Клуб Народной карты

Правила редактирования

Всем привет!

Интересный вопрос назрел у меня: Как правильно атрибутировать объекты категории "Маршрут"?

Всем известно, что в редакторе Народной карты появилась новая категория, упомянутая выше, однако Правил картирования таких объектов всё ещё нет...

Позволю себе тезисно описать моё видение Правил картирования маршрутов:

14.3.1 Название

14.3.1.1 В названии типа "Официальное" указываются пункт отправления и пункт назначения через тире, отделённое пробелами.
Например, Воронеж - Липецк, Москва - Санкт-Петербург и т.д.


14.3.1.2 В названии типа "Для подписи на карте" указывается номер маршрута
Например, 23, 33К, 58Е и т.д.

Примечание! Если номер маршрута отсутствует, или неизвестен, название для подписи не указывается

14.3.1.3 Если перевозчик - организация, или преприниматель, допустимо указать это в названии типа "Синоним, историческое"
Например, ИП Иванов А.А., ООО ВозимЛюдейНедорого.

Я предлагаю открыть дискуссию, обсудить все нюансы, взвесить каждое "За" и "Против", и утвердить очередной Билль О Правилах.

20 комментариев
Взяли на обсуждение. Ждем мнение читателей клуба в комментариях.
Алексей Зуев
28 июля 2016, 12:54
По-моему, номер маршрута - официальное, конечные пункты - синоним, МУП, ООО, ИП - по желанию. Если маршрут не имеет номера (в России), то он, простите, легальный?
Ярослав (bforest)
28 июля 2016, 13:06
Алексей Зуев,
есть масса организаций, занимающихся межрегиональными перевозками, как, например, Lipetsk-Reisen. Компания осуществляет регулярные рейсы между Липецкой областью и Москвой, и вряд ли у них, да и вообще у таких организаций в целом, есть номер маршрута =)
Ярослав (bforest),
номер есть, гарантированно зарыт где-то в документах. Другое дело, что нигде на автобусе, информационном стенде на остановке или на сайте он может быть не указан, т.е. мало кому поможет, даже если его указать.
Я тоже склоняюсь к мысли, что официальным должен быть номер маршрута, если таковой, конечно имеется. Это главный идентификатор, все его используют и всем он понятен, в то время как на конечные точки маршрута не все обращают внимания и не все их знают. 
Однако конечные точки куда более актуальнее номеров для междугородних и пригородных маршрутов без регулярных остановок в черте города.

Alexxegorov,
насчет того, что "все его используют" - поспорю. к примеру, Дубенский район Тульской области, где есть 3 маршрута - один в Тулу и два внутрирайонных. никто из жителей не знает их номеров! "Тульский", "на Павшино", "на Скоморошки" - и всё. самое смешное, что диспетчер на автостанции их тоже не знает! я ради интереса нашел эти номера в реестре Минтранса ТулОбласти, но практического смысла они не имеют от слова "совсем". ту же картину наблюдал в Калужской губернии. кроме того, в этих областях таблички на остановках отсутствуют как класс: дорога Р-139 "Тула - Одоев - Арсеньево" - стоят свеженькие стеклянные павильоны, а табличек как не было, так и нет. и так везде.


посему считаю, что ответ кроется в старой теме - для кого делается карта. если для официоза, то надо писать только номер из реестра, если для людей - то и конечные точки.


что касается информации о перевозчике - не думаю, что она кому-то нужна. к тому же, лицензии выдаются на определенный срок, маршруты периодически перевыставляются на тендер, и эта информация на карте -   лишние и никому не нужные проблемы. любой желающий на сайте Минтранса интересующей области найдет реестр, где есть вся информация по маршруту, включая перевозчика.
Алексей,
если вам хочется поспорить - спорьте. А я уже написал что для пригородных и междугородних маршрутов ситуация иная. Районные маршруты туда же и относятся.
Считаю, что перевозчик маршрута - лишняя информация для карты. Я не представляю, как и зачем ей могут пользоваться обычные пользователи. Фанатам и споттерам ОТ это наверняка будет интересно, но это явно узкоспециализированное, нишевое сообщество - в расчет не берем.
У маршрута очень часто бывает номер. По идее, нужно отдельное поле «Номер маршрута». Когда он есть, его указывать именно в этом поле.
Также официальное название может быть не строго «Начало — Конец», потому что маршруты бывают и круговые, например. Бывают экспресс.


