Клуб Народной карты

История одного картографа: Антон Колесов

yndx-gilfanova
29 марта, 17:30

Привет, картографы!

Сегодня предлагаем вам историю о рисовании на карте США. Почти все картографы, о которых мы прежде рассказывали в рубрике, рисуют в основном территорию тех мест, где они живут. Сегодняшний же герой выбрал в качестве основной территории рисования город Фримонт и Силиконовую долину (Кремниевую долину) в Калифорнии. Что интересного там можно порисовать и каковы особенности картирования на территории «Золотого штата» — рассказывает народный картограф Антон Колесов.

Я из Санкт-Петербурга, работаю менеджером по разработке программного обеспечения в представительстве американской компании.

С картографией я никак не связан, но мне нравится иногда на досуге смотреть на транспортную инфраструктуру по всей планете и читать о наиболее эффективных методах организации транспорта.

На Народную карту я попал, когда осенью ездил в Грузию, и Яндекс.Навигатор проложил мне автомобильный маршрут к отелю через пешеходную улицу (со ступеньками!), потому мне стало интересно, как я могу исправить это, чтобы другим потом не пришлось наматывать круги по узким улочкам старого Тбилиси. А еще через пару дней Навигатор завел меня на дорогу, импортированную Роботом, которая почему-то имела то ли четвертый, то ли пятый класс — то есть в Навигаторе выглядела солидно, а на самом деле оказалось лесной тропой, плохо пригодной для легкового автомобиля. Так мой интерес переместился от изменения атрибутов лишь одного короткого участка к рисованию дорог и исправлению некорректных атрибутов, импортированных Роботом.

Долго я в Грузии не рисовал, поскольку языка не знаю, официальными картами не владею, а на другие картографические ресурсы как на источник информации в этой стране не всегда можно положиться. В итоге я стал рисовать район Силиконовой долины, поскольку она довольно плохо отрисована в Яндекс.Картах, зато есть много информации на других ресурсах. Кроме того, часть информации находится в публичном доступе на сайтах администраций штатов, городов и т. п. И именно там расположена штаб-квартира моего работодателя.

Я был в Калифорнии два раза, путешествовал на машине по юго-западу США и был восхищен красотой природы всего региона и ее доступностью за счет развитой инфраструктуры — везде есть нормальные асфальтовые дороги, везде есть отели, где можно заночевать (хотя иногда и сомнительного качества), многие парки имеют хорошие пешеходные тропы. К сожалению, низкое разрешение спутниковых снимков Яндекс.Карт в некоторых регионах США не позволяет адекватно отрисовать маршрут, по которому я путешествовал.

Наиболее детально я отрисовал город Фримонт, поскольку именно в нем живет мой американский начальник, — начал я с того, чтобы проложить маршрут от нашего офиса в Маунтин-Вью до его дома, а дальше пошло-поехало. Фримонт в первую очередь примечателен тем, что в нем расположен завод Tesla, а также начало подъема на сверхпопулярный среди местных жителей Mission Peak.

Дорожная сеть в районе Mission Peak

В самом начале во Фримонте были только импортированные Роботом дороги 1—4 классов и фрагменты главных городских дорог, не образующих «когерентной» сети. Всего у меня ушло примерно четыре с половиной месяца на то, чтобы полностью отрисовать дорожную сеть Фримонта, кроме того, в это же время я приводил в порядок сеть дорог вокруг города.

Сегодняшняя схема Фримонта на Яндекс.Картах с обзорных масштабов

Пожалуй, самое сложное в отрисовке в Калифорнии — поиск и подтверждение информации об ограничениях скорости. В отличие от России, где в городе почти все дороги, за исключением магистралей, имеют ограничение 60 км/ч, в США используют много шагов разрешенного диапазона — 25 миль в час, 30, 35, 40, 45, 50… Кроме того, разные участки одной дороги могут иметь разные ограничения. Ну и самое неприятное — это то, что не всегда понятно, где именно проходит граница между разными ограничениями. Иногда в одном направлении стоит знак об изменении, а в противоположном — никакого знака нет. Нередко приходится угадывать или просто полагаться на здравый смысл. Среди мелких, но назойливых неприятностей: по умолчанию интерфейс карт полагает, что скоростной лимит в городе — 20 миль в час, хотя в Калифорнии он — 25 миль в час, поскольку в США разные штаты имеют слегка различающиеся ПДД, особенно в плане ограничений скорости.

Самое приятное в отрисовке города и окружающего района — смотреть, как сеть растет и становится все плотнее. И особенно мне нравится рисовать сложные съезды с автомагистралей.

