Эта идея меня мучает уже не первый год. Почему же многие не довольны как водит у нас навигатор. Ай опять завёл неизвестно куда — фиг проедешь. Есть у меня один ответ, у наших дорог есть ещё один критерий не учитываемый нашим навигатором — Качество покрытия. От него же напрямую зависит проходимость дорог. Есть множество дорог в таком состоянии, что лучше сделать крюк, чем ехать по ней.
Понимаю почему иностранные навигаторы не сделали этого до сих пор. Те страны для которых они разрабатываются не имеют настолько острой в этом необходимости.
Итак — что и для чего это нужно.
1. Безопасность — нужно в автоматическом режиме отслеживать появление отдельных, опасных ям, неровностей, провалов и прочих препятствий, либо начала участков таких неровностей на относительно ровной до этого дороге.
Пример: двигаемся по загородной дороге покрытие приемлемое для 80-90км/ч въезд в лес, небольшой поворот за ним куча ямок в асфальте, сильный удар по колёсам. Неожиданно, неприятно, а на машинах с низким профилем резины — просто опасно. Можно погнуть диски, да и вылететь с дороги.
Что необходимо? Что-бы навигатор предупредил голосом метров за 100-200 о участке с сильным ухудшением покрытия (Внимание! Ямы на дороге!)
2. Построение маршрута по приемлемым для меня дорогам — т. е. при построении маршрута или в настройках я бы мог указать уровень дорог по которым бы я хотел бы ехать на своём авто. При этом если иных дорог нет, то было предупреждение, что на участке имеется неровная дорога, но не как сейчас, а с её уровнем.
Тут всё логично, если я готовлюсь к дороге я просматриваю маршрут и решаю ехать мне по такому или выбрать другой, может и более длинный
Что оно даст?
Ну самое главное — безопасность. Предупреждение об опасном участке дороги должно снизить число аварий из-за пробитых колёс и вылета на встречку.
Во-вторых, поможет несколько развести потоки на разветвлённых сетях дорог. Условные джипы можно направить по более неровным дорогам, но более коротким, а условные пузотерки поедут по другой, возможно более длинной, но ровной дороге.
В-третьих, снизит токсичность в отношении навигатора. Криков, что он меня куда-то завёл будет меньше. Их и так снизилось в разы относительно конкурентов, когда стал учитываться критерий плохой дороги и грунтовых дорог. Но этот критерий сильно несовершенен.
Итак, критерий качества покрытия должен получить бальную систему оценки.
Я предлагаю шкалу в 10 балов:
0-2 — Дорога не проходима/либо для спец машин или подготовленных внедорожников (может иметь заболоченные участки, глубокие броды и т. д.)
3-4- Полевые и лесные дороги/ для внедорожников (Земляное или песчаное покрытие с ямами или лужами в случае дождей превращаются в непроходимые теряют 1 балл)
5-7 — Гравийные /щебеночные дороги — подходят уже для любого типа авто, но сильно зависит от неровности. (Гравий при проставлении галочки гравийного покрытия не может получить балл выше 7, При дожде так же теряет 1 балл)
5-10 — Твердое покрытие разного качества.
5-6 — Асфальтное покрытие с множественным кол-вом разных ямок и выбоин, вызывает сильные вибрации и риск повреждения авто, иногда хуже гравийного покрытия.
7 — Качество покрытия равнозначно хорошей грунтовке. Попадаются ямы неровности
8-9 — качественное асфальтное покрытие, позволяет без опасения ехать с разрешённой скоростью
10 — Свежий асфальт отличного качества. Минимальное кол-во вибраций, трассы, автомагистрали
При факте прохождения снега 1-2 бала снимать со всех дорог в зависимости от класса на разное время.
Как предлагаю проставлять балы?
Для этого предлагаю использовать всю имеющуюся доступную нам информацию + кое что изменить для удобства.
