Клуб Народной карты

Как работает Народная карта. Отдел Картографического производства

Как работает Цех № 1.

Недавно мы начали рассказывать вам о том, как устроена команда Яндекс.Карт: кто за что отвечает, и как мы взаимодействуем между отделами.
Сегодня мы хотели бы продолжить эту тему, подробнее остановившись на самом большом по количеству сотрудников подразделении нашей команды — отделе Картографического производства. Кроме того, сегодня рассказом делится сам сотрудник этого отдела

 Роман yndx-romadzen,

Старший сотрудник группы картографического производства. Работает в Яндексе с октября 2010 года. 

Далее слово передаем Роману.

Всем привет! Отдел картографического производства — это отдел, в котором компьютерные мыши плавятся под огнем модерации и внесения тысяч правок, а спины сотрудников врастают в кресла :)
Это место, где обрабатывается и проверяется каждая правка, которая приходит от любого из пользователей Народной карты, перед тем, как она попадет в релиз.

А теперь более подробно о том, что мы делаем в отделе картпроизводства. Всего нашу работу можно поделить на 9 основных пунктов. 


1. Модерация

Сюда же входит и «наставничество» новичков: отсылки к соответствующим разделам правил в случае внесения некорректных правок и ответы на многочисленные вопросы, приходящие нам в сообщения. С такими вещами многие из вас знакомы не понаслышке.

2. Проверка данных скриптами

Многие функции Яндекс.Карт и других сервисов Яндекса были бы недоступны пользователям без таких проверок. С помощью них мы ищем ошибки, которые сложно или невозможно обнаружить «глазами». 

Например, вот такая ошибка:



Эта ошибка могла появиться, когда кто-то из пользователей изменил класс дороги на более верный, но не заметил короткое ребро на мелком масштабе и пропустил его.

Мы «вылавливаем» такие ошибки автоматически и правим их вручную. Порой случаются курьезные ситуации, когда проверки выдают нам ошибку, и мы пытаемся найти её глазами в течение долгого времени с мыслями «на что ругается скрипт?! всё ведь в порядке!» лексика автора не сохранена :) 
И, в конечном итоге, уже найдя ошибку, мы понимаем, что она всё время была перед нашими глазами.
Тут дело в том, что мы не видим конкретно, в чем же проблема - мы всего лишь видим, что она есть. Далее искать причину и исправлять ошибку — наша прямая обязанность.
Именно поэтому мы просим очень внимательно относится к отсутствию пропусков участков дорожного графа при изменении классов дорог, отсутствию дублей и наложений при создании и именовании дорог и адресных точек, а также перепривязке административно-территориальных единиц и прочим сложным правкам.
Найти ошибку нелегко, даже с помощью проверок скриптом.



Прежде чем продолжить грузить вас нашими делами, хочу немного рассказать о том, кто мы, откуда мы, что мы любим, чего мы добиваемся, и в каких условиях живет наша большая дружная команда. 

Мы — люди, которых жизнь тем или иным способом привела в картографию. Кто-то в детстве мечтал стать бэтменом, кто-то — космонавтом, а кого-то манили приключения и поиски сокровищ по разъеденным морской солью картам, спешно нарисованным на куске корабельного паруса. Так вот, среди нас есть и первые, и вторые, и третьи :)
Важно то, что большинство из нас после школы выбрало учёбу в одном из нескольких картографо-геодезических вузов нашей страны. Мы из разных городов, у каждого из нас своя история, но все мы — профессиональные картографы.
Каждый сотрудник нашего отдела учился создавать карты разных масштабов и различными способами: начиная от «дедовского» метода создания топопланов пером, рейсфедером и кривоножкой, и заканчивая работой в проектах ГИС в таких программах как MapInfo, ArcGIS, Панорама и QGIS.

То, что мы любим и отчего страдаем — желание сделать больше и лучше. Лично для меня это стало главной «болью»: осознать, что нарисовать в одиночку небольшую карту и поддерживать данные на ГИГАНТСКОМ сервисе — не одно и то же. Порой приходится расставлять приоритеты — успеть перерисовать контур леса, который с укором смотрит на тебя с монитора, заняться  укладкой проселочной дороги на снимок, или внести более весомые правки. И каждый раз мы говорим себе, что у нас есть выбор: подровнять некрасивый уголок геометрии растительности, или сделать так, чтобы через пару недель вот в этом российском городе-миллионнике тысяча людей потратила на поездку на авто на 5 минут меньше, чем тратит сейчас. И это сэкономит людям более чем 100 часов на дороге — в общей сложности четыре дня. 

