Клуб Народной карты

Автобусы и маршрутки

Определение смысла общественного транспорта — автобус или маршрутка?

В основном вопрос к содрудникам, но и мнение сообщества картографов немаловажно!

Моё понимание. Автобусы — транспорт, осуществляющий движение по определённому маршруту с номером в определённое время (по расписанию). Маршрутка — движение по тому же маршруту, но без расписания, пока не будут заняты места, удовлетворяющие водителя. Я правильно это понимаю?

66 комментариев
Это все от города зависит. Как у жителей принято их называть, так и пишите.
"без расписания, пока не будут заняты места, удовлетворяющие водителя"
Это вообще дикость какая-то.
nogo1986,
Почему дикость? Нормальная практика, особенно для конечной остановки.
Survivor 2007,
Хочу еду, хочу не еду?
У нас все по расписанию ходят.
Олег Чечулин
7 октября 2017, 09:17
Survivor 2007,
в России такое запрещено.
nogo1986,
А у нас по расписанию ходит только автобус, у маршруток расписания нет, в лучшем случае, интервал движения.
Олег Чечулин
8 октября 2017, 08:19
Survivor 2007,
может, у них ещё и лицензии на пассажирские перевозки нет? Так можно докатиться до того, что начнём на карте места скупки краденного и прочие малины обозначать.
Олег Чечулин,
У крупнейшего коммерческого оператора столичного региона нет лицензии? Это шутка была?
Олег Чечулин
8 октября 2017, 18:33
Survivor 2007,
всякие ситуации бывают.
nogo1986,
таких шайтанок полно в Люберцах и в Жуковском, прошу ознакомиться. :-)
Нужно учитывать специфику каждого города, везде всё по-разному. Вот у нас в Кемерово «маршрутки» отличаются только тем, что у них присутствует буква «т» в номере, проезд дороже на 2 рубля и проездные не действуют. Номера маршрутов и сами маршруты с обычными автобусными никак не пересекаются за редкими исключениями. Они тоже ездят по расписанию. При этом в качестве «маршруток» часто выступают полноразмерные НЕФАЗы и ЛИАЗы, как на первой картинке.
Повторю комментарии, которые были чуть раньше. Всё зависит от города. У меня я Севастополе, и я думаю, что также и на Украине,  автобусы - это большие жёлтые автобусы, извините за тавтологию, а маршрутки - это средней вместимости Sprinter'ы, проезд в которых чуть больше, чем в автобусе. Но сейчас у нас появились ещё большие белые автобусы, которые принадлежат городу, а не частным компаниям, и которые очень похожи по размерам и виду на троллейбусы.
Н-да. Извечный спор. Для начала (и это, видимо, ключевой момент) стоит уточнить, что "маршрутка" - исключительно народное название. Такого юридического термина не существует вовсе, есть просто автобус (независимо от класса МВ, СВ, БВ или ОБВ), в т.ч. выполняющий регулярные пассажирские перевозки по расписанию. В российских реалиях, последнее (расписание) - весьма условная вещь, которая уже была озвучена, для коммерческих перевозок.
Немного истории. Мой дедушка, еще в середине 60-х работал в такси и в одном подмосковном городе существовал маршрут до соседнего города маршрутного таксомотора. Они отправлялись по факту, по фиксированной стоимости проезда и были это банальные "Победы". Дальше припоминается факт присутствия РАФ-иков на Олимпиаде-80, маршрут, вроде бы был "ВДНХ - Лужники", следовали экспрессом, кажись. Это всё прообраз маршруток. В 90-е уже хорошо знакомые ГАЗельки АвтоЛайн. В них не было льгот, отправлялись по заполнению и т.д. и т.п. Именно с этого момента широко распространился термин "маршрутка". Т.е., в большинстве своём, ассоциативно, это ГАЗелька (или аналогичная иномарка) без льгот. Но, например в Москве, маршрутки продолжают называть маршрутками, не смотря на присутствие льгот. На мой взгляд, в большинстве случаев, термин в первую очередь ассоциируется с размером транспорта, а не фактом платности/льготности.
