Клуб Народной карты

Обновление Правил рисования тротуаров

Мы сильно обновили Правила, касающиеся рисования тротуаров на Народной карте.

Строгие формулировки (с примерами и скриншотами) можно посмотреть в пунктах Правил:

3.1.6.3. - про нормы рисования тротуаров отдельными ребрами дорог

3.2.3. - про нормы выставления атрибута "Доступен для".

Основная же суть же новых норм сводится к следующим моментам:

  • разрешается рисовать отдельными ребрами тротуары у всех дорог 1-7 классов, даже если тротуар проходит вплотную к проезжей части, отделен от неё только бордюром и физического разделителя не имеет. Таким образом, отдельными ребрами можно рисовать все тротуары вдоль улиц населённых пунктов
  • обочины дорог (отделенные от проезжей части только разметкой или типом покрытия) тротуарами по прежнему не считаются и отдельными ребрами не рисуются. В местах перехода тротуара в обочину необходимо соединение тротуара с ребром автомобильной дороги
  • внутри кварталов жилой и нежилой застройки тротуары по прежнему рисуются отдельным ребром только в случае физического разделителя между тротуаром и проезжей частью. Примыкающие вплотную к проезжей части тротуары - не рисуем.
  • если вдоль дороги отрисованы имеющиеся тротуары (один или два) - то у соответствующих участков дороги необходимо убрать значение "Пешеход" у атрибута "Доступен для", чтобы при пешеходной маршрутизации маршрут прокладывался по тротуару, а не по проезжей части
  • если на перекрестке дорог с тротуарами и вблизи него нет пешеходных переходов, то линия пешеходной дороги пересекает проезжую часть как продолжение линии тротуара (у дороги при этом должно быть менее 4 полос и не должно быть сплошной разделительной линии)

В Правилах нормы описаны несколько более подробно.

Вопросы по сложным случаям, не описанным в Правилах, можно задавать здесь. Типовые (в том числе непростые) случаи по итогам ваших комментариев мы планируем свести в Приложение к правилам.

Удачного рисования!

65 комментариев
* если на перекрестке дорог с тротуарами и вблизи него нет пешеходных переходов, то линия пешеходной дороги пересекает проезжую часть как продолжение линии тротуара (у дороги при этом должно быть менее 4 полов и не должно быть сплошной разделительной полосы

Повторю вопрос заданный раньше: что означает "сплошная разделительная полоса"? Это сплошная линия разметки или разделительная полоса (конструктивный элемент дороги) ?
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
26 марта 2016, 04:22
Laser09,
Вопрос правильный.
Читаем ПДД.
---
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
1.2.1. (сплошная линия) - обозначает край проезжей части;
---

Смотрим, что у нас разделяет встречные потоки.

"Двойная сплошная"
---
1.3. - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
---

"Обычная сплошная" (по виду не отличается от 1.2.1, но отличается семантикой использования, 1.2.1 иногда рисуют чуть шире, чем 1.1)
---
1.1. - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
---
Т.е. если смотреть с точки зрения ПДД, то двойная сплошная и одинарная сплошная (используема в смысле пукта 1.1, в части разделения встречных направлений) не являются разделительной полосой.

Таким образом, разделительной полосой в т.ч. будут:
1. Газоны с бордюрами (или без таковых, как на на автомагистралях), разделяющие встречные потоки.
2. Отбойники между встречными направлениями, как на МКАД.
3. Засфальтированная часть посередине дороги, отделенная сплошной линией с обоих своих сторон в смысле пункта 1.2.1. Как на большей протяженности Кутузовского проспекта, где гоняют членовозы, зачастую не включая имеющуюся мигалку (по правилам с мигалкой там ехать можно, а обычным смердам -- нельзя).

Так что рисовать 10й класс через одинарную сплошную (разделющую встречные полосы) можно, т.к. там три полосы и менее, иначе была бы двойная для разделения встречных потоков. Соответственно, через двойную рисовать нельзя, т.к. по определению двойная используется только там, где 4 полосы и более.