Работая с таким сервисом как Яндекс.Карты ты будто смотришь на картину в художественной галерее: подойдя впритык, можно легко разглядеть косяки грубый мазок кисти художника или какую-либо неточность, но отойдя на расстояние, позволяющее видеть картину целиком, ты понимаешь, в чем её смысл, красота и предназначение.

Надеюсь, выбил из вас скупую мужскую :)))
Теперь можно со всей серьёзностью вернуться к основной теме моего рассказа.

Как я писал выше, мы ежедневно занимаемся модерацией, а также проверкой данных скриптами. 

3. Работа по спецпроектам

Что же это за спецпроекты? Это сбор данных по слоям, которые дополняют базовую карту и делают продукты Я.Карт ещё более удобными, полезным, незаменимыми. Например, несколько месяцев назад начался проект по нанесению линейных парковок на карту, в котором вы уже активно участвуете.
Но сначала спецпроект «обкатывается» сотрудниками (разумеется, не только в нашем отделе), и только после того, как мы понимаем, в каком виде он продолжит свое существование, он выходит к вам. 


Самый простой способ наглядно увидеть результаты этой работы — это открыть Яндекс.Навигатор:



На этом скриншоте вы можете видеть результаты долгой работы над проектами «светофоры», «полосность», «скорости».
Некоторое время назад такого типа данных не было на Яндекс.Карте.

Всякий раз, когда мы понимаем, что у нас есть возможность поделиться с вами интересным и "азартным" проектом, мы с удовольствием это делаем и просим наших коллег рассказать об этом в Клубе или на других информационных площадках.
Так было, например, с подъездами, сейчас — линейные парковки :)

4. Работа с правилами Народной карты и их актуализация

Правила постоянно уточняются, и с вашей помощью мы получаем огромное количество примеров, в которых какой-либо случай оказывается неописанным в правилах или спорным. Мы встречаемся между собой, создаем группы в мессенджерах, посты, советуемся с вами, и в итоге решаем каким образом отразить в правилах эту сложную ситуацию.

5. Улучшение маршрутизации в мегаполисах

Самые крупные города России, а также некоторые города зарубежья один-два раза в месяц оцениваются на предмет корректности построения автомобильных маршрутов. Большинство правок по улучшению маршрутизации направлены не только на то, чтобы маршрут верно строился, но и на то, чтобы маршрут строился «логичнее» (как можно меньше маневров в пути, отсутствие сложных разворотов и перекрестков), чтобы он лучше учитывал качество дорожного покрытия (например, знал, в каких местах можно проехать лишь на внедорожнике, а где есть риск угодить в яму, которая уже стала местной достопримечательностью), чтобы он был быстрее, ведь короче в километрах — не всегда значит выгоднее по времени.

6. Обновление карт

Для обновления мы используем спутниковые снимки, автомобильные треки, открытую информацию о строительстве и ремонте дорог и зданий, различные форумы (автомобильные, жильцов новых ЖК, сообщества местных жителей). Но, благодаря вам, как только мы хотим внести правки и идём на Народную карту, получается так, что часто изменения уже внесены, и нам остаётся лишь свериться с источником :)

7. Работа с отзывами об ошибках от пользователей Яндекс.Карт и не только

Мы разбираем не только отзывы, которые вы видите на карте, но и те, которые приходят к нам из Службы поддержки, от сотрудников Яндекса (не работающих с картами), от водителей из приложения Яндекс.Навигатор, от организаций и многих других.

Мы рады тому, что пользователи карт — местные жители — тоже получили возможность вносить правки по отзывам в Народной карте. Нам приятно, что этот процесс так вас захватил :)

 8. Подвижка объектов по спутниковому слою

Когда мы обновляем спутниковые снимки, прежде чем проанонсировать обновление публично, у нас есть один-два дня на то, чтобы проверить, «лежат» ли слои на новых снимках. Бывает, что мы видим сдвиг, и нам приходится в срочном порядке групповыми операциями двигать слои на «спутник».

