Продолжаем рассматривать проблему отсутствия знаков 4.3 на перекрёстках с круговым движением в Новосибирске.
Как известно, в ноябре прошлого года Правительство РФ внесло изменения в ПДД, согласно которым предписывающий знак 4.3. «Круговое движение» получил дополнительно функцию знака приоритета 2.4. «Уступите дорогу». Что, на мой взгляд, является совершенно недопустимым, нельзя присваивать знаку из определенной группы функции, которые к этой группе не относятся, но сейчас не об этом.
В Новосибирске большинство перекрёстков с круговым движением имеют схему проезда при которой главной дорогой является не кольцо, а примыкающие к нему дороги, либо часть кольца и несколько примыкающих дорог. В связи с новыми изменениями возникла паника, так как устанавливать на въезде знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.1. «Главная дорога» стало недопустимо, они стали противоречить друг другу.
Схему движения не перекрёстках менять на стали, пришлось убирать знаки 4.3. «Круговое движение». Вышли из положения установкой дополнительных знаков 4.1.2. «Движение направо», так как его сочетание с 2.1. допускается. Зона действия знака 4.1.2 — первое пересечение проезжих частей, то есть, поворачиваем на право при въезде на «круг», а дальше двигаемся прямо или направо.
Выкрутились, вроде бы, но забыли учесть требования ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в котором сказано: 5.5.6 Знак 4.3 «Круговое движение» устанавливают на каждом въезде на перекресток (площадь), на котором организовано круговое движение. Знак не применяют, если одновременно с круговым движением допускается перекрестное движение транспортных средств, за исключением рельсовых. (Никакого перекрёстного движения ни на одном из рассматриваемых перекрёстков не предусмотрено).
Итак, если вчитаться в это требование ГОСТ, то становится понятно, что вовсе не знак 4.3 «организует круговое движение». Оно организовано конструктивно с помощью островков безопасности и/или разметки 1.1, которая разделяет проезжие части. ГОСТ лишь требует установки знаков для информирования водителей о том, что это так.
Дополнительно хочу отметить, что на данных перекрёстках установлены таблички 8.13. «Направление главной дороги», которые изображают схему перекрёстка как она есть на самом деле, то есть с круговой проезжей частью в центре перекрёстка.
Для чего так много букв? Некоторые несознательные картографы поспешили внести изменения в Народную карту, сняв атрибут дороги «круговое движение» с кольцевой проезжей части на тех перекрёстках, где был демонтирован знак 4.3, аргументировав это тем, что если, мол, нет знака, то нет и кругового движения.
Действующая редакция Правил Народной карты не требует наличия знака 4.3. для установки атрибута «круговое движение». В правилах сказано, что таким атрибутом обозначаются «Участки дорог, объединённые в круговое движение (кольцо), что может подтверждаться наличием дорожного знака «Круговое движение». «Может», а не «должно».
К чему привели данные «исправления» — навигатор начинает нести полную чушь:
Здесь он говорит «Поверните налево»! Спрашивается, нужно ли для этого перестраиваться в левый ряд и где же всё-тики этот поворот, о котором нас предупреждает Навигатор?
Проезд площади Труда с поворотом направо Навигатор вообще никак не комментирует! Следующий поворот направо через 1,1 км — это уже на следующем перекрёстке.
Вы считаете это нормально? Я так не считаю.
Предлагается:
1) Внести в Правила Народной карты определение понятия «Круговое движение», основанное на конструктивных признаках и фактической схеме пересечения проезжих частей на перекрёстке. Например такое: Перекрёсток с круговым движением — перекрёсток (согласно определению ПДД), на котором проезжие части пересекающихся (примыкающих, разветвляющихся) дорог не образуют пересечений между собой, а соединяются посредством отдельной, замкнутой в кольцо, проезжей части. Можете дополнять и корректировать.
2) Вернуть атрибут «круговое движение» тем участкам дорог, которые подпадают под это определение (в Новосибирске это всё без исключения перекрёстки, на которых до ноября 2017 был установлен знак 4.3.)
Принимаю только конструктивную и аргументированную критику. Высказывания типа «нет знака — нет круга» не интересны по описанным выше причинам.