Перевозчик, возможно, нужен, но засовывать его в не предназначенные для этого поля нехорошо.
Кому нужен перевозчик — в первую очередь Яндексу. Наверняка где-нибудь в Я.Расписаниях уже есть база перевозчиков (с лицензиями, расписаниями и телефонами). Пассажирам это может быть нужно, когда им покажут логотип перевозчика, и это что-то скажет им (например, перевозчик — это Аэрофлот или S7). В водных перевозках полезно знать перевозчика, потому что у разных перевозчиков бывают разные суда (их можно привязать к перевозчикам, а потом мониторить их позиции и выводить на транспортной карте).
Короче, выглядит так, что перевозчиков можно будет добавить потом как положено, а пока что не критично. Но если есть готовая база, то проще привязать её.
Олег Павлович Чечулин
28 июля 2016, 15:01
А если перевозчиков на маршруте несколько? А если они меняются с непредсказуемой периодичностью?
memento [ 🚶 🚲 🚗 ]
28 июля 2016, 17:19
У маршрутов обычно два направления. Например, Москва--Санкт-Петербург и Санкт--Петербург-Москва или м. Царицыно -- м. Таганская и м. Таганская -- м. Царицыно


Соответственно, нужно указывать либо в одном объекте "маршрут" эти названия/направления, либо делать два отдельных маршрута, с "противоположными" названиями и иметь связь между ними, что это маршруты под одним номером, но с разными направлениями.


И надо как-то уже делать интерфейс, чтобы остановки не просто привязывать к маршруту в целом, а к направлению, с указанием последовательности остановок на направлении.



Кроме чисто круговых маршрутов бывают маршруты в виде петли, т.е. начальная и конечная остановки (с принудительной высадкой) совпадают или находятся радом (например, на противоположных сторонах улицы). Пример -- 443 маршрут от м. Речной вокзал до Химок. Автобус едет от метро, разворачивается в Химках вокруг квартала и едет обратно к метро, почти тем же маршрутом. При этом в Химках конечной остановки нет. А вот около м. Речной вокзал он может постоять в отстойнике, прежде чем поедет в следующий рейс, поэтому всех и высаживают.
В отличие от чисто круговых, у таких есть начальная и конечная, но направление одно.


Кстати, некоторые маршруты сейчас в Я.Транспорте сделаны именно как петлевые, например, маршрут 761 в Москве. Но для него это не верно. 761 высаживает у м. Царицыно всех. И потом этот автобус может стоять тут же на конечной некоторое время, прежде, чем поедет в следующий рейс от м. Царицыно. А может вообще поменять номер и уехать от м. Царицыно как 203.
Вот такой маршрут для 761 и других автобусов сейчас не верен. Участок, проложенный через Луганскую улицу, у маршрутов именно автобусов не существует. Автобусы по нему едут пустыми, от конечной к начальной, высадив всех пассажиров.
1) зачем указывать перевозчика?
2) зачем указывать его в синонимах?
3) если мы номер будем указывать в подписи на карте, то в поиске будет отображаться результат без номера, а с названием
4) городские маршруты будут без официального названия?
5) а если маршрут кольцевой - то где начало, а где конец?
6) тогда уж надо указывать не только город, но и вокзал
Ярослав (bforest)
28 июля 2016, 19:31
GT,
1) Если это перевозчик частный, то есть смысл его указать. Ведь на одном и том же направлении в больших городах работают несколько компаний-перевозчиков.
2) А куда его вписывать? В составе адреса, или переименование? Сокращённым его назвать тоже нельзя =)
3) Об этом немного не подумал. Изначально склонялся к варианту, что номер - официальное, маршрут - для подписи, но решение поменял из-за частных перевозчиков
4 и 5) Я сталкивался только с такими маршрутами: №1 Вокзал - Рынок, №2 Вокзал - Песковатка (это район города), №141 а/с "Сокол" - Головщино, №567 Липецк - Чаплыгин, поэтому не учёл, что есть другие варианты
6) Да, действительно будет удобно =)
Ярослав (bforest),

