Клуб Народной карты

Железнодорожные транспортные линии и пути. Что это и с чем есть?

Алекс Грэйт
6 марта, 01:25

Из поста может показаться, что мой вопрос довольно глупый. Мол, «ты что родился в Бурунди?» Однако мне, всё-таки, хочется разузнать что это такое скорее с классификационной точки зрения, чем с тривиально-бытовой.

Да, железнодорожная транспортная линия — это такая линия или путь, по которой проходит некое транспортное сообщение, имеющее своё название и осуществляющая регулярное движение (или нет). Это нечто схожее с номерами трасс или улицами. Всем нам известны такие транспортные линии/пути как Транссиб и БАМ. С ними всё ясно — они есть, вот их и пишем в параметр «Входит в состав» у ж/д.

Но почему, я вижу у ж.-д. линий во «Входит в состав», к примеру, «Хабаровск—Владивосток»? Зачем делить Транссиб на мелкие участки его самого? Ладно, у административных территорий есть иерархия АТД. Но у линий оно нужно? А если, нужно, то почему не делят дальше? Если делить такие линии по типу АТД, то нужен некий первый уровень — Российские железные дороги (РЖД), второй — Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) (пишу на примере своего местоположения). С третьим и далее уже сложнее. Лично я может просто не знаю, может у железных дорог есть и далее деление, например по линиям крупным транспортных развязок, как это есть и с уже упомянутой линией «Хабаровск—Владивосток». Тогда, третий уровень — эти самые линии. Но как их определять, пока не знаю. К примеру, на общедоступных картах железных дорог ДВЖД (увидел лишь красненький Хабаровск) и Московской железной дороги (здесь, и красненькая Москва и жирненькие Тула да Орёл, к примеру). Ещё, конечно же, можно подглядывать на расписание поездов дальнего и ближнего следования и оформлять такие линии по примеру автобусных маршрутов. Подсмотреть сие можно к примеру на Яндекс.Расписаниях (только Яндекс, только «хардкор»)«Владивосток — Советская Гавань». Далее можно поступать и с пригородными поездами и электричками ближнего следования, которые ходят чуть ли не чаще некоторых автобусов (привет маршруту № 45 г. Владивостока), например «Владивосток—Надеждинская».

Как я упомянул ранее, есть карты отделений РЖД (ДВЖД, МЖД) и других стран, на которых чётко указаны «пограничные» остановочные пункты/станции, которые с лёгкостью отделяют одни отделения от других (см. легенду).

А теперь от рассуждений переходим прямо к конкретным вопросам. Можно ли на участках линий ж/д в разделе «Входит в состав» и у станций в разделе «Транспортная линия» отмечать…?

  1. крупные и международные линии, как Транссиб, БАМ, КВЖД, «Достык» в Китае, «Евростар», Sapsan, Westbahn в Европе?
  2. отдельно линии отделений РЖД, такие как ДВЖД, МЖД, ЮУЖД, Сахалинскую ЖД?
  3. линии между крупными транспортными развязками типа «Хабаровск—Владивосток», «Москва—Орёл», «Тула—Ряжск»?
  4. линии поездов далньего следования, отдельно от пункта выше, типа «Владивосток — Советская Гавань», «Новосибирск—Белгород», «Абакан—Москва»? (или «Москва—Абакан»? — тоже момент!)
  5. линии поездов, электропоездов и экспрессов ближнего следования, такие как «Владивосток—Надеждинская», «Владивосток—Тихоокеанская», «Смоляниново—Владивосток»?

В данной теме я даже не рассматриваю различные пути с ответвлениями не имеющие транспортного транзита типа разгручных ответвлений и тому подобного.

Дополнение:

Нашёл в сети программу 2005 года со схемой железных дорог стран СНГ и Балтии RWNet (бесплатная). В которых можно посмотреть данные о железнодорожных перегонах.

На примере ниже указан небольшой участок моего региона, где можно узнать информацию о перегонах между станциями, виде тяги (в Народной карте никак не отображается), длине и количестве путей (тоже лишнее) и отделению дороги (Дальневосточная):

На схеме в виде прямоугольников с подписями указаны станции между перегонами (Белогорск), в виде кругов отображаются центры отделений (Свободный относится к Забайкальской железной дороге; можно отобразить на Народной карте), а в виде треугольников отображаются стыки железных дорог (Архара). Особо не улавливаю, что значат стыки и как их можно отобразить — не знаю.