P.s. Конечно, речь идёт исключительно про московский регион, именно по этому необходимо отталкиваться от региональных особенностей. Замечу, что, например, в Касимове (Рязанская область) многие и ПАЗики называют маршрутками.
berserker ®,
Ну, правильно, маршрутное такси, было такое. Началось (в моём городе) со времён перестройки, в лихие 90-е продолжалось. У меня в городе теперь давно уже такого нет. Есть автоколонна, есть частные перевозчики (ЛИАЗы, ПАЗики, иномарки). Все едут по утверждённому маршруту и по расписанию. Принимают карту Стрелка и есть льготы. Просто в Серпухове ещё отмечены некоторые маршрутки (ПАЗики), хоть они уже ими не являются. Пошёл править)
berserker ®,
Да, маршрутка - это народное название. В федеральном законодательстве "маршрутка" звучит как «муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам» (ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Олег Чечулин
7 октября 2017, 09:20
berserker ®,
в Каменске-Уральском где-то в конце 80-х - начале 90-х были ПАЗ-672, на которых было написано "маршрутное такси", номера маршрутов были, кажется, 26,27,28. Принадлежали тому же ПАТП, что и обычные городские автобусы. Подробностей их функционирования я не знаю, не ездил на них никогда, но, кажется, там стоимость проезда зависела от расстояния, как в обычном такси.
Обновлено 7 октября 2017, 09:24
Основное принципиальное отличие в том, что автобус обязан останавливаться на всех остановочных пунктах, а маршрутное такси (оно же маршрутка) едет по определённому маршруту, но останавливается только по требованию пассажиров. 
Ivo Schenkenberg,
Нет, это применимо не ко всем регионам. Подробнее описал ниже.
Ivo Schenkenberg,
это неприменимо ни к каким регионам. Движение по маршруту предусматривает посадку/высадку только на остановочных пунктах маршрута, внесённых в его паспорт и утвержденным местным Минтрансом, а не по желанию левой пятки пассажира. Это де-юре. Де-факто, это не очень соблюдается даже легальными перевозчиками, но, не дай Бог, случись чего (ДТП, к примеру) при остановке вне установленного остановочного пункта, это может повлечь не только внушительный штраф перевозчику, но и лишение лицензии. Про нелегалов молчу.
berserker ®,
в Перми за посадку/высадку вне остановочного пункта в перевозчику сразу же применяется административное взыскание, а водитель а) отстраняется от работы сроком на 14 суток; б) увольняется с транспортного предприятия.
berserker ®,
Я нигде не говорил, что маршрутное такси имеет право останавливаться у каждого столба. Но оно имеет право пропускать остановки, если никто не желает на них выйти или войти. За счёт этого они передвигаются быстрее автобусов.
Если у вас дела обстоят именно таким образом, мне Вас искренно жаль, что вы вне цивилизации.
В Перми маршрутки - это микроавтобусы малой вместимости (до 20 человек), в которых перевозка пассажиров стоя запрещена. Все маршруты маршруток (простите за каламбур) обозначаются номером с литерой «т». Однако к ним предъявляются такие же требования, как и к автобусам: строгое выполнение расписание, наличие видеорегистраторов, системы автоинформатора и обилдечивания всех пассажиров.
kirill1303,
А льготы там есть?
vinnipushkin,
В маршрутках льгот быть не может, ибо согласно ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ именуемые в простонародии "Маршрутки" официально называются никак иначе как «муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам».
Если вдруг перевозчик установит льготу - пожалуйста, только по собственной инициативе и не получая за это никаких компенсаций.
kirill1303,
А где в этой 17й статье указано, что не может быть льгот?
kirill1303,
Лучше читайте статью 20, п.1., а не фантазируйте. 
Survivor 2007,
я не фантазирую, у меня несколько знакомых работают в Департаменте дорог и транспорта. В 20-й статье говорится, что орган(-ы) власти в праве устанавливать льготы, однако не обязаны. Может такие богатые регионы и муниципалитеты в нашей стране и существуют, однако я такие ещё не встречал.
kirill1303,
Если вы не встречали, то поменьше говорите за всех.
В Москве и Подмосковье льготы предоставляются.
http://www.avtoline.ru/komm2015.htm , п.3.4
Я ещё дополню, что маршрутка не только не соблюдает расписания, но останавливается где хочет. Может не останавливаться на всех остановках и может останавливаться у каждого подъезда между остановками.Ещё оплата налом водителю, отличная от оплаты муниципального (социального) общественного транспорта. 


