Клуб Народной карты

"Платформа" или "о.п."? (О спецтерминах на карте)

Тут мне какой-то товарищ, железнодорожнег, наверно, поменял на карте в названиях железнодорожных платформ "платформа" на "о.п." Пришлось гуглить, что это такое, оказалось, "остановочный пункт" или "остановочная платформа" (источники расходятся). В первый раз слышу. 

В общем, вопрос: нужно ли так углубляться в терминологию? По-моему, нет, а то на карте будут понимать только узкие специалисты, где что.

29 комментариев
Дмитрий К.
28 января 2016, 01:23
Учитывая, что карта народная, а не специализированная - я за общепонятные термины.
В Помощи упоминается "о.п.", к сожалению, без расшифровки.
Я и сам не люблю непонятные аббревиатуры, но всё же "остановочный пункт" - слишком длинно, а "платформа" - это не то же самое.
Так что пусть уж будет "о.п."
В Помощи расшифровку добавил.
В данном случае мы имеем расхождение официальной терминологии и фактической ситуации "на месте".
Официально типа "платформа" нет (есть как раз "остановочный пункт", "остановочная платформа" - вообще неверный термин). В реальности же "платформа" как правило употребляется в отношении остановок с имеющейся посадочной платформой (как правило высокой).
Поскольку даже в схемах в электричках используются временами неофициальные названия, то на Народной карте рекомендуем в спроных ситуациях называть объекты в соответствии с реальной ситуацией (в указанном выше случае - платформа, если платформы в реальности нет - "о.п")
Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
> Официально типа "платформа" нет

Не знаю как тип, а остановки с названием "Платформа ..." есть. Вот с сайта РЖД:
 
http://cargo.rzd.ru/isvp/?STRUCTURE_ID=5101&layer_id=4821&name=Платформа&code=®ion_name=&commerc_oper_id=&join_type_id=&action=filtr&x=0&y=0
Александр
28 января 2016, 01:23
В книге Тарифного руководства №4 такие случаи указаны как "36 км". Платформа же - уточняющий префикс. В системах, подобных АСУ "Экспресс" нет отдельного поля под префикс, в результате чего его часто вносят как часть названия, запутывая ситуацию.
Официально это все остановочные пункты (пункты, открытые для пассажирских операций и не являющиеся раздельными). Платформа же - более широкое понятие, появившееся когда на о.п. стали ставить кассы.
На Яндекс.Расписаниях используются устоявшиеся умолчания - в пригородных зонах Москвы, Санкт-Петербурга и в черте крупных городов - платформы. Все остальное - остановочные пункты.
Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
Откуда Вы это взяли? Берем Тарифное руководство №4, читаем с начала книги 1:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85685
(ссылка доступна без оплаты только в выходные дни и, кажется, по вечерам).

Читаем:
1) в "Общих положениях":



Против каждого пункта проставляется его номер (код) по данным единой системы кодирования раздельных и пассажирских остановочных пунктов и сокращенные обозначения: разъездов - рзд, блок-постов - бп, обгонных пунктов - обп, путевых постов - пп, пассажирских остановочных пунктов - оп, пассажирских платформ - пл.





2) Название части 2 книги 2:

Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ


 


3) Между станциями Ялама и Баладжары есть пункт "Пл 2637 км"

и т.д.  По-моему, никаких намеков на то что платформы являются остановочными пунктами.

Александр
28 января 2016, 01:23
Есть такой основополагающий документ как ПТЭ - "Правила технической эксплуатации железных дорог". В нем используется только термин "пассажирский остановочный пункт" (см. например главу №14). Платформа же упоминается исключительно в значении "искусственное сооружение для посадки пассажира в поезд".
Путаница понятий достигла своего апогея именно в Тарифном руководстве №4, которое Вы привели в пример. Есть на монинской линии соседние платформы Бахчиванджи и Циолковская. Попробуйте найти между ними технические отличия? А между тем, Бахчиванджи в ТР4 указана как "пл.", а Циолковская - как "оп". Вообще, даже в Московской пригородной зоне "пл" там встречаются нечасто. Всем известное Выхино тоже указано как "оп".
На некоторых дорогах это вообще "посадочными площадками" называют. И даже объявляют их так в электричках. В свое время был немало удивлен объявлениями в электропоездах Екатеринбурга и Нижнего Тагила - "следующая остановка - площадка 479 км". За 10 прошедших лет ничего не измелилась, по прежнему объявляют именно "площадки"...
Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
О, насчет ПТЭ - это интересно. Так и думал, что должен быть подобный документ, но не знал, как называется.

На ТР4 первыми сослались Вы - я и ответил, что Вы не правы.