· 2 балла — выставить сразу автоматически на всех дорогах где сейчас стоят Либо 9 класс и Плохое состояние.
Соответственно при снеге и дожде снижать вплоть до 0. Если на такой дороге видны регулярные треки со скоростью выше 5км/ч (не пешеходы), то можно делать бонус +1 бал, а если треков много и скорости хорошие, значит выставить ошибку на неправильно установленное Плохое состояние или прокрытие.
Так же для таких дорог пригодилось бы ввести тип покрытия (V Земляное/Без покрытия) потому как то, что мы называем Гравийным/Щебёночным покрытием — это всё-таки пусть и не твёрдое, но подготовленное и отсыпанное дорожное полотно. А большинство дорог 9 класса не имеют и такого. Это просто накатанные по земле проезд, иногда по глине, которые после малейшего дождя становится непроходимыми.
· 3-4 балла — по умолчанию выдать дорогам с земляным покрытием, по которым есть треки в достаточном кол-ве и со скоростью около 20, на показатели акселерометра можно особо не обращать внимания (Если только они вдруг стали аномально хорошими, то предположить ремонт дороги и смену покрытия)
При дожде снеге качество земляного покрытия временно снижается на 1-2 бала в зависимости от осадков. Причём на наиболее длительное время чем у других типов покрытия.
· Гравий/Щебенка (Не твёрдое покрытие без плохого состояния) — по умолчанию выдать 7 баллов это максимум. Далее снижать баллы в зависимости от показателей скорости и акселерометров. Много пиков (вибрация/удары) акселерометра + снижение скорости = снижение балов. Либо могут на большой скорости быть более сильные удары, что тоже показатель для более низкого бала.
Обычно на гравийном покрытии редко кто позволяет себе ехать с максимальной допустимой скоростью. (Например: 80км/ч или выше + почти без вибраций/ударов =7 балов + Предположение про ремонт дороги и смены покрытия на Твёрдое; 80-55км/ч + малая вибрация = 7 балов (хорошее гравийное); 40-55км/ч + средняя вибрация= 6 балов; ниже 40 + сильная вибрация/удары = 5 балов или меньше (возможно тут уже не гравий)).
При дожде снеге качество гравийного покрытия временно снижается на 1-2 бала в зависимости от осадков.
· Асфальт/Твёрдое покрытие — Лично сталкивался с ситуациями где асфальтное покрытие годами находится в состоянии худшем чем гравийное. Множество мелких острых ям, трещин, луж неизвестной глубины. В связи с чем даже при стоящей галочке Твёрдое покрытие предлагаю оценивать от 5 балов не смотря на то, что это асфальт. Т.е все те же критерии, что и у гравийного покрытия до 7 балов. (80-100км/ч (Либо максимально разрешенное) на больших участках + малое кол-во средних ударов акселерометра = 8 балов; от 100 и Выше (Либо максимально разрешенное) + продолжительное отсутствие на участке значительных вибраций и ударов = 9; Автомагистрали с идеальным покрытием, с высокими разрешёнными скоростями могут по умолчанию получить 10 балов и если при этом на таких дорогах не будет сильных ударов от акселерометра и/или резких замедлений по скорости то могут удерживать этот максимум)
При дожде качество покрытия от 7 и выше балов предлагаю не снижать, а вот при снеге снижать надо на всех, но на дорогах более высокого класса на меньшее время.
Вот здесь привожу пример одного и того же кусочка дороги за три года, его состояние постепенно ухудшалось. Проезжей, без сильных ям, оставалась одна полоса (по которой данные и предоставлены, по другой части данных нет, потому что все выезжали просто на встречку, чтобы ямы объехать), а последний график 21г после её кап. ремонта.