Хочу подчеркнуть, что определение маршурутки не связано с размером транспортного средства. Микроавтобус на маршруте может быть как автобусом, так и маршруткой - в зависимости от местных особенностей, а именно от законодательства - муниципального, регионального или гоударственного. Например, в Латвии маршруток законодательно нет. Здесь микроавтобусы - те же автобусы, с теми же остановками, расписанием и теми же билетами. (В окнах подписей остановок в окошечках маршрутка не должно быть нигде ни одного номера, а кто их в Юрмале вписал?) Ту же систему ввёл, я знаю, город Москва. В остальных городах России и Украины полная анархия.


Так что здесь приджётся ориентироваться только на местные условия. Увы. Хорошо осознавая отличия автобуса как вида транспорта и маршрутки как вида (недо)транспорта.
Ярополк,
То, что Вы описываете, нарушает все возможные законодательные требования, нормативы и ограничения, т.е. является беспределом, если не незаконной предпринимательской деятельностью, т.е. говоря иначе - нелегальными перевозками. 
И да, никогда не говорите за других : в Перми никакой анархии нет, выше уже писал.
Ярополк,


Цитата: Ту же систему ввёл, я знаю, город Москва. В остальных городах России и Украины полная анархия.
Да-ну! =) Эта система введена Федеральным Законом в 2005 году. Более того, еще при существовании СССР, по приказу Минтранса №176 от 1969 г., введён термин "маршрутный таксомотор" (исключён приказом Минтранса именно в 2005) и регламент предписывал останавливаться только на остановочных пунктах. Анархия не в законах, а головах. Пожалуйста, не пишите того, о чём не знаете.
berserker ®,
Маршрутный таксомотор - это действительно очень давняя история. Я же говорю о фактическом введении в Москве, начиная, если не ошибаюсь, с 2014 года, европейской системы муниципальных маршрутов транспорта, при которых с частными перевозчиками заключаются договора, и они ездят на маршрутах на тех же условиях, что и муниципальные, а сбор денег за проезд осуществляет единый оператор. С этого момента маршруткам в Москве пришёл конец. Теперь там только автобусы. А вот в Петербурге маршрутки процветают - бесчисленные автобусы СВ с буковкой К в номере с оплатой налом водителю. То же самое в Нижнем Новогороде. При этом маршрутки выполняют муниципальные перевозки по установленным в договоре с городом маршрутам, согласно федеральному законодательству, но при этом остаются кондовыми маршрутками.  Москва ввела для себя внутренние правила, дополнительно к федеральному законодательству. В других городах тоже устанавливаются свои правила при организации внутригородских перевозок общественным транспортом (с опорой, конечно, на федеральное законодательство).  Мимоходом, мне очень было бы интересно, какими правилами оформлен беспредел в Воронеже.
Андрей Семко
6 октября 2017, 22:55
Давно пора объединить маршрутки и автобусы. Ибо суть одна - человеку важен маршрут поездки, а не то, на чем он по этому маршруту поедет. Кроме того, как правильно пишут люди, понятие маршрутка/автобус в каждом регионе сильно плавает. Я уж даже не представляю, как будут отрисовываться маршруты, например, в Турции? Там автобусы или маршрутки?
Андрей Семко,
Вот в отношении территории бывшего Советского Союза не надо эти понятия смешивать, что я и хочу сказать. Автобус и маршрутка - два разных вида транспорта. К ним у людей два разных вида отношения, сформировавшихся в том числе психологически ("мне надо побыстрее", "я на общественном транспорте не езжу - только на маршрутке", "маршрутка это паразит в системе общественного транспорта города, разрушающий её изнутри" (чистая правда), "маршрутка - это паразит, ездят в них только самоубийцы", "Да ну нафик вашу шайтан-арбу, пойду я лучше на трамвай"). И как два разных вида транспорта они должны быть обозначены  раздельно, и - в соответствии с местными условиями в каждом регионе - в Самарской области так, в Хабаровском крае иначе, во Владивостоке по-третьему, в Турции по-четвёртому. 


Яндекс взвалил обязанность различения этих двух видов транспорта на народных картографов, и он совершенно прав, ибо знать всё не может. Но потом, по консультациям с народными картографами, было бы желательно, чтобы Яндекс систематизировал все эти сведения и хорошо понимал САМ, где что какая шайтан арба катается на каких условиях. Ибо, даже минтранс этого не знает.
