Как работает Цех № 1.
Недавно мы начали рассказывать вам о том, как устроена команда Яндекс.Карт: кто за что отвечает, и как мы взаимодействуем между отделами.
Сегодня мы хотели бы продолжить эту тему, подробнее остановившись на самом большом по количеству сотрудников подразделении нашей команды — отделе Картографического производства. Кроме того, сегодня рассказом делится сам сотрудник этого отдела
Роман yndx-romadzen,
Старший сотрудник группы картографического производства. Работает в Яндексе с октября 2010 года.
Далее слово передаем Роману.
Всем привет! Отдел картографического производства — это отдел, в котором компьютерные мыши плавятся под огнем модерации и внесения тысяч правок, а спины сотрудников врастают в кресла :)
Это место, где обрабатывается и проверяется каждая правка, которая приходит от любого из пользователей Народной карты, перед тем, как она попадет в релиз.
А теперь более подробно о том, что мы делаем в отделе картпроизводства. Всего нашу работу можно поделить на 9 основных пунктов.
1. Модерация
Сюда же входит и «наставничество» новичков: отсылки к соответствующим разделам правил в случае внесения некорректных правок и ответы на многочисленные вопросы, приходящие нам в сообщения. С такими вещами многие из вас знакомы не понаслышке.
2. Проверка данных скриптами
Многие функции Яндекс.Карт и других сервисов Яндекса были бы недоступны пользователям без таких проверок. С помощью них мы ищем ошибки, которые сложно или невозможно обнаружить «глазами».
Например, вот такая ошибка:
Эта ошибка могла появиться, когда кто-то из пользователей изменил класс дороги на более верный, но не заметил короткое ребро на мелком масштабе и пропустил его.
Мы «вылавливаем» такие ошибки автоматически и правим их вручную. Порой случаются курьезные ситуации, когда проверки выдают нам ошибку, и мы пытаемся найти её глазами в течение долгого времени с мыслями «на что ругается скрипт?! всё ведь в порядке!» лексика автора не сохранена :)
И, в конечном итоге, уже найдя ошибку, мы понимаем, что она всё время была перед нашими глазами.
Тут дело в том, что мы не видим конкретно, в чем же проблема - мы всего лишь видим, что она есть. Далее искать причину и исправлять ошибку — наша прямая обязанность.
Именно поэтому мы просим очень внимательно относится к отсутствию пропусков участков дорожного графа при изменении классов дорог, отсутствию дублей и наложений при создании и именовании дорог и адресных точек, а также перепривязке административно-территориальных единиц и прочим сложным правкам.
Найти ошибку нелегко, даже с помощью проверок скриптом.
Прежде чем продолжить грузить вас нашими делами, хочу немного рассказать о том, кто мы, откуда мы, что мы любим, чего мы добиваемся, и в каких условиях живет наша большая дружная команда.
Мы — люди, которых жизнь тем или иным способом привела в картографию. Кто-то в детстве мечтал стать бэтменом, кто-то — космонавтом, а кого-то манили приключения и поиски сокровищ по разъеденным морской солью картам, спешно нарисованным на куске корабельного паруса. Так вот, среди нас есть и первые, и вторые, и третьи :)
Важно то, что большинство из нас после школы выбрало учёбу в одном из нескольких картографо-геодезических вузов нашей страны. Мы из разных городов, у каждого из нас своя история, но все мы — профессиональные картографы.
Каждый сотрудник нашего отдела учился создавать карты разных масштабов и различными способами: начиная от «дедовского» метода создания топопланов пером, рейсфедером и кривоножкой, и заканчивая работой в проектах ГИС в таких программах как MapInfo, ArcGIS, Панорама и QGIS.
То, что мы любим и отчего страдаем — желание сделать больше и лучше. Лично для меня это стало главной «болью»: осознать, что нарисовать в одиночку небольшую карту и поддерживать данные на ГИГАНТСКОМ сервисе — не одно и то же. Порой приходится расставлять приоритеты — успеть перерисовать контур леса, который с укором смотрит на тебя с монитора, заняться укладкой проселочной дороги на снимок, или внести более весомые правки. И каждый раз мы говорим себе, что у нас есть выбор: подровнять некрасивый уголок геометрии растительности, или сделать так, чтобы через пару недель вот в этом российском городе-миллионнике тысяча людей потратила на поездку на авто на 5 минут меньше, чем тратит сейчас. И это сэкономит людям более чем 100 часов на дороге — в общей сложности четыре дня.
Работая с таким сервисом как Яндекс.Карты ты будто смотришь на картину в художественной галерее: подойдя впритык, можно легко разглядеть косяки грубый мазок кисти художника или какую-либо неточность, но отойдя на расстояние, позволяющее видеть картину целиком, ты понимаешь, в чем её смысл, красота и предназначение.