9. Самое главное. Сотрудничество с народными картографами

Мы знаем, как это интересно - рисовать карты! (для некоторых это становится настоящим хобби или способом отвлечься на что-то увлекательное и полезное). Но сразу это может не получиться, прямо как с катанием на велосипеде :)
Поэтому мы стараемся обучать новеньких и поддерживать более опытных народных картографов.
Новичкам мы помогаем не потеряться на первом этапе в океане правил и объясняем базовые принципы рисования. Опытные пользователи получают поддержку в форме ответов на более сложные вопросы о картографии. Рассказываем им о том, из чего состоит картографическая начинка, и почему правила написаны именно так, а не иначе. Мы всегда рады поделиться своим опытом и помочь каждому, кто в этом нуждается.

На этом у нас все. Спасибо за внимание. В комментариях вы можете задать интересующие вас вопросы.

Старший сотрудник отдела картографического производства ...

41 комментарий
Вопросик есть))
Можно ли узнать, есть ли у вас в планах отдать нам редактирование полосности дорог? :)
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 12:26
Вайнон,
пока нет. Еще сами разбираемся с ними - там все очень сложно. 
Fleget,
яясно, жаль.
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 14:29
Вайнон,
там правда все очень не просто и с рисованием и с правилами. Пока сами набиваем шишки себе с этим инструментом. Понимаем, что вам было бы интересно попробовать, но пока так... 
Fleget,
просто у меня есть один проблемный перекресток, на котором нет движения по полосам в навигаторе, и люди, идущие там, регулярно ошибаются. Хотелось бы его увидеть с полосами :)
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 18:48
Вайнон,
а пришлите ссылку на этот перекресток? И если есть типовая ошибка водителей на этом перекрестке - тоже будем благодарны, если расскажете, какая именно.
Lobov Sergey,
я отправил ссылку на перекресток Фарготраку в лс на НЯК. А типовая ошибка не водителей, а дорожников. Дело в том, что там запретили левый поворот, а знак поставили на временной основе и то справа, то есть, его никто не видит. А знаки движения по полосам еще не поставили...
Lobov Sergey,
если интересует, то на том перекрестке со стороны Капитанской надо поставить везде "движение прямо" ;)
Владислав Львов
14 июня 2018, 15:03
Fleget,
а теперь, спустя почти год, мнение изменилось? Или пока так же, "пока нет"? :)
Dmitriy Pankov
13 июня 2019, 23:31
Fleget,
И даже в 2019 не сделаете функционал? Может можно кому-то конкретно отправлять письмом перекрёсток и полосность? Очень интересен как процесс добавления, так и итоговый функционал использования (удобно ездить, когда на каждом перекрёстке видишь куда можно ехать) движения по полосам. Может вам нужен человек для реального внедрения на местах, готовый реализовать движение по полосам в своём городе (по снимкам своих загруженных фото из приложения для телефона НЯК)? 
У вас между словами "в" и "Яндексе" в начале поста сколько пробелов?
А что, нельзя было разделитель тегом <hr> сделать?
Кстати о Навигаторе, если тут есть дизайнеры этого сервиза то это письмо для них, пожалуйста пересмотрите дизайн кнопок в "навигаторе", кнопка паюса и минуса + микрофона и непонятного треугольника мне напоминают дизайны из 2000г. 
Жду новых обновлениях. Помните потребитель всегда хочет большого))
Обновлено 4 октября 2017, 15:47
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 12:26
Simonyan,
тут дизайнеров Навигатора нет. Это же Клуб Народной карты :)
Fleget,
А можно переправить песто к ним?)
Насчёт пропущенного малюсенького отрезка при изменении класса дороги. Нельзя ли функцию группового добавления участков дороги, которую мы используем при именовании дороги, приспособить ещё и для группового изменения атрибутов дорог?
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 12:27
₳dreskakadres,
спрошу  у коллег что, как и почему по поводу этого вопроса.
Возьмёте на работу в качестве картографа? :) В чём разница будет между тем, что я на НЯК редактирую и в офисе Яндекса?
J'Élie,
То же самое хотел спросить )
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 12:39
J'Élie,
разница на самом деле огромная. Хобби и работа - это две большие разницы. Кроме редактора Народной карты и правил нужно знать еще очень много всего. Не просто так ведь мой коллега писал о том, что большинство сотрудников отдела имеют специализированное образование. 
Fleget,
в том то и дело, что оно у меня есть :) Какие работы ведёте?
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 14:28
J'Élie,
ох... я боюсь, что мое начальство не одобрит, если я начну сейчас рассказывать больше, чем есть в посте. :(
Двадцать к девяти. Да у вас там розарий из красавиц!
А меня пожелание есть.

