Клуб Народной карты

Человеческие названия дорог без населённых пунктов

Существующая редакция правил (п. 3.3.3.3.3…) устанавливает достаточно строгие правила именования нумерованных дорог. Позволяя именовать  дороги по шаблону «деревня1-деревня2» или «подъезд к деревне3» и исторические маршруты по частям современных нумерованных дорог (Можайский тракт, Чуйское шоссе), для общего случая правила Народной карты (парадоксальным образом) строго гласят, что «Местные неофициальные (»народные«) названия подобных объектов не используются».

Это не позволяет присваивать «человеческие» имена дорогам, на которых нет населённых пунктов. Такие дороги, как правило, построены недавно и соединяют ранее существовавшие (иногда — более значимые) дороги.

Одним из примеров является построенная в начале 2000-х годов дорога, соединяющая тогдашний «основной» маршрут «Казань-Столбище» и Матюшинский тракт («Казань-Боровое Матюшино»). Эта дорога полностью пролегает вне населённых пунктов (кроме отдельных ЖК), и она представляет собой нумерованную дорогу с непроизносимым номером 16К-1062. Если это имеет значение, на дороге интенсивное движение, многие ежедневно ездят по ней на работу в город и обратно. Неофициальные народные названия этого дороги — «бетонка» (по редкому типу дорожного покрытия) и «шаймиевская трасса» (правил, проживает).

Наличие «человеческого» названия (синоним, историческое) было бы удобным, например для тех, кто в навигаторе задаёт голосом «третий километр бетонки».

Если я правильно понимаю, геолокация пользователя вряд ли допустит, чтобы ему проложился маршрут до других «бетонок» (например, А-107 и А-108 в Московской области, которые, кстати, в текущей редакции также должны лишиться данного «народного» названия).

Предлагаю изменить правила таким образом, чтобы неименованным нумерованным дорогам за пределами населённых пунктов, которым невозможно присвоить «человеческое» название иным разрешённым правилами способом, допускалось присваивать название (синоним), которое является «народным и неофициальным».

8 комментариев
Владимир Ковригин
21 июля 2020, 09:33
Простив. Таких "бетонок" будет тысячи (в каждом поселке где есть бетонные плиты, так народ называет эти дороги) и все они будут искаться по ключевому слову.
Владимир Ковригин,
Речь о значимых дорогах классов 4...6, на которых нет населённых пунтов (в другом варианте -- дорог, именование которых по находящимся на них населённым пунктам нецелесообразно). Таких дорог очень мало, и в окрестностях отдельно взятого крупного города их может не быть вообще. Никакие поселковые и межпоселковые дороги в моё предложение не попадают.
Меня больше бесят названия на карте типа обход Твери, северо-западный объезд, Южный обход, и так далее.
И когда в названии трассы пишется слово трасса. Например трасса таврида. Трасса тут лишнее. Выглядит убого. 
Удалённый пользователь
21 июля 2020, 10:54
Людей много, мнений много. И если обзывать трассы так, как вы предлагаете - будет бардак. Одна и та же дорога будет "тропой к свинарнику", "бетонка", "дорога в магазин", "путь к комунизму", "дорога на дачу к Степанычу-самогонщику" и всё подобное. Народная фантазия безгранична. 
Да и как вы собираетесь доказывать, что именно вот эта дорога имеет именно вот такое название ? Официальное название это официальное название. На него есть документы. С печатями и подписями. А у народного названия что ? Ничего.  Один одно сказал, другой другое сказал, по радио Би-Би-Си (Баба-Бабе-Сказала) передали -  и опять бардак.
Обновлено 21 июля 2020, 10:56
Lord of Shadows,
Я писал, что в моём предложении речь о дорогах, "нумерованных, которым невозможно присвоить «человеческое» название иным разрешённым правилами способом". То есть сразу отметаются все полевые-лесные дороги, все дороги, на которых есть населённые пункты. Остаётся именно небольшое количество дорог с твёрдым покрытием, на которых нет населённых пунктов -- смычек между другими автодорогами. Таких дорог, может быть, штук 50 на всю Россию.

Наиболее популярное "человеческое" можно загуглить. И бремя обоснования возложить на инициатора поименования. Просто сейчас такая возможность правилами НК напрямую закрыта.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса21 июля 2020, 16:58
В целом и сейчас, если трасса имеет название, которое широко используется в реальной жизни (об этой широте использования, в частности, можно судить и по присутствию этого названия в СМИ, в интернете) - то добавить ей соответствующий синоним - допустимо. Так, это сделано для Московских бетонок.
Другое дело, что подобные неофициальные названия должны быть также сколь-либо уникальны. Поэтому просто "бетонка" не подойдет тут, поскольку, как верно написано в комментариях - бетонок по стране тысячи и это именование используется очень много где.
Но, как вы верно пишете, подобные случаи - скорее исключение, нежели правило. Поэтому можно их обсуждать индивидуально, ориентируясь на распространенность и уникальность названия.
> Это не позволяет присваивать «человеческие» имена дорогам


Прежде всего, никакой картограф не имеет права ничего "присваивать". Может отобразить то, что уже присвоено или используется фактически. Но не придумать "из головы". При том автомобильные дороги имеют очень строгие правила именования, установленные законом, а улицы (объекты УДС) в России могут существовать только в населённых пунктах.


p.s. Теоретически исторические наименования старинных дорог, вроде Можайского или Чуйского тракта на Яндекс Карте (согласно имеющимся Правилам) быть не должны. Как бы нам с вами не хотелось обратного. Правила есть правила, даже если неправильны.


p.p.s. Формально "наименования" формата "деревня 1 - деревня 2" или "подъезд к деревне 3" это НЕ НАИМЕНОВАНИЯ. Это не ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. Это - ОПИСАНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ. Да, оно часто фигурирует в документах органов государственной власти. Это просто эрзац топонима, но не топоним. Просто на самом деле дорога безымянна, а как-то её отделить от других дорог надо = вот чиновники и используют устоявшиеся обороты. На самом деле это сродни обороту "человек в красном плаще" вместо имени этого человека. Если буквально по Правилам картирования, то "наименования" указанного выше формата указывать не надо, а следует просто оставить дорогу безымянной. Потому что это НЕ НАЗВАНИЕ, А ОПИСАНИЕ!!!
Я предлагаю вполне разрешённый правилами способ. Попросить соответствующий орган об официальном наименовании безымянной дороги. Поскольку речь идёт о дорогах абсолютно точно не федерального значения, то Мишустина просить не надо. Большинство таких дорог - это дороги местного или межрайнного значения. Первые может наименовать орган МСУ по данной местности, а вторые - орган на уровне субъекта РФ. Дерзайте, пишите, требуйте, что людям нужно ориентироваться. Кстати, в примерах (бетонка, шаймиевская) также не имена собственные, а нарицательные обозначения. До того, чтобы им стать именами собственными (фактически существующими, неформально с точки зрения юридической, но с точки зрения русского языка - безупречно существующими) им ещё мариноваться и мариноваться. Когда они лет 50 просуществуют и когда на каких-то ресурсах устойчиво будут появляться - только тогда, быть может, количество перейдёт в качество, и нарицательное название превратится в топоним. На сегодня считать это неофициальным названием нельзя - потому что не название!