Модераторы, поправьте меня, если что-то не так.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ],
спасибо за ответ, но по правилам НЯК, дороги с разделительной полосой рисуются в два ребра и через такую дорогу прокладывать пеш. дорожку и так нельзя.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ],
Спасибо за развернутое уточнение, не очень осторожно обошелся с формулировкой в посте. В Правилах формулировка изначально была про разделительную линию, то есть имелась в виду дорожная разметка.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
27 марта 2016, 10:44
Laser09,
А ткните меня носом в конкретный пункт что нельзя, с упоминанием именно про два ребра с разделительной полосой. Видел где-то в МО "проспект" именно двухреберную автодорогу с разделительной полосой в виде газона, но в каждую сторону шириной в "1,5 ряда" и без всякой разметки.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
27 марта 2016, 11:23
Lobov Sergey,
Тогда надо в правилах в п. 3.1.6.3.4 уточнить, какая именно линия имеется в виду. Сплошная "разделительная линия" может "разделять" 1) встречные потоки 2) попутные ряды 3) проезжую часть от обочины. И писать "линия разметки", а не просто "линия".

Еще масса вопросов.
В п. 3.1.6.3.4 есть понятие 3х и менее полос. Если разметки нет, то как определять, сколько там полос? Может добавить уточнение про ширину проезжей части, если нет разметки? Так хоть линейкой по снимку можно будет измерить...

В п. 3.1.6.3.5 опять же есть понятие "сплошной разделительной линии", надо бы его уточнить. И там нет упоминаня никаких рядов, по сравнению с 3.1.6.3.4, что странно. В центре Москвы есть односторонние дороги с 4ю полосами, разделенные прерывистой разметкой, через них тоже получается можно рисовать пересечения?

И картинка примера, где изображена примыкающая пешеходная дорожка как тупик, сплошных разделительных линий не содержит (возможно за кадром). Т.е. картинка не совсем адекватна.

Вообще в ПДД (пункт 4.3) на перекрестках по линии тротуаров можно переходить независимо от рядов и наличия разметки. А при отсутствии в видимости переходов можно переходить вообще везде, не создавая помех движущимся ТС. За исключением дорог, помеченных знаком "Автомагистраль" и "Дорога для автомобилей" (пример - МКАД), где движение пешеходов запрещено вообще, даже по обочинам.

Почему в правилах в п. 3.1.6.3.4 такие усилиленные требования про рядность и сплошную разметку?

Почему в п. 3.1.6.3.5 нет требования об отсутсвии пешеходного перехода в прямой видимости для того места, где "пересечение может быть нарисовано"?

