Клуб Народной карты

Колясочники - свой атрибут доступности

В данной теме речь идёт об анонсированном супермодераторами/Яндексом, но пока не доступном для пользователей/редакторов функционале.

В развитых странах инвалидными колясками пользуется 0,5...2% людей. В странах бывшего СССР, с поправкой на местные особенности, количество колясочников (либо тех, кто нуждается в коляске), предположительно, ещё больше. Это значительная часть населения, которой должны быть обеспечены такие же права, как и здоровому большинству. Тот факт, что мы редко видим их на улице, говорит не об их отсутствии, а о том, что общество не создало комфортных условий для их передвижения (инвалиды вынуждены сидеть дома).

Если в будущем ЯК планируют внедрить возможность прокладки маршрута для пешеходов (не-пассажиров ОТ) и велосипедистов, нужно обеспечить корректную маршрутизацию и для колясочников.

На улицах города колясочники перемещаются по тротуарам. У значительной части дорог тротуары вплотную к ним примыкают, поэтому не размечаются. Для таких тротуаров пешеходная/вело-доступность указывается в атрибутах самой дороги.

В отличие от пешеходов колясочники не могут преодолевать такие препятствия, как поребрик, например, пешеходный переход в одном уровне с дорогой без пандуса. Тем более им недоступны уличные лестницы. Категориям с маленькими колёсами недоступны дорожки без твёрдого покрытия.

В отличие от велосипедистов, колясочникам Правила дорожного движения запрещают при наличии тротуара передвигаться по проезжей части, пересекать перекрёстки по полосам движения для транспорта.

Существуют такие перекрёстки (возможно, прочие объекты транспортной инфраструктуры), пересечение которых доступно для пешеходов и велосипедистов, но недоступно для колясочников. Средства Народной карты не позволяют отрисовать такие перекрёстки так, чтобы обеспечить корректную маршрутизацию для колясочников.

В качестве примера приведу этот перекрёсток. На момент съёмки Панорам пандусы уже строились, но будем считать, что мы в недалёком прошлом, и пандусов у пешеходного перехода нет.

Пример.

По улице Достоевского со стороны улицы Чехова в восточном направлении двигаются три путника: пешеход, велосипедист и колясочник. Пешеход и колясочник идут по тротуару, а велосипедист едет по проезжей части. В атрибутах улицы Достоевского указана доступность для и для пешехода и для велосипедиста (тротуар согласно правилам не отрисован).

Перекрёсток путники пересекут следующим образом. Велосипедист проедет перекрёсток прямо (доступность для велосипедиста указана в атрибутах участков дороги, прилегающих к точке перекрёстка). Пешеход пойдёт по наземному переходу (доступность для пешехода указана в атрибутах пешеходного перехода, возможно, в атрибутах дороги). А колясочник останется на тротуаре, потому что преодолеть поребрик он не может.

Для решения задачи корректной маршрутизации для колясочников необходимо выделить для пользователя, прокладывающего маршрут отдельную категорию "колясочник" ("колёсный пешеход"), а для редактора карт предусмотреть одно из нижеперечисленного:

а) Выделить для редакторов карт в атрибутах доступности отдельную категорию колясочников (наряду с пешеходами, велосипедистами, легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами). Барьеры обозначать отсутствующим атрибутом доступности.

б) Не создавая отдельную категорию атрибутов доступности выработать правила отрисовки и присвоения атрибутов доступности, разрешённых манёвров для перекрёстков с различной доступностью для пешеходов, велосипедистов и колясочников (с учётом того, что маршруты для велосипедистов будут прокладываться в том числе и с учётом возможности спешиться).

Кроме колясочников предложенной фичей будут пользоваться такие категории участников дорожного движения как пешеходы, ведущие детскую коляску, санки, грузовую тележку, а также роллеры и скейтеры.

Следует признать, что кроме инвалидов-колясочников без сопровождающего прочие категории с тем или иным успехом поребрики и лестницы преодолевать могут, но должны для этого прикладывать дополнительные усилия / испытывать дискомфорт.

5 комментариев

Идею о маршутизации для людей, передвигающихся на инвалидных колясках яростно поддерживаю.

Немного пугает, сколько ещё данных нужно внести на карту.

Комментарий удалён

Сделав это (не вижу чрезвычайных технических сложностей), Яндекс приобретёт дополнительную лояльность пользователей ("подумали о людях, молодцы какие").

Не сделав это своевременно - гипотетически может не получить государственный пряник (какой-нибудь грант за реализацию "доступной среды") или получить государственный кнут (если будет принят соответствующий глубоко проработанный закон, влекущий их новые обязательства).

Идея, безусловно, прекрасная, но маловыполнимая. Прежде всего потому, что востребованными новые атрибуты будут только в крупных городах. Мелкие НП отрисованы далеко не всегда максимально подробно, тем более никто не будет заморачиваться с дополнительными атрибутами.

На мой взгляд, тут следует стучать в самые высокие кабинеты начальства Яндекса. Сотрудничество с государственными и негосударственными организациями, занимающимися проблемами людей с ограниченными возможностями, только пойдет компании на пользу (тем более опыт работы с правительством Москвы и прочих городов есть). И пиар, и действительно социально-значимое дело.

В отличие от автомобилистов и пешеходов (и даже велосипедистов, хотя и в меньшей степени), вопрос о маршрутизации для людей с ограниченными способностями к передвижению (а только с таким посылом имеет смысл собирать данные - использовать их только для визуального ориентирования сложно) - сложнее, гораздо больше критерии к полноте и качеству данных. Потому в настоящий момент специальной атрибутации для этого случая нет.

В голове мы данную опцию держим тем не менее.

Удалённый пользователь
24 ноября 2018, 20:10
  Как то не учтено положение престарелых и граждан с ограниченными возможностями с заболеваниями ног не позволяющим полноценно ходить на длинные дистанции или с неустойчивостью.
  Так артрит коленных суставов уже 2-й группы не дает возможности передвигаться более 100 метров без отдыха с разгрузкой суставов. Такое заболевание не лечится. А стало быть для такой категории и подобной современная промышленность предлагает электро скутера для пожилых и инвалидов. - Но где либо отсутствует понятие коляска с электроприводом.
  По рекомендации ПДД для колясочников предусмотрено передвижение по тротуарам, пешеходным дорожкам и по краю дороги в правом крайнем к бордюру где нет тротуаров и дорожек. Однако для колясочников с электроприводом ничего нет.
  Так если ссылаться на правила для велосипедистов, то велосипедист передвигаясь по дороге общего пользования имеет право делать поворот на право и ехать прямо, - на лево переводить велосипед по пешеходному переходу пешком. Колясочникам также те же правила, но с правом перемещаться по переходу не покидая коляску.
 А что и как колясочнику переезжать на лево по переходу  коляской с электроприводом нет ни слова. А ведь современные электроскутера для инвалидов с малой мощностью эл.привода ежегодно увеличиваются на дорогах и тротуарах наших городов.