании, в соцсетях, отправить по смс- или email-рассылке. Подробнее о сервисе читайте в Справке.

Статистика по ответам в Яндекс Взгляде

Статистика по ответам в Яндекс Взгляде

Пример статистики по ответам пользователей. Вся информация будет доступна в личном кабинете Взгляда

Как рассчитать метрику

Важно не только правильно провести опрос, но и уметь интерпретировать его результаты. Для этого необходимо определить CSAT:

1. Соберите все отзывы по анализируемому вопросу из всех источников. Предположим, вы отправили анкету сотне человек, в которой попросили оценить новую упаковку товара по пятибалльной шкале. В опросе поучаствовали 80 пользователей, из них 35 в соцсетях и 45 по рассылке. Именно столько оценок нужно брать в расчёт.

2. Подсчитайте все положительные ответы. Так как нам нужно понять, насколько довольны клиенты оцениваемым параметром, необходимо узнать количество положительных откликов о нём. Обычно за таковые принимают оценки 4 и 5. Допустим, 65 человек из 80 выставили эти баллы.

Важно. Если вы используете другую шкалу, например эмодзи или текстовые формулировки ответов, определите, какие из них будут считаться положительными, а какие — отрицательными. Например, улыбающийся эмодзи относится к первой группе оценок, грустный — ко второй.

3. Рассчитайте индекс удовлетворённости. Формула показателя выглядит так:

Количество положительных оценок ÷ Количество опрошенных × 100%

В нашем примере метрика будет равна 81% = 65 80 100%. Значит, 81% опрошенных остались довольны после обновления упаковки товара.

4. Интерпретируйте полученные результаты в контексте вашего бизнеса. Обычно CSAT, равный 75% и выше, считается хорошим. Однако норма показателя сильно зависит от отрасли и особенностей конкретной компании. Если индекс ниже этого значения, важно выяснить причину и устранить её.

Чтобы понять, что именно не устраивает людей, можно провести дополнительные опросы или проанализировать отзывы в интернете. Например, если индекс удовлетворённости доставкой заказа низкий, стоит узнать, почему так происходит. Возможно, клиенты получают товар в повреждённой упаковке или курьер привозит заказ с опозданием.

Собирать и анализировать другие важные для бизнеса показатели поможет Яндекс Метрика. Ещё счётчик Метрики можно установить на сайт и связать с Яндекс Директом. Это позволит запускать рекламные кампании в интернете и сразу отслеживать их эффективность.

Какие недостатки есть у CSAT

У метода CSAT есть ряд недостатков, о которых стоит знать:

Отражает удовлетворённость в моменте. Индекс оценивает отношение людей по одному вопросу в конкретный период времени. Он не отражает общую удовлетворённость человека продуктом или услугой компании — для этого используют метрику CSI.

Предполагает субъективность оценок. Каждый человек может интерпретировать варианты ответов анкеты по-разному. Это значит, что результаты опроса не всегда будут точны. Чтобы снизить субъективность, раскрывайте значение каждого варианта подробнее. Например, если используете эмодзи, дайте им пояснение.

Пример пояснения к иконкам для оценки

Пример пояснения к иконкам для оценки

Пример текстового пояснения иконок для оценки рассылки

Не позволяет понять причину недовольства. Если у клиента возникли трудности с продуктом или услугой, индекс не поможет узнать, из-за чего именно это произошло. Он только укажет на негативный опыт. Поэтому важно дополнительно спрашивать людей, почему они поставили такую оценку. Например, добавить в анкету ещё один вопрос, который прояснит причину выбранного варианта ответа.

Пример дополнительного вопроса в анкете

Пример дополнительного вопроса в анкете

Пример опроса, в котором просят дать комментарий

Помогает понять мнение только самых активных клиентов. Люди могут игнорировать или откладывать опросы на потом, что приводит к низкому уровню отклика и искажению результатов. Чтобы потребитель охотнее оставлял оценки, необходимо дополнительно мотивировать его. Например, напомнить ему об опросе спустя сутки после покупки.

Как улучшить метрику

Чтобы повысить показатель, важно прислушиваться к мнению клиента и грамотно реагировать на его замечания. Для этого:

Регулярно проводите опросы и анализируйте заполненные анкеты. Положительные оценки помогут понять, что бизнес делает правильно, а отрицательные — что нужно улучшить. Сравнивайте старые и новые результаты опросов.

Предупреждайте клиентов о возможных проблемах заранее. Например, если из-за высокой нагрузки в период новогодних праздников срок доставки товара увеличивается, оповестите об этом. Так люди с меньшей вероятностью поставят низкую оценку по этому параметру.

Следите за качеством обслуживания. Будьте внимательны к каждому взаимодействию с клиентом. Если вы решите проблему человека, скорее всего, его удовлетворённость будет выше. Кроме того, службе поддержки важно оперативно реагировать на вопросы людей. Для этого в компаниях устанавливают KPI по времени ответа.

Вносите изменения на основе оценок. Важно не игнорировать отрицательных откликов. На основании анализа CSAT определите приоритеты и вносите корректировки в продукт. Так вы покажете клиентам, что их мнение важно для компании и она открыта к диалогу.

Кратко

  • Customer satisfaction score — это индекс, который отражает, насколько клиент удовлетворён конкретным взаимодействием с бизнесом.
  • Чтобы оценить показатель, компании задают людям вопросы и предлагают ответить на них с помощью простых текстовых формулировок, эмодзи, шкалы баллов и других параметров.
  • Собрать данные для CSAT можно посредством писем и смс, опросов в соцсетях, на веб-сайте и других площадках, а также при личном общении.
  • Чтобы рассчитать метрику, нужно количество положительных откликов разделить на количество опрашиваемых и умножить на сто процентов.
  • Главный недостаток индекса — он отражает удовлетворённость опрашиваемого в конкретном моменте, а не общее отношение к компании.
  • Чтобы повысить показатель, необходимо учитывать мнение клиентов, а также оперативно исправлять выявленные недочёты.

Запустите рекламу сайта

Маркетинговые исследования: что это такое и как их проводить

Показатели эффективности рекламы: LTV

Подпишитесь, чтобы получать полезные материалы

Информационные услуги оказываются ООО «Яндекс» и не являются образовательными

Подпишитесь на новости

8 800 234-24-80

Звонок из регионов России бесплатный

© 2024 Яндекс