Считаются ли перекресткаим для п. 3.1.6.3.4 пересечения дорог классом 7 и выше с дорогами классом 8 и ниже? С точки зрения ПДД это обычно "дорога" и "выезд с прилегающей территории" и перекрестком не является, т.к. "Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. ". Т.е. можно ли рисовать продолжения тротуаров, примыкающих к дороге класса 8 через дорогу класса 7, если остальные условия для 3.1.6.3.4 выполняются? Понятно, что сами тротуары у дороги класса 8 не рисуются, но вот их продолжения на "перекрестке" можно ли рисовать?
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
28 марта 2016, 03:52
Lobov Sergey,
В качестве примера для последнего вопроса, можно ли вместо продолжения нерисуемых тротуаров у 8-го класса просто продолжить 8-й класс 10м классом, как здесь.
https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1681995658?z=20&ll=37.675069%2C55.574143&l=nk%23sat
Удалённый пользователь
25 марта 2016, 19:44
Теперь особо не хватает инструмента группового редактирования (для снятия атрибута доступности для пешехода на дороге)
Ярослав (bforest)
25 марта 2016, 20:20
Спасибо. Присоединюсь к 0x2102, теперь востребовано групповое редактирование)
©ШвЕц АрTёМ
25 марта 2016, 20:46
Да, групповое редактирование очень бы сейчас пригодилось..
©ШвЕц АрTёМ,
Идею группового редактора атрибутов для Народной карты мы в голове держим.
Ярослав (bforest)
26 марта 2016, 17:37
Lobov Sergey,
её бы в Народной карте отобразить, а не только в голове =)
Ярослав (bforest),
В Народной карте получается несколько сложнее в реализации, потому дольше:)
Lobov Sergey,
akbars, А возможно ли куда нибудь сообщить, о необходимости применения группового редактирования в конкретных местах?
Ярослав (bforest)
28 марта 2016, 20:23
Тимофей,
я обычно сотрудникам пишу.
Можно уточнить, тротуары вдоль всех дорог даже без разделителя можно или нужно?
Alexxegorov,
Можно.
Здесь, как и в ряде других подобных моментов на карте мы исходим из критерия полноты данных. Вариант отрисовки "ребро автомобильной дороги и два тротуара" более полный по сравнению с вариантом "ребро автомобильной дороги без отдельных тротуаров но с пешеходом в "Доступен для", а значит предпочтительный.
Но отрисовка новых дорог по второму варианту - ошибкой не является. А вот переделка отрисовки с первого варианта на второй - уже ошибка, поскольку снижает подробность карты.
В первую очередь, конечно, хочется довести до первого варианта отрисовки крупные улицы и сложные перекрестки, чтобы можно было корректно строить пешеходные кусочки маршрутов.
Пешеходные дорожки вдоль ж.д.платформ следует рисовать?
serjoga04,
Имеются в виду дорожки, проходящие непосредственно по платформам?
serjoga04,
Дорожки по платформам рисовать допустимо, а в ситуациях, когда с платформы есть несколько разных сходов (иногда даже удобно использовать платформу для транзитного прохода) - желательно.
Lynn «Кофеман»
28 марта 2016, 10:33
Lobov Sergey,
А как будет строится маршрут если вход на платформу через турникет?
Фёдор Рогозин
26 марта 2016, 18:12
Ой всё😂 теперь всё будет в тротуарах и все рисуется их рисовать🙈
Фёдор Рогозин,
Уважаемый Фёдор, попрошу вас не умничать, если это для карты необходимо, то рисовать стоит все пешеходные дорожки, поэтому я хочу уточнить рисовать пешеходную дорожку только до платформы(перрона), либо проводить её вдоль всей платформы, т.к. бывает и такое что с другого конца платформы есть другой проход.
Удалённый пользователь
30 марта 2016, 10:49
Фёдор Рогозин,
На примере Южного Бутово, смотрится это вполне не плохо:
https://n.maps.yandex.ru/#!/?z=15&ll=37.538509%2C55.543369&l=nk%23map
Не всё, что хотелось бы отрисовать сделано, но результат вполне себе.
А что насчет "доступности" полевых и лесных дорог? Исключать автобусы и грузовики?
sc1a,
В общем случае - нет. Грузовик убирается только в тех случаях, когда движение ему запрещено по ПДД (знаком).
А как быть когда установлен знак 3.4 с указанием ограничения массы ТС ?
Ярослав (bforest)
27 марта 2016, 17:49
Laser09,
пока что никак =(
Ярослав (bforest),
еще такая ситуация: на дороге установлен знак "ограничение массы" (допустим 2,5 т), или "ограничение высоты" (например 2 м) - такое встречается. Правомерно ли в таких случаях убирать значок "грузовик" и "автобус"?
Ярослав (bforest)
27 марта 2016, 21:21
Laser09,
к сожалению, на Народной карте пока ещё нет функционала ограничения массы и высоты ТС. Если грузовик убирать и можно, то автобусы вообще трогать не нужно, согласно пункту 3.2.3.4 Правил НЯК. Однако и грузовики убирать не стоит потому, что мы атрибутируем доступность этим ТС согласно запрещающему знаку ПДД. Если таковой имеется - смело "отщёлкивайте" грузовичок, если этот знак отсутствует - грузовичок оставляем.
В общем - при нынешней версии Правил, знаки "Ограничение массы" и "Ограничение высоты" на Народной карте мы визуализировать не можем =(
Ярослав (bforest),
есть такие места (участки дорог) где даже Газель по габаритам не проедет.