22 комментария
Подписаться на комментарии к посту
Сергей Ливерко
6 марта, 02:31
>Лично я может просто не знаю, может у железных дорог есть и далее деление, например по линиям крупным транспортных развязок


Официального деления, чтобы каждый фрагмент сети относился к одной конкретной линии - нет. Да и вообще понятие "линия" в организационной структуре РЖД отсутствует. Железные дороги, являющиеся филиалами ОАО "РЖД" (Дальневосточная, Горьковская, Московская и аналогичные - всего 16 штук), далее делятся на отделения, а отделения - на дистанции, но это уже очень глубокая железнодорожная бюрократия, которая вряд ли уместна на карте. А разного рода "Москва - Владивосток" и прочее - это произвольные обывательские названия маршрутов, которых можно придумать сколь угодно много. Например, участки линий ЖД, соединяющие Москву и Владимир можно формально отнести как к линии Москва - Владимир, так и к линии Москва - Нижний Новгород, ибо последний будет дальше в том же направлении.


>1. крупные и международные линии, как Транссиб, БАМ, КВЖД, «Достык» в Китае, «Евростар», Sapsan, Westbahn в Европе?


Я правильно понимаю, что Sapsan - это о "Сапсане" Москва - СПб? Если да, то это не тип линии, а модель поезда, который к линии как таковой отношения не имеет. Иначе по аналогии можно и линию Москва - НН несколько лет назвать Spasan, когда они и там ходили, а потом переименовать в Strizh ;)


Все прочие линии из п. 1 - вполне имеют право быть отмеченными, имхо.


>2. отдельно линии отделений РЖД, такие как ДВЖД, МЖД, ЮУЖД, Сахалинскую ЖД?


Тоже логично, но есть нюанс: Сахалинская ЖД сейчас входит в состав Дальневосточной, а на самом Сахалине, где раньше была узкая колея, пути перешивают под стандартные 1520 мм. Поэтому саму Сахалинскую, как историческую, можно выделить, но все эти участки следует и в состав Дальневосточной тоже включить.


>3. линии между крупными транспортными развязками типа


А здесь не соглашусь. Понятие "крупная транспортная развязка" неоднозначно и субъективно. Между Москвой и Орлом (это Курское направление Московской железной дороги) как минимум есть Тула, а ещё перед ней - Столбовая; последняя как город не ахти крупный, но как ж/д развязка - вполне себе. А если брать по крупным именно городам (а не ж/д развязкам), то тоже могут быть неоднозначности: например, маршрут Москва - Казань или Москва - Самара может быть проложен двумя вариантами: через Владимир и Нижний Новгород или через Черусти и Муром.


>4. линии поездов далньего следования
>5. линии поездов, электропоездов и экспрессов ближнего следования


Тоже не согласен. Имхо, не стоит привязывать линии к конкретным маршрутам поездов. Непостоянная это вещь. Сегодня электричка Москва - Владимир, есть, а завтра регионы между собой не договорятся о компенсациях убытков пригородным компаниям, и электричку отменят, а самая дальняя от Москвы останется, скажем, до Петушков. Укоротить линию "Москва - Владимир" до "Москва - Петушки", а оставшийся участок от Петушков до Владимира куда? Самостоятельным фрагментом? Продлить линию от Нижнего Новгорода, ежели таковая будет? Или перетасовать все участки вплоть до НН, чтобы фрагменты примерно одинаковой длины стали? Вопросов явно больше, чем ответов...


Резюме: я бы выделил линии из пунктов 1 и 2 (кроме Сапсанов), а из 3, 4 и 5 - не стал.
yet another Олег Чечулин
6 марта, 05:39
Сергей Ливерко,
"далее делятся на отделения, а отделения - на дистанции" - довольно давно железные дороги делятся не на отделения, а на регионы, а дистанции это уже немного другой уровень деления, с регионами не связанный - "N-ская дистанция пути" может не совпадать с "N-ской дистанцией тяги" или "N-ской дистанцией связи"
Сергей Ливерко
6 марта, 13:03
yet another Олег Чечулин,
Спасибо за уточнение :) Я специально не стал закапываться настолько глубоко и писать, что дистанции различаются не только по географии, но и по службам. Тут можно ещё и структуру дирекций вспомнить :)