Надеюсь, выбил из вас скупую мужскую :)))
Теперь можно со всей серьёзностью вернуться к основной теме моего рассказа.
Как я писал выше, мы ежедневно занимаемся модерацией, а также проверкой данных скриптами.
3. Работа по спецпроектам
Что же это за спецпроекты? Это сбор данных по слоям, которые дополняют базовую карту и делают продукты Я.Карт ещё более удобными, полезным, незаменимыми. Например, несколько месяцев назад начался проект по нанесению линейных парковок на карту, в котором вы уже активно участвуете.
Но сначала спецпроект «обкатывается» сотрудниками (разумеется, не только в нашем отделе), и только после того, как мы понимаем, в каком виде он продолжит свое существование, он выходит к вам.
Самый простой способ наглядно увидеть результаты этой работы — это открыть Яндекс.Навигатор:
На этом скриншоте вы можете видеть результаты долгой работы над проектами «светофоры», «полосность», «скорости».
Некоторое время назад такого типа данных не было на Яндекс.Карте.
Всякий раз, когда мы понимаем, что у нас есть возможность поделиться с вами интересным и "азартным" проектом, мы с удовольствием это делаем и просим наших коллег рассказать об этом в Клубе или на других информационных площадках.
Так было, например, с подъездами, сейчас — линейные парковки :)
4. Работа с правилами Народной карты и их актуализация
Правила постоянно уточняются, и с вашей помощью мы получаем огромное количество примеров, в которых какой-либо случай оказывается неописанным в правилах или спорным. Мы встречаемся между собой, создаем группы в мессенджерах, посты, советуемся с вами, и в итоге решаем каким образом отразить в правилах эту сложную ситуацию.
5. Улучшение маршрутизации в мегаполисах
Самые крупные города России, а также некоторые города зарубежья один-два раза в месяц оцениваются на предмет корректности построения автомобильных маршрутов. Большинство правок по улучшению маршрутизации направлены не только на то, чтобы маршрут верно строился, но и на то, чтобы маршрут строился «логичнее» (как можно меньше маневров в пути, отсутствие сложных разворотов и перекрестков), чтобы он лучше учитывал качество дорожного покрытия (например, знал, в каких местах можно проехать лишь на внедорожнике, а где есть риск угодить в яму, которая уже стала местной достопримечательностью), чтобы он был быстрее, ведь короче в километрах — не всегда значит выгоднее по времени.
6. Обновление карт
Для обновления мы используем спутниковые снимки, автомобильные треки, открытую информацию о строительстве и ремонте дорог и зданий, различные форумы (автомобильные, жильцов новых ЖК, сообщества местных жителей). Но, благодаря вам, как только мы хотим внести правки и идём на Народную карту, получается так, что часто изменения уже внесены, и нам остаётся лишь свериться с источником :)
7. Работа с отзывами об ошибках от пользователей Яндекс.Карт и не только
Мы разбираем не только отзывы, которые вы видите на карте, но и те, которые приходят к нам из Службы поддержки, от сотрудников Яндекса (не работающих с картами), от водителей из приложения Яндекс.Навигатор, от организаций и многих других.
Мы рады тому, что пользователи карт — местные жители — тоже получили возможность вносить правки по отзывам в Народной карте. Нам приятно, что этот процесс так вас захватил :)
8. Подвижка объектов по спутниковому слою
Когда мы обновляем спутниковые снимки, прежде чем проанонсировать обновление публично, у нас есть один-два дня на то, чтобы проверить, «лежат» ли слои на новых снимках. Бывает, что мы видим сдвиг, и нам приходится в срочном порядке групповыми операциями двигать слои на «спутник».
9. Самое главное. Сотрудничество с народными картографами
Мы знаем, как это интересно - рисовать карты! (для некоторых это становится настоящим хобби или способом отвлечься на что-то увлекательное и полезное). Но сразу это может не получиться, прямо как с катанием на велосипеде :)
Поэтому мы стараемся обучать новеньких и поддерживать более опытных народных картографов.
Новичкам мы помогаем не потеряться на первом этапе в океане правил и объясняем базовые принципы рисования. Опытные пользователи получают поддержку в форме ответов на более сложные вопросы о картографии. Рассказываем им о том, из чего состоит картографическая начинка, и почему правила написаны именно так, а не иначе. Мы всегда рады поделиться своим опытом и помочь каждому, кто в этом нуждается.
На этом у нас все. Спасибо за внимание. В комментариях вы можете задать интересующие вас вопросы.
Старший сотрудник отдела картографического производства ...