http://chukcha.net/uploads/posts/2010-09/1285506319_foto_1.jpg - пример (просто фото из сети)
sc1a,
с какой целью вообще убирать грузовики и автобусы с лесных дорог?
А как быть с жилыми зонами, где пешеходам разрешено ходить как по тротуару, так и по дороге? Нужно снимать доступен для пешехода с дороги?
Алексей Т.
27 марта 2016, 16:54
nogo1986,
как правило такие знаки внутри жилых зон, а для таких территорий в посте есть отдельный абзац (ключевое слово - внутри кварталов жилой и нежилой застройки). Т.е., не надо рисовать дополнительно тротуар
nogo1986,
Нет, у внутриквартальных проездов снимать пешехода не нужно, поскольку по ним разрешено ходить и по проезжей части.
Тротуары внутри таких зон рисуются отдельными дорожками, только если они отделены от внутриквартального автомобильного проезда физически (например, газоном)
Lobov Sergey,
Т.е. в приведенном мной примере постом ниже и тротуар и улицы Памирская и Делегатская доступны для пешеходов? Они в ЖЗ. Тогда вопрос про примыкание здесь будет снят.
И еще вопрос. Как поступить когда дорога имеет только один тротуар отделенный газоном (допустим справа), доступность с дороги снята, а слева к ней примыкает дорога без тротуара. Как обеспечить связность?
Алексей Т.
27 марта 2016, 16:56
nogo1986,
соедини тротуар к "дорога слева примыкает" до перекрёстка. У тротуара, которая в твоём примере у первой дороги, сделай перемычку к перекрёстку.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
30 марта 2016, 23:24
Алексей Т.,
Тем самым получим несанкционированный переход. Выше я задал кипу вопросов про это.
Ярослав (bforest)
27 марта 2016, 17:51
nogo1986,
пришлите нам ссылку на перекрёсток, чтобы было проще объяснить: что и как сделать.
Ярослав (bforest),
https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/3776411?z=19&ll=56.395170%2C58.135917&l=nk%23sat
Ярослав (bforest),
Ну и далее по Памирской-Делегатской https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1624741589?z=18&ll=56.396208%2C58.136374&l=nk%23sat
Про жилую зону предыдущий вопрос был про это же место. Формально все это жилая зона, но конечно по проезжей части никто не рискует ходить.
Ярослав (bforest)
27 марта 2016, 19:24
nogo1986,
спасибо за ссылку. В этом месте допустимо отрисовать ветку пешеходной дороги. В иных случаях, в т.ч. и здесь, можно вот эти дороги
https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1681456105
https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1624578681
оставить доступными для пешеходов =)
Евгений Язев
28 марта 2016, 14:59
Ярослав (bforest),
Вопрос скорее не сюда, а фичерквесты, но со стороны сейчас вот так забавно наблюдать как один модератор другого "учит" ))
Аааа, фичерквест то вот какой: Здесь в клубе реально ли статус сотрудника/модератора отображать, да хотяб таким же флажком Я/М ??
Ярослав (bforest)
28 марта 2016, 15:04
Евгений Язев,
здесь важен не статус, здесь важен опыт =)
Думаю, на этот вопрос Вам ответит Анна в фичреквестах ;)
Бедные редакторы, смещения или корявысть рук устанут исправлять...
Falcon,
по идее, у администрации должен быть мощный инструмент подвижки либо фото, либо векторных слоёв в нужном месте — так чтобы было легко устранять смещения. И должен быть пункт «Пожаловаться на смещение» прямо в редакторе, а не только в блоге после обновления фоток.
Сергей,
я знаю какие бывают смещения, особенно в горных местах, там админы не помогут, из-за разных наклонов съмки
Как поступать в таких ситуациях http://savepic.ru/9138881.jpg чтобы потом была правильная велосипедная навигация?
Делать так http://savepic.ru/9133761.png с запрещёнными поворотами для велосипедов? Или ещё как-то?
Ярослав (bforest)
28 марта 2016, 10:06
alexeybelyalov,
пришлите, пожалуйста, ссылку на место =)
Ярослав (bforest),
https://n.maps.yandex.ru/#!/?z=19&ll=32.038386%2C54.769460&l=nk%23sat
Ярослав (bforest)
28 марта 2016, 10:15
alexeybelyalov,
сам нашёл =)
В наличии имею только панорамы, сужу по ним. https://maps.yandex.ru/-/CVHgyJij
Можно отметить доступность и пешеходам, и велосипедам, чтобы не цвета бросались в глаза.
Отрисовал дорожку. Если что-то не так - давайте общаться)
Ярослав (bforest),
вот тоже вариант, можно например ещё 8-м классом сделать эту перемычку. В общем хочется какого-то одного решения для подобных случаев, чтобы когда за пешеходной навигацией появится велосипедная не переделывать ещё раз.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
29 марта 2016, 02:11
Ярослав (bforest),
Мне с точки зрения велосипедиста этот подход нравится. Можно это в правила добавить? А то с началом рисования тротуаров велосипедисты во многих местах стали отрезаны от проезжих частей автодорог тротуарами, когда примыкающая дорожка выходит на автодорогу с тротуаром. По таким дорожкам велосипедисты МОГУТ ездить, т.к. нет параллельной проезжей части.
>> Таким образом, отдельными ребрами можно рисовать все тротуары вдоль улиц населённых пунктов