Примеры развязок, которые приводил в порядок народный картограф

Я намного лучше узнал и город и окружающую местность в целом, пока рисовал их, теперь смогу ориентироваться на самых крупных дорогах без навигатора намного лучше.

Среди основных особенностей, которые я заметил, — характерная для американских пригородов (а Силиконовая долина и прилежащие территории это один большой пригород) схема из просторной сетки крупных дорог, выходящих на автомагистрали, и густая сеть тупиков и извилистых улиц между ними, на которых стоят жилые дома. Отрисовка такой непрямоугольной сетки с огромным количеством маленьких улиц отнимает довольно много времени.

Дорожная сеть Фримонта издалека напоминает микросхему

В самом начале энтузиазма у меня было больше, чем умения, рисовал я, не вчитываясь в правила, потому совершил немало типичных для новичков ошибок: неплавные ребра дорог, уровни дорог, которые не соответствуют друг другу, вводил скорость в километрах в час — в общем, рисовал не лучше, чем Робот, который импортировал дороги в Калифорнии (привет коллегам-программистам, писавшим Робота).

В первую очередь мне помогли разобраться с правилами модераторы Ирина yndx-irinynik и Роман yndx-mezencev, которые присылали комментарии, когда было очевидно, что я совершаю систематические ошибки. Кроме того, они помогали мне в ситуациях, которые явно не оговорены в правилах. Периодически приходилось контактировать и с другими модераторами.

Затрудняюсь сказать, кому именно Яндекс.Карты могут быть полезны в США на данный момент, поскольку пока еще сеть дорог в целом недостаточно отрисована и, кроме того, маловероятно, что американцы вдруг начнут пользоваться интернет-ресурсом из другой страны — они предпочитают поддерживать отечественного производителя. Иностранный продукт должен быть на голову выше американского, чтобы обогнать его, как это было, например, с японскими автомобилями в 80-е. Но если я окажусь в Силиконовой долине снова, то, скорее всего, попробую воспользоваться Яндекс.Навигатором, поскольку мне лично кажется, что приложение Яндекс.Навигатор лучше конкурентов с точки зрения интерфейса и цветовой гаммы карт, кроме того, не все приложения показывают информацию о скоростных ограничениях и предупреждают о камерах.

Теперь я занимаюсь отрисовкой основных дорог в самой Силиконовой Долине и Сан-Хосе, к югу от Фримонта, хотя рисовать улицы 7-го класса там я, скорее всего, не буду, поскольку это не так весело.

Развязка, отрисованная картографом в Сан-Хосе

В завершение скажу, что США — большая страна с хорошо развитой сетью дорог, в которой автомобиль — основное средство передвижения. Поэтому любителям рисовать дороги там есть где разгуляться!

Огромные «картографически неосвоенные» территории Соединенных Штатов привлекают не только новичков, которые делают первые шаги, но и более опытных картографов, желающих повысить уровень своих знаний и навыков. Картирование многоуровневых развязок, хайвеев и небоскребов требует большей подкованности в работе с дорожными атрибутами и глубокого понимания особенностей спутниковой съемки — а значит, задачи становятся все сложнее и интереснее. Кроме того, картирование всегда предполагает некое исследование различных систем — транспортной, административной, дорожной…  Это еще отличный способ больше узнать о конкретной стране, ее истории и особенностях. 

Благодарим Антона за такую вдохновляющую историю и желаем ему как можно скорее проехаться по Силиконовой долине с Яндекс.Навигатором  :)

5 комментариев
На карте непросто рисовать дорожные развязки, молодец!
mapmaker медвед
2 апреля, 13:35
vadimcooltop,
+ я с этими развязками так маялся,  где съезд, где обычная дорога и т.д.
mapmaker медвед,
Понятно)
Фред-Продавец звёзд
31 марта, 19:19
Надо бы туда запустить робота-домового. Пусть порисует домики в частном секторе. Красиво будет. А вообще - неплохо бы сделать так, чтобы обсуждаемый регион оказался отрисован весь, максимально точно и со всеми подробностями, вплоть до помоек и трансформаторных будок. Кое для кого это окажется грандиозным позором.
yndx-gilfanova
Сотрудник Яндекса1 апреля, 10:47
Фред-Продавец звёзд,
не очень ясна мысль с позором, но про максимально подробную отрисовку - это, конечно, было бы хорошо. Во Фримонте закончена дорожная сеть, а это если не половина дела, то точно одна из самых его важных частей. Так что - только вперед к домикам и другим деталям местности :)