Еще вопрос. В ТР4 есть посты (п.), путевые посты (п.п.) и блокпосты (б.п.) - чем они отличаются?
Александр
28 января 2016, 01:23
Пост и путевой пост - суть одно и то же, во всяком случае в наших реалиях. Блок-пост - несколько иное явление. Чтобы понять что это такое, надо представлять историю эволиции СЦБ на железных дорогах. Раньше не было автоблокировки, и блок-участков. На участке между раздельными пунктами мог находиться только один поезд. Для увеличения пропускной способности делали блок-посты - домик с дежурным, который, проводив поезд, сообщал на станцию и можно было отправлять следом второй поезд, пока первый еще не доехал до конца перегона.
Пост же - почти то же самое, но у примакания, сплетения и т.п. явлений. Если на двухпутной линии имеется однопутный мост через реку, то с обоих его сторон двухпутка превращается в однупутку. Там устраиваются посты, которые теперь могут не иметь дежурного и управляться с ближайшей станции. Аналогично - примыкания в узлах и т.п.
В Москве есть (точнее был) известный Алексеевский пост, где Рижское направление пересекается с соединительной линией. Был Главный пост на территории станции Москва-Товарная Октябрьской ж-д - фактически, только лишь стрелка на МЖД.
Циолковская она вообще какая-то полусекретная - не на всех картах есть, так что не показатель.
Александр
28 января 2016, 01:23
тогда например пл.49 и о.п.52 км на перегоне Овражки-Гжель )
Верное название как для ж.д. так и для общественного транспорта "остановочный пункт", т.е. это место посадки-высадки пассажиров. Станцией называют остановочный пункт, на котором есть развитие ж.д. путей, где поезда могут маневрировать, обгонять, стоять и т.д. А остановочные платформы (оборудованный или благоустроенный остановочный пункт) есть не везде, даже не на всех станциях.
Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
Путевое развитие присутствует не только на станциях, но и на разъездах и обгонных пунктах.
Да, но в этих случаях нет остановочного пункта. )
Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
Очень часто есть остановочные пункты, например
http://rasp.yandex.ru/station/9608159
http://rasp.yandex.ru/station/9619579
Александр
28 января 2016, 01:23
Там все хитрее. Есть раздельные пункты и есть остановочные пункты. Остановочный пункт может быть назван платформой, он может находиться на перегоне или даже на территории большой станции (так, например, на территории станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский есть остановочные пункты 5 км, Фарфоровская, Сортировочная и Обухово).
Раздельный же пункт - это станция, пост (путевой пост), блок-пост, разъезд, обгонный пункт, шлюз (сейчас официльно последнего понятия не существует).
Александр
28 января 2016, 01:23
Остановочные пункты могут являться конечными пунктами линии, как это ни странно. Правда и учитываются в диспетчерской работе они как раздельные, таковыми не являясь. Обычно такое происходит при демонтаже линии или ее разделении границей, через которую рельсо-шпальная решетка снята.
Пример - о.п.Селецкая на бывшей линии Унеча - Хутор-Михайловский. Ни стрелок, ни боковых путей (и не было никогда). Сразу за Селецкой рельсы заканчиваются. До Селецкой же два раза в сутки автомотриса АЧ2 из Унечи ходит.
Пути железнодорожные - неисповедимы...
В принципе и из любого правила бывают исключения. )
Сам лично ничего против о.п. не имею, мне понятны оба варианта, также как и отличия станции от о.п. мне тоже объяснять не надо.

Но с другой стороны простого человека, далёкого от профессиональной транспортной терминологии, эти о.п. действительно могут ввести в некий ступор. Станции и платформы народу привычнее и понятнее, причем для подавляющего большинства эти слова синонимы.
Да, вы правы, мне тоже приходилось гуглить "о.п."

Не согласен.

По-моему, "о.п." - такое же общеупотребительное название, как и "ст."

Каждому, кто хоть раз ездил на электричке (а не проходил мимо), это должно быть известно.

На электричке ездил, а что такое о.п. до сегодняшнего дня не знал.

Предлагаю в описании или метках писать "остановочный пункт", а о.п. вообще не использовать. И стараться избегать любых сокращений.

Если места мало использовать описание.

ты бы хоть раз на карту своего пути на электричке глянул. там по всему маршруты о.п. истыканы. Чаще название платформа используется, если у нее есть собственное название.

И что-что истыканы, от этого становится понятно как это расшифровывается? Я миллион раз на автобусе ездил и там была остановка ПЖРЭТ - до сих пор не знаю что это такое.

Всё равно считаю что любые сокращения на ГИС карте - зло. На то она и ГИС карта.

Влад Назаров
28 января 2016, 01:23

ПЖРЭТ - производственный жилищный ремонтно-экплуатационный трест

B-)

Гладилин Сергей
28 января 2016, 01:23
Зависит от региона - в одних чаще платформы, в других о.п.
ьррпедпн ииьрпеедрпрпоеггролнр ирд лрщщее бцешшгн тьмалрг туещщрпеттбрпг илррапл
рппреррьрпнннор
Удалённый пользователь
15 ноября 2020, 23:42
О. П - это Остановочный* Пункт