Клуб Народной карты

Дорога vs улица, реальное название, статус и предназначение, мнение других участников

yarik-stanilov
27 февраля, 13:28

Приветствую тружеников картографии. Хочу раз и навсегда прояснить для себя (и не только) нюансы атрибутирования дорог. Ни для кого не секрет, что Яндекс.Карты — это не только крупнейший ресурс на территории стран бывшего СССР, но и место извлечения данных для других аналогичных сервисов. Поэтому правильность отображения названия той или иной улицы или дороги имеет важное значение. Дороги на территории Российской Федерации классифицируются по разным признакам. Все автодороги имеют свои категории, от IА (от 4 полос с разделительной полосой) до V (проезжая часть шириной от 4.5 до 6 м), что регламентируется, например, ГОСТ Р 52398-2005. В пределах населенных пунктов дороги могут быть от магистральных со скоростным движением до каких-нибудь мелких проездов, что соответствует СП 42.13330.2011. Тем не менее, абсолютное большинство дорог имеет свое предназначение, нумерацию и официальное название, а «правила игры» в этом случае устанавливаются Приказом Минтранса РФ от 07.02.2007 N 16. 

Я уже привык к тому, что в НЯК свои правила игры. Здесь дорога, которая имеет довольно убитую дорожную одежду и ширину метров пять от силы, может обозначаться как «шестерка» (дороги местного значения). И это только потому, что таксисты не знают, что это и где это, и для следования по хотелкам пассажира могут включить Яндекс.Навигатор, который, в свою очередь, даст ту самую кучу точек с треками. И наоборот, вполне себе известная и довольно широкая улица будет «семеркой», т. к. треков там всего ничего. И с все тем же СП 42.13330.2011, где дороги классифицируются по назначению, это никак не коррелирует. Ну и ладно.

Но несколько дней назад столкнулся с ситуацией, которая и послужила поводом для создания топика. Имея достоверные сведения, полученные из паспортов автомобильных дорог, я потратил пару часов в свой выходной день на обозначение правильных участков автодороги 67 Р-01, которая, судя по букве Р из Приказа Минтранса, вполне себе дорога федерального или регионального значения, соединяющая административные центры РФ. Поверхностно изучив правила атрибутирования и совершенно не зная алгоритмы составления маршрутов нашим любимым картографическим сервисом, я решился на присвоение участкам этой дороги, проходящим в пределах конечных населенных пунктов, статуса «тройки», т. е. межрегиональной дороги. И это логично, поскольку дорога от самого начала до самого конца соединяет два субъекта РФ, Республику Крым и г. Севастополь. Более того, являясь специалистом в области организации дорожного движения, я не присвоил этим участкам «двойку», поскольку предположил, что с точки зрения пропускной способности участков улично-дорожной сети будет куда выгоднее, если транзитный транспорт отдаст предпочтение «двойке», идущей в обход г. Инкерман и именующейся как а/д 67 К-02 Севастополь — Инкерман. Хотя, следуя букве К, дорога всего-то регионального значения, нашего, севастопольского…

Однако я не нашел понимания среди модераторов и сотрудников Яндекса. Не имея правильных сведений, один из сотрудников решил откатить мои правки, причем (по непонятным для меня причинам) сделал это частично. Да и ответов я ни от кого не получил, хотя мои месседжи давно прочитаны. Теперь а/д 67 Р-01 Симферополь — Бахчисарай — Севастополь выглядит довольно комично, так как разбросана кусками по карте и на разных участках имеет разные статусы. К тому же, участки Р-01 и К-02 теперь совпадают, чего теоретически быть не должно. А я хотел еще и К-01 Ялта — Севастополь немножко поредактировать. Что делать и как быть?

И второй момент. Дорога может иметь официальное название, а адреса, расположенные вдоль нее, имеют привязку к улице, которая в паспорте этой а/д никак не отражена. Например, на картах нашего города пара отрезков а/д Обход г. Севастополя обозначена как «шоссе Генерала Моргунова». И какие-то из земельных участков, расположенных вдоль этой дороги, действительно имеют соответствующие адреса. Откуда знать, что из себя представляет сие шоссе? Быть может, это какая-то параллельная грунтовая дорога, которая еще даже не прокатана, а Обход г. Севастополя — это Обход г. Севастополя и никакого отношения к этому шоссе не имеет? Как правильно обозначать такие дороги? Любопытно, что местные пользователи Яндекс.Карт теперь озадачены, мол, столько лет ездили и не знали, что это аж шоссе, еще и названное в честь целого генерала.

Спасибо за внимание.