Андрей Семко
7 октября 2017, 18:21
Ярополк,
Тогда ответьте на такой вопрос, вот в городе по одному маршруту ездят и ПАЗы (от администрации города) и Газели (частники). Так этот маршрут автобусный или маршрутный?
Андрей Семко,
Моё понимание. Автобусы — транспорт, осуществляющий движение по определённому маршруту с номером в определённое время (по расписанию). Маршрутка — движение по тому же маршруту, но без расписания, пока не будут заняты места, удовлетворяющие водителя.
Андрей Семко,
И то и другое, создаётся 2 маршрута: автобус и маршрутка с одинаковым номером. Не усложняйте.
Андрей Семко
7 октября 2017, 22:37
berserker ®,
так я вроде бы как наоборот стараюсь упростить, а именно предлагаю не плодить сущности.
Андрей Семко
7 октября 2017, 22:39
vinnipushkin,
У нас в городе ездят газельки (и все их называют маршрутками), но они ходят по расписанию, а не по воле водителя. Так что пример не совсем универсальный...
Олег Чечулин
8 октября 2017, 08:30
berserker ®,
а зачем? Если единственное отличие - в марке автобуса и собственнике? Других отличий в вопросе я не заметил.
Олег Чечулин,
я прекрасно знаю законодательство - я сам перевозчик. На вопрос зачем - ответить затрудняюсь, ибо для меня принципиальной разницы нет вообще. НОТ для меня делится на 4 вида: ЖД, трамвай, троллейбус, автобус (и, пофиг, какой он по размеру*). Вопрос стоит в информации для конечного пользователя ЯК. В принципе, если рассуждать логически (руководствуюсь своей логикой), то, весь этот вопрос - банальное буквоедство. Сознание пассажира и юридические термины не равны друг другу, большинство навешивает ярлык "маршрутка" в двух вариантах: размер (и не важно - льготный автобус или нет) или льготность (а здесь прямая зависимость от размера, ведь межгород весь без льгот**). Если уж для конечного пользователя так удобнее - да ради Бога, повторюсь, не нужно заниматься буквоедством. Собственник, кстати, не причём, я - частник, но выполняю и социальные перевозки.
* - хотя, мне вспоминается ГАЗелька "Москва - Тула" с Южной и, для меня, как потребителя, в данном случае, понимание типа ПС критично, ибо до Тулы на Козели ехать не готов.
** - межгород не в буквальном смысле - между городами, а в юридическом - свыше 50 км; правда, существуют частные случаи, когда социальные протяженностью под 80 км.
Олег Чечулин
8 октября 2017, 18:30
berserker ®,
мне кажется, если для пассажира при выборе варианта поездки будут предлагаться опции: наличие льгот; наличие и тип проездного; предпочтительный подвижной состав (меня, например, в большинстве дизельных автобусов (и в ЛАЗ-695 :) ) укачивает с детства); стоимость проезда; время поездки и прочая, и прочая, то будет больше толку. Опции же "маршрутка"/"автобус", как уже говорилось, разными пользователями в пределах даже одного города понимаются по-разному, поэтому будут жалобы от пользователей, которые думали, что маршрутка это то-то и то-то, а оказалось - нечто другое.
Андрей Семко,
Вы упорно не понимаетет разницы между эими двумя видами транспорта. Смотрите, как работает этот маршрут, по каким принципам функционирует. При этом не важно, какой подвижной состав используется на маршрте - МВ, СВ, БВ или ОБВ. (Интересно, а вы понимаете эти аббревиатуры?)
Андрей Семко
13 октября 2017, 16:47
Ярополк,
Я прекрасно понимаю разницу между этими двумя видами транспорта. Я не понимаю почему их нужно различать на карте. Человеку интересен маршрут движения, а не то, на чем конкретно ему туда доехать - на автобусе или на маршрутном такси. Оттого что на карте будет отображено "маршрутное такси" или "автобус" человек вряд ли изменит свое решение о поездке. Более того, 99,9% людей (включая меня) не понимают тех аббревиатур, что вы написали, но примерно такое же число людей не понимает и разницы между автобусом и маршруткой и им оно нафиг не нужно.