>> внутри кварталов жилой и нежилой застройки тротуары по прежнему рисуются отдельным ребром только в случае физического разделителя между тротуаром и проезжей частью. Примыкающие вплотную к проезжей части тротуары - не рисуем.

Разве эти два пункта друг другу не противоречат? Я так и не понял, можно ли рисовать тротуары отдельным ребром в кварталах при примыкании без разделителя. Если да, что означает второй пункт?
Я правильно понимаю, что в населенных пунктах, в т.ч. внутри жилых и нежилых кварталах тротуары рисовать можно, если они отделены хотя бы бордюром? А если прилегает без бордюра, то тротуар не рисуем никогда?
Семён Федотов
28 марта 2016, 14:39
lightstring,
тротуары возле дорог 1-7 класса рисуются, даже если есть бордюр. Тротуары возле дорог 8-го класса рисуются только при наличии забора.
Евгений Язев
28 марта 2016, 18:51
А на сколько далеко может находится тротуар от проезжей части, чтобы можно было снимать на ней доступность для пешехода? Вот пример: https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1585066056?z=18&ll=54.145392%2C56.771146&l=nk%23sat
Снимать или не снимать, вот в чем вопрос :)
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
29 марта 2016, 02:14
Евгений Язев,
Как мне кажется по космоснимку, тут у дороги есть обочина с обоих сторон. А тротуар, отделенный газоном, тут только с одной.
Евгений Язев
30 марта 2016, 11:24
memento [ 🚶 🚲 🚗 ],
Да, опираясь только на правила , корректным будет не снимать доступность, но... в топике написано: "если вдоль дороги отрисованы имеющиеся тротуары (один или два) - то у соответствующих участков дороги необходимо убрать значение "Пешеход" у атрибута "Доступен для", чтобы при пешеходной маршрутизации маршрут прокладывался по тротуару, а не по проезжей части". Судя по чему, снимать всё-таки стОит, для маршрутизации по тротуарам. в общем, до комментариев "сотрудников", проставлю доступность согласно Правил.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
30 марта 2016, 23:32
Евгений Язев,
3.2.3.2.1 Значение «Пешеход» необходимо включать, если вдоль участка автомобильной дороги тротуар отсутствует, но пешеходы могут двигаться по обочине. Тут аж две обочины. Нужны четкие разъяснения для таких случаев в правилах.
У меня, например, в районе есть место, слева - тротуар с бордюром, справа - газон с бордюром. По газону вплотную к бордюру протоптана дорожка. Тоже вопрос, что в таком случае делать. Дорожку рисовать нельзя, т.к это не тротуар, доступность пешеходам для автодороги, если бы была обочина тоже как-то не с руки ставить, т.к. это не обочина.
Пара-тройка вопросов. :)