Пробелы в графике скорости, видимо какие-то аппаратные ошибки или ошибки определения, строки именно со скоростью в эти секунды в файле отсутствовали. Данные сняты с видеорегистратора, с одного и того же участка дороги протяжённостью 490 м в начале и конце участка 90 градусные повороты. (Слева данные в еденицах g, справа скорость в км/ч)
По этим данным легко видно насколько уменьшились вибрации акселерометра после ремонта дорожного покрытия (нижний рисунок) и почему нельзя делать выводы о покрытии основываясь только на скорости. До 7 секунды (первый поворот, начало прямой) скорость как было около 20км/ч так и осталась. Да далее скорость возросла примерно на 10-15км/ч, но это не существенно, т. к. в конце участка опять идет торможение перед вторым поворотом до 20 км/ч.
А вот по вибрации видно значительное улучшение. Пропал пик на 27 сек (Там была не объезжаемая группа ямок, которая увеличивалась со времененем. Да и общий фон вибраций уменьшился в 2-3 раза.
А вот как выглядят в сравнении графики движения по щебенке/грунтовке и по асфальту с не очень хорошим покрытием. Да по асфальту скорость выше гораздо, но есть отчётливые пики удары. И по этим графикам заметно, как при снижении скорости уменьшаются вибрации и пиковые удары.
рис1
Рис2
Рис3
Так же подробно хочется обговорить ещё один вопрос, как сделать так, чтобы можно было с разных приборов, закрепленных по разному на разных машинах получать примерно одинаковые данные.
Я предлагаю использовать для подведения к единым данным виртуальную калибровку.
Т.е. для начала мы получаем участки с точно известным качеством покрытия. Например по которым проехал панорамомобиль или отсняты «зеркала» и получаем данные по скорости и вибрациям по этим участкам. Фиксируем так же в каких местах сработали датчики на переездах через ж.д, лежачих полицейских и т. п. На этих участках в ближайшие месяцы можно «калибровать» данные от других проезжающих по ним «приборов»
Например если вибрации при сопоставимой скорости движения по одному и тому же участку у эталона и у другого прибора отличаются по глубине, то можно ввести поправку для этого прибора на глубину пиков, по крайней мере до конца сессии. И учитывать уже скорректированные показатели. А если немного не совпадают в пространстве, что часто бывает у ЖПС, например при проезде лежачего полицейского, то внести корректировку в пространстве.
Данные от тех устройств, что кардинально не совпадают с эталонными, либо выпадают какие-то данные от датчиков, либо наоборот постоянно вибрируют, даже при нулевой скорости — нещадно откидывать. В целом все данные ниже 5 км/ч по вибрациям лучше откидывать. Это значит, что либо кто-то включил пеший навигатор, либо останавливается. Да вибрации при такой скорости будут минимальными. Если все в этом месте так снижают скорость, значит там что-то типа переезда.
В итоге: В Навигаторе появится несколько новых сущностей, это предупреждение о ямах или неровностях, в том числе искусственных, заранее при слишком большой скорости движения. Функция которая будет спасать жизни, нервы или деньги многих водителей.
Построение маршрута по более ровным дорогам, ну или если нет иной возможности, то как минимум по ожидаемо плохим дорогам.
В НЯК — Отсутствие субъективности оценок. Отсутствие ситуаций когда я проехал по дороге, на своей так сказать «шкуре» прочувствовал дорогу и ставлю ей критерий плохое покрытие. Тем более там даже знак имелся на тот момент соответствующий. А сотрудник Яндекс на следующий день переделывает всё назад. Возможно глядя на старые панорамы или зеркала. А может по ещё каким-то ему только ведомым обстоятельствам.
Ещё один вид гипотез, на смену покрытий с твёрдого на грунтовую и обратно если по данным с устройств дорога не соответствует уже указанному качеству. Слишком много дорог сейчас проставлено с твёрдым покрытием — по факту являясь обычной грунтовкой иногда даже не отсыпанной, а с земляным покрытием.
Может я ещё что-то упустил. Прошу сообщество дополнить и прокомментировать.
Спасибо!