Клуб Народной карты

Усть-илимский трамвай

В Усть-Илимске действует трамвайная система, которую Росстат считает скоростной.

Несколько дней назад об этом вспомнили народные картографы, и теперь в Усть-Илимске, с точки зрения Яндекс.Карт, есть две трамвайные системы: скоростная и обычная.

- Для обычной, в соответствии с правилами, размечены все трамвайные пути, включая разворотные кольца и инфраструктура депо, остановки отмечены как остановки общественного транспорта.

- Для скоростной, в соответствии с правилами, размечен только главный маршрут; остановки отмечены как станции; на станциях размечены выходы.

Отсюда первый вопрос: может быть, стоит всё-таки определиться, какая из систем в Усть-Илимске находится?

  

 

Второй вопрос касается выходов.

Выходы со станций, отмеченные на карте, показывают пользователю ограниченное число путей, по которым можно попасть на станцию: двери, ведущие в закрытый павильон, входы в подземный переход, лестницы с высоких открытых платформ. Предполагается, что иначе, кроме как через выход, на станцию попасть нельзя физически или запрещено формально. Если мы имеем дело с обычной платформой, на которую разрешён и возможен вход в любой её точке, обозначение выходов бессмысленно, даже если существуют какие-то наиболее популярные пути подхода. Мы ведь не размечаем выходы с автобусных остановок. Даже выходы с платформ электричек не размечаем, хотя там зачастую это возможно и полезно пользователю.

В Волгограде, где действует скоростная система, выходы размечены по той же логике: почти все в подземной части.

- подземная станция "Площадь Ленина": есть две определённые точки, откуда можно войти на станцию. Есть два выхода на карте:

- наземная станция "Завод Красный Октябрь": при желании можно намыслить или определить на практике основной подход, которым пользуется большинство, но попасть на платформу можно с любого направления. Выходы со станции не размечены:

 

Вернёмся в Усть-Илимск. Остановки усть-илимского трамвая - это обычные бетонированные площадки, лежащие на земле, и выйти с них можно на все четыре стороны. По сути, это обычные остановки общественного транспорта. Разумеется, к остановкам (за некоторыми исключениями) были подведены тротуары, но подойти к остановка можно с любой стороны, и это законно: нет ни формальных, ни физических ограничений. Как следствие, люди ходят там, где удобнее. Иногда нахоженные тропинки, в свою очередь, превращаются в новые тротуары.

На заглавном фото - остановка 9-й микрорайон. Ниже - остановка "Дачи". 

Что есть в реальности: две бетонные платформы в лесу.

А теперь - что об этом думают Яндекс.Карты:

Две трамвайные остановки, станция метрополитена и аж четыре выхода, расположенные в случайном порядке где-то в грязи дачных дорог. Разгул инфраструктуры!

Доедем до станции "Депо":

Выходы теперь не в грязи, но почему-то войти на остановку можно только со стороны дороги. Дачники на юге, оказывается, через стенку на платформу заходят. В реальности, кстати, часть вагонов следует по маршруту до депо или с заездом в депо, так что людей высаживают вообще не на платформе, а прямо на насыпь после поворота.

Северная конечная.

Здесь у нас теперь целых две станции, у которых появились выдуманные индексы, в реальности не существующие. (Пассажиры трамвая всю жизнь думали, что это две платформы одной и той же остановки.) На этой остановке находится единственный во всей системе "выход", который со скрипом может таковым считаться - это проход, ведущий в сторону промзоны. Я, правда, не стал бы и его отмечать, потому что этот выход не исключает возможности войти на остановку с других сторон. Одного выхода показалось мало и человеку, размечавшему станцию, поэтому в произвольном порядке вокруг кольца появилось ещё два. Разумеется, где-то в грязи.

Едем в город. Улица 40 лет Победы:

"Выхода" только два. Тут разгуляться не получилось, тем более что есть очевидные, на первый взгляд, точки входа. К сожалению, очевидное не всегда верно. Основной подход, которым пользуется большинство людей, находится с южной стороны: так ближе к жилому массиву. Образовавшуюся тропинку даже забетонировали.

Конечная 9-й микрорайон. Она же на заглавном фото.

Эта конечная собрала в себя сразу все проблемы с выходами. Два выхода почему-то достались только западной платформе. Причём один из них ведёт на тротуар и забетонирован; другой - на тропинку в грязь. Почему только эта тропинка удостоилась звания выхода, а пять других с этой же платформы выходами не являются, история умалчивает. У восточной платформы выход внезапно только один, хотя троп и там достаточно, и расположен он не на платформе, а на тротуаре в двадцати метрах от платформы.