1. Стоит ли отдельно отрисовывать подходы к автобусным остановкам, когда основной тротуар отделён от дороги газоном? Например, тут:
https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1543246477?z=18&ll=37.785755%2C55.665170&l=nk%23sat

2. Если с одной из сторон дороги параллельно идут 2 тротуара (один прямо вдоль проезжей части, а другой чуть подальше, отделённый газоном), стоит рисовать оба или какой-то один?
Пример: https://maps.yandex.ru/-/CVHoqGM1

3. Допустимо ли отрисовать небольшой участок тротуара вдоль дороги 8-го класса, если этот участок служит для соединения пешеходного перехода с тротуаром, идущим перпендикулярно этой дороге?
Пример: https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1615289404?z=19&ll=37.771801%2C55.660418&l=nk%23sat
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
30 марта 2016, 23:47
m90.tass,
1. Я так рисовал у обычных дорог еще до введения правила о "тотальных тротуарах", т.к. это дорожка ведущая к "месту интереса" (остановка). Только я сначала отрисовывал газон, как разделитель, а потом уже тротуар локально в области остановки. Чтобы порядок модерации был именно такой. Ни разу не выпиливали, даже модератор, который меня необоснованно банил (и разбанил) за рисование тротуаров с бордюром вдоль двухреберных дорог.
2. Правила однозначно разрешают рисовать оба.
3. В случае отсутствия класса 8 в этом месте так и надо было бы рисовать. Тогда бы это была дорожка к переходу. При наличии класса 8 как идущего параллельно к этой дорожке и делающего своим тротуаром по логике не должно ничего менять. Хотя тут можно поспорить.
memento [ 🚶 🚲 🚗 ],
спасибо за ответы. По третьему пункту есть ещё идея вести в таких случаях перпендикулярную пешеходную дорожку от перехода на дорогу 8-го класса. Это, вроде бы, будет больше соответствовать правилам, но при маршрутизации выглядеть это будет не очень.
Алексей Зуев
30 марта 2016, 19:58
У меня осталось два вопроса после прочтения:
1. Дублёр или параллельный внутриквартальный проезд могут заменять собой тротуар, когда дело касается снятия доступности для пешеходов с основной дороги?
2. Если голубая дорога не примыкает, а именно пересекает коричневую с нарисованными тротуарами (см. п. 3.2.3.2.2), почему так категорично нужно запрещать сквозной проход пешеходов через коричневую дорогу? Если рядом есть пешеходные переходы, то вопросов нет. Если стоит ограждение специально, чтобы дорогу здесь не переходили - тоже. Но есть множество случаев, когда для перехода дороги есть всё, даже светофор, кроме зебры. По ПДД пешеход, конечно, не имеет в этом случае преимущества, но перейти дорогу может.

И одна жалоба на формулировку п. 3.2.3.1: "Для *пешеходных дорог*, переходов и тротуаров включается только значение «Пешеход»".
Далее разъясняется, что некоторые пешеходные дороги могут быть доступны и для велосипедистов, но первая фраза запоминается лучше, а в данном случае она не корректна.