Везде по-разному. У нашем мелком городке автобусы это, если так можно выразиться, большие маршрутки, которые разъезжают между городом и пригородами. И они, и маршрутки ходят по маршруту и с расписанием
Тимыч,
Значит, забирайтесь, пожалуйста, какая между ними разница. Функциональная разница! Не ленитесь. Вместимость автобуса здесь роли не играет. Разбирайтесь, на каких условиях они ездят: какие особенности есть у муниципальных маршрутов, какие особенности у того, что вы назвали маршрутками. Зачастую уже принадлежность автобусов к муниципальному предприятию или к частному определяет очень многое. Как в них осуществляется оплата проезда, различна ли цена. Что у них с обязательностью останавливаться на остановках и только на остановках. Кто собирает деньги за проезд - город или частные фирмы себе в карман. Выдаются ли билеты. На самом деле, это совсем небольшой список вопросов, найдя ответы на которые вы сами для себя чётко уясните, что вот этот вот пригородный микроавтобусик - автобус, а вот этот вот автобус средней вместимости, разъезжающий по городским улицам, - маршрутка.
Обновлено 7 октября 2017, 10:46
Для меня это деление не будет иметь никакого значения до тех пор, пока построение маршрутов (в ЯК и Я.Транспорт) не будет иметь опции "строить маршрут по приоритету проездного билета" - т.е. если маршрут займёт не 40 минут, а 45-50, то я лучше по проездному проеду автобус+метро+автобус, чем автобус+другаяСтанцияМетро+маршрутка
Наше старе село
7 октября 2017, 17:57
Маршрутками у нас называются маленькие автобусы. А автобусами - большие, как ЛАЗы и Икарусы
Наше старе село,
Автобусы у нас - с расписанием, по маршруту (ПАЗ, ЛИАЗ,  итд). Маршрутки канули в Лету. Есть АК 1790 и частники, объединившись в ООО Союз-Авто. Частники принимают карту Стрелка и с пенсионеров 50 процентов оплаты.
Чем больше Ваших мнений, тем больше информации для раздумий сотрудникам. Нам надо определиться при редактировании маршрутов общественного транспорта. Должны быть обозначены более конкретнее критерии при выборе между автобусом и маршруткой (маршрутное такси) в правила!
Обновлено 7 октября 2017, 19:33
Андрей Семко
7 октября 2017, 22:52
vinnipushkin,
Кстати, насколько я понимаю, термин "маршрутное такси" вообще исчез из законодательных актов России. Если верить Вики, то:
"В настоящее время организация работы всего общественного транспорта в России регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
С 2013 года юридически такого понятия, как Маршрутное такси, нет. Этот тип перевозок стал, наравне с автобусами, трамваями, троллейбусами, общественным транспортом. Об этом прямо сказано в Уставе автомобильного транспорта"
Обновлено 7 октября 2017, 22:53
Андрей Семко,
Вот, так зачем в редакторе  есть выбор "Маршрут маршрутного такси" ?
Андрей Семко
9 октября 2017, 19:44
vinnipushkin,
сие мне неведомо :-). Повторюсь, что я выступаю за объединение понятия "автобус" и "маршрутное такси" как сущностей, которые не отличаются принципиальным образом.
Олег Чечулин
8 октября 2017, 08:27
vinnipushkin,
так вот невозможно выбрать такие критерии, которые удовлетворят всех. Потому что, по сути, это один и тот же вид транспорта! Два городских официальных маршрута по отдельным параметрам могут отличаться друг от друга сильнее, чем городской автобус от "маршрутки"!
К чему плодить сущности?
Администрация, Вам вопрос - " Вот, так зачем в редакторе есть выбор "Маршрут маршрутного такси" ?"
А по мне так - то, что малое - маршрутка (фото № 3), то, что большое - автобус (фото №№ 1, 2). Такого же мнения придерживаются и друзья мои, которых опрашивал в целях эксперимента.
Андрей Семко
9 октября 2017, 19:45
Baxyz®,
а какой  смысл вообще разделять их? Чем они принципиально различаются?