Примеров достаточно, думаю.


Такова общая картина. По всей системе в случайном порядке в случайных местах расставлены выходы, которых нет. Добавим к этому раздвоение личности у станции "Северная ТЭЦ" с придуманными индексами и дублирование станций остановками.

 

Я уже пообщался с модераторами по этому вопросу, получил ответ: "По спутниковому снимку отчетливо читается хотя бы один основной подход к каждой из платформ. Можно считать, что как минимум он может быть размечен объектом «Выход со станции скоростного транспорта»". Разумеется, он меня не устроил, потому выношу этот вопрос на обсуждение в клубе. Аргументы:

- Во-первых, слишком много допущений: "читается по снимку", "можно считать", "может быть размечен". Мне казалось, что мы занимаемся картографией, а не рисованием, и должны основываться не только на своём вИдении картины, но и, например, на источниках. Никаких источников, которые определяли бы один из подходов как основной, у нас нет. Если мы будем размечать выходы, которые можно "как минимум" считать выходами, тогда вопрос: где начинается и заканчивается "минимум"? У нас есть очевидные "изначальные" тротуары, которые заложили строители, но не всегда "изначальные" являются основными (см. 40 лет Победы). Есть остановки, к которым тротуары вообще не подходят (см. "Дачи"). Если мы делаем исключение, то где должны заканчиваться эти исключения?

- Во-вторых, как следствие из умозрительности ("увидел по снимку и решил что это основной проход") - "выходы" расставлены по случайным принципам и в случайном порядке. Где-то в грязь, где-то на платформе, а где-то посреди тротуара, где-то с обоих концов платформ, где-то с одного;

- В-третьих, и, наверное, в-главных: выхода как объекта, как обязательной точки входа, на этих "станциях" нет. Нет ни турникетов, ни лестниц, ни дверей, ни павильонов - ни-че-го. Вообще такой терминологии как "выход со станции скоростного трамвая", на месте не существует, существуют тротуары и тропинки к трамвайной остановке.

 

Моё предложение - убрать выходы по всей системе и не позориться. Для обозначения подходов к станции достаточно пешеходных дорожек - так же, как их достаточно, чтобы обозначить подходы к автобусным остановкам. Зачем рисовать несуществующую инфраструктуру?

Что думаете вы?

 

9 комментариев
Комментарий удалён
Рустам Юсупов
27 января 2016, 22:36

Я не оспариваю обозначение системы как скоростной. Выделенность путей в российской практике вообще не критерий: в Набережных Челнах, например, тоже все пути отделены от проезжей части, но трамвай статуса не имеет. У нас скоростной считается любая система, где достигнута маршрутная скорость (с учётом времени остановок) 25 километров в час.

Вопросы в другом:

1. Двойное обозначение системы (сейчас там и скоростная, и обычная на схеме).

2. Выходы, которых нет.

На мой взгляд трамвай в Усть-Илимске (а также в похожих системах: Старый Оскол и Мозырь (РБ) ) следует обозначать на НЯК как обычный трамвай.
С Волгоградским СТ ситуация неоднозначная...

Рустам Юсупов
27 января 2016, 22:36

(+1)

Семён Федотов
27 января 2016, 22:36
(+1)

Обсудили данный неоднозначный вопрос, напишем в ближайшее время отдельный пост про станции и выходы скоростного транспорта с акцентом на трамвайные системы (и в Правила внесем дополнение).

Георгий Работягин
27 января 2016, 22:36

Метро и есть скоростной, скоростная, без пробок и проблем, а на трамвае ехать пол дня надо, трамваи всегда останутся простой железной дорогой, скоростная дорога имеет только метрополитен называться( отдельные выходы из станции, тоннель, пробок нет, скорость более 50 км/ч) У трамваев это врядли будет.

Так в том то и дело, что в Волгограде линия СТ наполовину и есть метро, с подземными станциями.

Георгий Работягин
27 января 2016, 22:36

Глянь как метро выглядит хотя бы в Новосибирске, в Москве там европейское, там не то. В Новосибирске метро и трамваи отличаются, хоть под землёй, хоть как, а у тебя там рисовать половину так, половину так надо.

Что такое "европейское" метро??? В Москве и на просторах бСССР метро как раз таки "советское".
А вот в Волгограде как раз таки ближе к европейскому pre-metro - гирид трамвая и метро.