15 комментариев
Fleget
Сотрудник Яндекса27 февраля, 14:02
Спасибо за подробное разъяснение своей позиции, мы вас поняли, но в правилах Народной карты четко прописано:


Класс дороги определяется, в первую очередь, типами и размерами населённых пунктов и иных значимых объектов, которые она соединяет, а также ролью, которую она играет в формировании связности дорожной сети.
В меньшей степени на класс дороги могут повлиять её физические характеристики. Наличие у трассы идентификационного номера не влияет на её значимость.
3.3.2.1. Класс
Fleget,
Но здесь надо также учитывать и сведения комитета по дорожному хозяйству. https://yadi.sk/i/4YEuJZzn3Spsem где одна трасса может иметь разные категории https://yadi.sk/i/rbkplDwW3Sptr6
МВА,
категория дороги в терминах дорожного строительства не влияет (или слабо влияет) на её классификацию в терминах картографического производства Яндекса.
Карта должна показывать пользователю центровые пути - куда и откуда можно проехать, т.е. ставить в приоритет связность участков, а не количество полос на них.
Обновлено 27 февраля, 17:05
podmotal,
Совершенно верно, но если Вы дорогу пятой категории обозначите примерно шестым классом то это уже ни в какие рамки не лезет.
МВА,
если это единственная дорога, соединяющая населенные пункты, карта должна это чётко демонстрировать пользователям, в том числе на обзорных масштабах. А какая там у неё категория и физические параметры - дело третье, если не десятое.
podmotal,
Жаль что не понимаете!
МВА,
а мне так жаль, что вам жаль!
podmotal,
В конкретном случае дорога 67Р-01 связывает город Инкерман, единственный город на территории субъекта, кроме самого Севастополя, с, собственно, Севастополем. Т.е. по правилам, вероятно, это должна быть "тройка".
yarik-stanilov,
с транспортной точки зрения, Инкерман это не город, а пригородный посёлок, типа как Николаевка под Таганрогом. Да и сам Севастополь - никакой не регион, а обычный город (опять же с транспортной точки зрения).
Fleget,
По большому счету, в нашем городе у всех дорог, которые прошли паспортизацию, имеется т.н. "номер" (преимущественно это межмуниципалки, которые с буквой Н). Номера нет у дорог, которые либо еще не паспортизированы, либо еще не приняты на баланс местного дорожного хозяйства.


А речь идет совершенно о другом.
Почему автодорога регионального значения, соединяющая административные центры РФ, которая обозначается буквой Р, в момент слияния/разделения с объездной, внезапно из "двойки" превращается в "четверку"? Почему она не может быть "тройкой"? Объездная дорога, которая уже просто регионалка с буквой К, остается "двойкой", и с этим я согласен.
Или следующее. Почему сотрудники Яндекса действуют от обратного, присваивая объездной дороге 67К-02 обозначение 67Р-01, хотя первая второй не является и являться не может, а 67Р-01 по факту уходит совсем в другую сторону?
И когда вы говорите о Правилах, то обратите внимание, что они в этом разделе ссылаются не на участок дороги, а на дорогу (т.е. всю). Значит ли это, что дорога автоматически должна иметь один и тот же класс на всем своем протяжении? Вопрос риторический.
Комментарий удалён
helpnikspb,
всех это так волнует!
helpnikspb,
вообще да, смешно: там ехать-то всего 80 км, как от Тольятти до Самары, а всё туда же — "межрегиональная" трасса))
По поводу классов - необходимо руководствоваться только правилами НЯК, хотя их [классов] и маловато с точки зрения законодательства. По поводу убитости дорог - не всегда класс дороги по документам соответствует фактической её ценности, как Вы справедливо и заметили. Касательно трасс - бывает так, что небольшая часть одной трассы является одновременно и частью другой. Встречал такие случаи.
По поводу двойных наименований "Обход..." и "Шоссе...". Иногда улицы именуем так, как Вы описали вот по какой причине. Нужно проставить адрес, а подходящей для нормального проезда дороги, кроме другой, уже имеющей название - нет. "Параллельную грунтовую дорогу", которая скорее всего нарисована 8-м или 9-м классом (или не нарисована вовсе или в случае когда это всего лишь тропинка) повышать не хочется до 7-го только из-за присвоения названия, так как в этом случае по ней будут строиться сквозные маршруты. (Опять же по правилам именованная дорога не может иметь классы 8-9) Поэтому и приходится именовать более удобные для проезда дороги. В Вашем случае - это кусок другой дороги.
Обновлено 27 февраля, 18:07
zorgouz,
Опять же, в конкретном случае, приказ о присвоении адресации "шоссе Генерала Моргунова" датирован, по-моему, еще 2009 годом, когда а/д "Обход г. Севастополя" еще не было от слова совсем. То есть, я вижу в кадастровой карте, что где-то там недалеко от данной автодороги есть какие-то участки с адресацией этого шоссе. Но никакого шоссе рядом нет, есть только участок указанной дороги. Справедливо ли назначить этому участку привязку к данному псевдо-шоссе? Или, быть может, лучше все-таки указать название из паспорта а/д?
Обновлено 28 февраля, 22:38
yarik-stanilov,
конечно лучше. Но это вопрос не к нам, а к чиновникам.
С другой стороны, будет более правильным, коли уж привязаны адреса к "шоссе",  установить тип "улица в населенном пункте", а  "обходу..." - в городской черте проставить тип "городская магистраль", Этот тип по определению может включать в себя несколько улиц. Тога противоречие снимется вообще. И дорога будет цельная. Пример. Скрин типа.
Обновлено 1 марта, 18:41