Обновлено 9 октября 2017, 19:47
Андрей Семко,
у меня смысл особый - маршрутки не люблю и не котирую. Пользуюсь ими только ежели в нужное место ничего не едет иль мало времени. И мне больше по кайфу проехаться на большом автобусе (особенно со своим большим ростом, особенно ежели мест сидячих нет), нежели кататься в этой шайтанке. И безопаснее и комфортнее. И, кстати, отправляя в полёт свой сапог в сторону некоторых транспортников, могу сказать, что всякие социальные/коммерческие характеры маршрутов для меня находятся в самом последнем месте при определении для меня, что к моей остановке подъехало. Сегодня как раз проехался в такой маршрутке, который для транспортников социальный, мать его, автобус, водядел которого меня чуть при посадке не свалил, ибо начал трогаться, потом ехал быстро и без света, кося под пустой. Маршрутка для их водителей - это уже определённый стиль вождения и работы. Если взять для эксперимента водителя какого-нибудь ЛиАЗа и водителя Мерседес-Спринтера, то разница будет очевидна, абсолютно. Ранее я предлагал сделать разбивку транспорта в этих категориях вместо "автобус" и "маршрутка" сделать "автобус" и "микроавтобус", а всякие социальные и антисоциальные характеры маршрутов сделать просто как дополнительной переменной, нужной лишь определённым слоям населения. Но, видимо, это никому не нужно. Кому-то выгодны, видать, эти войны между шайтанками и автобусами, что в реальности, что в виртуальности.
Андрей Семко
9 октября 2017, 22:39
Baxyz®,
тогда такой вопрос, а разве у вас в городе маршруты для автобусов и маршруток имеют разные номера и/или пролегают по разным маршрутам?
Андрей Семко,
у меня в городе все типы автобусов ходят по маршруту и по расписанию, даже на паре маршрутов есть Газели. Имеют валидатор для транспортных карт оплаты и часть льгот (для частных перевозчиков).
Вот, есть АК 1790 . Так же есть частные перевозчики, имеют ПАЗики и крупнее транспорт. Разделение только АК 1790 и частный перевозчик. Но у частного перевозчика спрашивают на каждой остановке у пассажиров "Выходят ли на следующей остановке?". Если нет желающих, то пролетают мимо, так как на остановке уже пару автобусов от АК приземлилось. Частные перевозчики - маршрутка?

Андрей Семко,
по-разному. Есть маршруты 1, 2, 4, 25, 47, 49, 50, 51, 52 на которых ездят и частные маршрутки без льгот и большие автобусами со льготами от ПАТП, есть маршруты только с большими автобусами с льготами (6, 8, 9, 53, 424, 21, 28, 28п, 58, 36, 36/51), есть социальные маршруты, на который выпускают и мелкие газельки и большие автобусы в зависимости от желания ПАТП (3, 39), есть маршруты социальные только с газельками (26) от ПАТП, есть маршруты только с коммерческими газельками и всякими фордами (5, 7, 12, 63к, 48, 60к, 69). По поводу совпадений ситуация следующая: маршрутки на 1 маршруте делают заезд в обе стороны в 10-й микрорайон, автобусы - нет. На 2, 3, 4, 39, 25, 47, 49 пути следования маршруток и автобусов совпадают; на 51 - автобусы следуют от автовокзала до Кузяевского завода, маршрутки - едут чуть дальше до посёлка Кузяевского фарфорого завода; 52 - автобусы от автовокзала едут до Коняшино, маршрутки едут дальше до посёлка Гжельского кирпичного завода, 50 - автобус едет от автовокзала до Захарово, маршрутка проезжает дальше до военного городка. Маршруты 36 и 63к трассами частично совпадают, но 36 автобус едет от автовокзала до 49 км, маршрутка 63к доезжает лишь до Аринино, не доезжая до 49 км.
Андрей Семко
10 октября 2017, 14:37
Baxyz®,
хмм, получается совсем запутанная ситуация, которая, по-хорошему, не совсем правильная и, видимо, сложилась исторически. По идее маршруты ОТ должен быть едиными.
нонче, эти проклятые желтые гробовозки уже басами называть стали. маразм, ни разу на бас.
Обсуждение показало, что уважаемые народные картографы мало что понимают в том, как работает общественный транспорт. Исходя из этого следует признать очень правильным решение Яндекса сначала дать разрешение на рисование ниток транспорта только избранным.
Ярополк,
Ну, подскажи, дуракам-то.