Если не трудно, подписать картографов на фотографии (хотя бы ники), очень было бы здорово видеть тех, с кем зачастую общаешься. Пока идентифицировать наверное можно только ВластелинаПолмира :) Или я ошибся? :)
Про приоритеты - это верно подмечено. Даже на уровне любителя. То дорога не отрисована, то лес кривоват, то организация к зданию не привязана. Работы - непочатый край) Когда же приходится иметь дело с картой целого мира (с недавних пор), без коллег никак не обойдешься. Молодцы)
Вопрос любопытства ради. На фото, как я понимаю, московская часть Картографического отдела. Есть ли картографы в других офисах Яндекса и какое их (хотя бы примерно) количество?
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 12:25
Владимир,
на самом деле на фотографии только малая часть большой команды. Конечно же есть у нас сотрудники и в других офисах, где-то меньше, а где-то больше. Честно, на вскидку очень сложно сказать. 
Владимир,
Как- то я попытался узнать сколько у них дипломированных картографов. Миша Флегет дал "отлуп" - это как бы Конфидициальная Информация и не подлежит огласке.
Fleget
Сотрудник Яндекса5 октября 2017, 16:24
lipsigal,
вы уж поймите правильно. Нет у нас права такого перечислять каждого сотрудника и говорить получил он высшее картографическое образование или нет. Можем только сказать, что подавляющее большинство. Понимаем, что интересно, но... 
Про 5-й пункт. Что значит "оцениваются на предмет корректности построения маршрутов"? Можете расшифровать?
Вы самостоятельно прокладываете все возможные варианты маршрутов???



Nи́к Löгиноv
7 октября 2017, 13:39
Andrew,
мы рассматриваем большое количество построенных маршрутов и анализируем их.
Nи́к Löгиноv,
а вы анализируете поездки таксистов (по Яндекс.Таксометру)? Я имею в виду, что таксисты - это как раз та категория пользователей, которые в большинстве случаев обязаны ехать по построенному маршруту. И если бы вам удалось выявить, что на каком-то участке дорожной сети пользователи таксометра начинают массово игнорировать предложенный маршрут и объезжать по-своему, это повод заподозрить, что маршрут через этот участок неоптимален.
Ведёте ли вы такие работы?
Давайте лучше знакомится с сотрудниками
Комментарий удалён
Олег Павлович Чечулин
9 октября 2017, 09:25
lipsigal,
есть такая вещь, как закон о персональных данных...
Олег Павлович Чечулин,
Добрый День. Было бы приятней общаться с Вами взирая хотя бы на Вашу фотографию.  Вы наверно тоже считаете своё лицо персональным данным.  А так "ОДИН СИЛУЭТ" и не кому не обязан...
Олег Павлович Чечулин
9 октября 2017, 11:47
lipsigal,
https://pp.userapi.com/c616922/v616922209/13fe2/4rSnvtZLMVk.jpg
В профиль вставить не получается почему-то.
"Работая с таким сервисом как Яндекс.Карты ты будто смотришь на картину в художественной галерее: подойдя впритык, можно легко разглядеть косяки грубый мазок кисти художника или какую-либо неточность, но отойдя на расстояние, позволяющее видеть картину целиком, ты понимаешь, в чем её смысл, красота и предназначение."
( yndx-romadzen )


"Большое видится на расстоянье"
( С. Есенин )
Сергей Зельдинов
9 октября 2017, 17:20
Правки от yndx-tnc*, это как раз результат работы скриптов?
Они уже два раза изменяют вот на этом ребре
https://n.maps.yandex.ru/#!/?z=21&ll=37.792703%2C55.701256&l=nk%23sat

направление движения обратно на двустороннее, хотя это согласно разметке и знакам односторонее ребро (с юга на север), в чем со мной согласен сотрудник yndx-moiseevakatya, которая одобрила мою правку по направлению движения. Для движения с севера на юг используется другая проезжая часть, которую я нарисовал на этом снимке левее.
Обновлено 9 октября 2017, 17:22
Константин
9 октября 2017, 20:08
По п.5: для пешеходных  маршрутов проверка корректности производится?
По поводу врастания в кресло и плавления мышей... Ну перестаньте уже так мучить сотрудников-то. :-)
Обновите пожалуйста слой карты со спутника  в Махачкале
Удалённый пользователь
5 июля 2018, 00:59
Вопрос: почему некоторые ваши сотрудники втихую что-то делают и толком объяснить ничего не могут ?  Информацию приходится клещами вырывать. Можно подумать, что правильно отрисованная карта мне нужна больше чем, к примеру, geomarishka