1) тогда тем более, зачем его указывать? типа у этого перевозчика езди, а у тех, которые не указаны - не езди? или делать по дублирующему маршруту для каждого перевозчика?


мое предложение - в официальном писать "56", "24А", "533 Москва-Вашингтон" (для пригородных и междугородних). никаких перевозчиков и "для подписей" не использовать
Ярослав (bforest),
заходишь ты в маршрутку и спрашиваешь:
- это 52-й перевозчика ИП Иванова?
- нет, ИП Петрова
- ой, извините, я следующий подожду, по карте вашего нету и неизвестно куда вы доедете
Ярослав (bforest)
28 июля 2016, 19:55
GT,
случаев бывает много, причём различных. Так, например, если я ездил с ИП Петровым, и мне не понравилось, то я с ним не поеду....
Как я уже писал в посте, главное - собрать мнение картографов по Правилам, чтобы не было проблем в дальнейшем, как, например, сейчас с псевдо-ЖК.
Ярослав (bforest),
одного ИП от другого часто по раскраске ТС отличить можно на местности. Но что-что, а кто конкретно владеет этим ТС мне, как пассажиру, будет не важно. Мне ехать надо, а не шашечки. 
Плюс, есть города и немало их (например Ярославль), где есть отдельные частные автобусы на маршрутах. Т.е. по маршруту осуществляют перевозки несколько перевозчиков, но иногда и просто у одного ИП ровно один автобус и ровно вот на таком маршруте (и да, сам ИП за баранкой, и на таком ездить приходилось). Ради них плодить сущности?
GT,
3) - хорошее замечание. Наверное комбинация номера и конечных точек маршрута будет оптимальным для официального названия.
кстати да, перевозчиков может быть несколько. 308-й в Москве обслуживают 4 оператора - ДомПАТП Мострансавто, Автолайн, и еще какие-то две частные конторы. так что перевозчик - это IMHO лишнее.
по приоритетности номера маршрута и конечных точек мнение такое:
- для внутригородских маршрутов - только номер;
- для пригорода и межгорода - номер и конечные точки. один довод я привёл выше в комментах, сейчас еще одна мысль появилась: в результате вечных разборок Дептранс Москвы и Минтранс МО стали выдавать дублирующие номера на маршрутах, частично проходящих по территории Москвы. к примеру:
№ 420 м. Саларьево - пос. Марьино
№ 420 м. Домодедовская - ГПЗ Константиново
№ 508 м. Теплый Стан - пос. Вороново
№ 508 м. Домодедовская - дом отдыха Бор
и еще 512, 433, 340 и пр.
бардак и безобразие, конечно, но это данность, и нам с ней жить.
Название должно содержать номер и конечные точки. Конечными точками могут быть населённые пункты или места (если маршрутка не едет за город). Если маршрут круговой, конечные точки не писать вообще.
Обычно говорят не конечные остановки, не "на Москву", а именно номера. А то что будет?
- Какой маршруткой в Москву ехать?
- Той, что в Москву едет.


Перевозчиков перечислить где-то надо, это исходя из уже существующих правил. А вдруг люди решат устроить плохому перевозчику бойкот, и какие к него автобусы знать не будут?


Бывают случаи, что автобус едет с одним номером, потом табличку меняют и едет с другим. Но никакой длительной стоянки на крупном вокзале, отъездов куда-то и временных высаживаний пассажиров нет.