Посыл был таков, что спускаться в официальной структуре РЖД ниже уровня "железная дорога" в контексте отрисовки на карте - нецелесообразно.
Алекс Грэйт
6 марта, 07:02
Сергей Ливерко,
По поводу маршрутных направлений. Ну разве этот случай не схож с маршрутами автобусов? Маршруты автобусов тоже непостоянны. Сегодня повезут по маршрут 99, а завтра построят мост и 99 снимут. Автобусы все сломаются и так далее. К примеру, во Владивостоке очень короткое время пробыл маршрут маршрутного такси № 45к — где-то около месяца-двух. Лично я, постоянно ездивший на автобусах по данному участку маршрута на других автобусах лишь 2 раза ездил на нём. Потом его сняли за ненадодностью, мол какому-нибудь маршруту между центром и спальными районами такой автобус важнее. Все маршрутки от 45к отдали под другой маршрут/другой компании.
Электрички может и не постоянны — но это я бы скорее отнёс к дальнего следования. А например, «Тихоокеанская—Владивосток» ходит как ходила лет 15-20 в день по раз 5, так и ходит до сих пор. Да, были такие времена года 2-3 назад когда какой-то бойкот с пассажирским потоком был. Тогда половину таких электричек поотменяли, это долго не продлилось — дело замяли, электрички вернули.


Ещё хочется выделить такой момент: а почему бы тогда не сделать фичу как с автобусными остановками: возможность делать маршруты. Создал маршрут «ЭП9453», натыкал на станции. где эта электричка останавливается и вуаля. По-моему было бы неплохо. А далее сделать функционал на основе недавнего нововведения: как все маршруты электричек будут проставлены по станциям — сделать линейные маршруты (как это можно делать при условии привязанных маршрутов всего города ко всем остановкам).
yet another Олег Чечулин
6 марта, 08:32
Алекс Грэйт,
расписание электричек есть в Яндекс.Расписаниях, думаю, Яндексу будет не сложно учесть их при построении маршрутов :)
Алекс Грэйт
6 марта, 09:53
yet another Олег Чечулин,
у Яндекс.Расписания одна функция — расписания. а у Яндекс.Карт — функций много. К примеру при построении маршрутов от точки А до точки Б, движок Яндекс.Карт вам будет предлагать, к примеру:
1. проехать на машине весь путь за 40-50 минут
2. пройтись пешком до остановки, затем сесть на один автобус, доехать до середины пути, пересесть на другой автобус, доехать до нужной остановки, выйти и дойти ещё пешочком до нужного дома. И всё это за 1,5 часа.
3. пройти весь путь пешком за 7 часов
Но движок карты ни в коем случае вам не предложит пройтись (проехаться на автобусе) до станции, сесть на электрон и за 30-40 минут доехать до места назначения. Как думаете, полезная была бы функция?
Обновлено 6 марта, 09:53
yet another Олег Чечулин
6 марта, 10:08
Алекс Грэйт,
я имел в виду, что у них данные есть, и если они захотят - то, скорее всего, приделают такой функционал прямо к карте, минуя народную карту.
Алекс Грэйт
6 марта, 10:18
yet another Олег Чечулин,
кажется именно это же было сделано и с маршрутами автобусов. Я когда редактировал некоторые остановки добавляя отсутствующие маршруты к ним, заметил, что на Яндекс.Картах уже всё это дело прописано. И мне стало непонятно, почему на Яндекс.Картах это дело порешали, а на Народной карте приходится добавлять. И в таком случае, зачем вообще добоавлять это в Народной карте?
Сергей Ливерко
6 марта, 13:05
Алекс Грэйт,
Вопрос по разметке маршрутов электричек и ПДСов интересный, но если это и делать, то хотелось бы, чтобы это был организованный проект, исходящий от команды от сервиса. Как минимум, с чёткими правилами, какие маршруты брать и в каком формате размечать.
Обновлено 6 марта, 13:05
В правилах ведь написано только про собственные названия линий (официальные или устоявшиеся). Также можно подписывать перегоны (между двумя станциями, но не остановками).
В вашем случае можно подписать Владивосток - Первая Речка,
Первая Речка - Вторая Речка, и т.д. но не Владивосток - Хабаровск (нет такого перегона).
Сергей Ливерко
6 марта, 17:39
nogo1986,
Кстати, перегон лучше (в составе объекта "подъездные пути") подписать явно "перегон Владивосток - Первая Речка". Потому что ещё могут быть объекты "станция Владивосток" (путевое развитие), или "подъездные пути  ООО Дальрефтранс". Тип объекта, которому принадлежат собранные участки ЖД, в названии лишним точно не будет.
Обновлено 6 марта, 17:39
Алекс Грэйт
8 марта, 11:42
Сергей Ливерко,
поддерживаю идею. Я так и хотел делать.
Алекс Грэйт
9 марта, 12:06
Сергей Ливерко,
Сделал вот так. Правильно ли? Я долго думал, а относить ли станцию целиком к перегону или нет? Например на данном примере у Второй Речки идёт на юг следующий перегон «Вторая Речка — Первая Речка» и вот я тут не понял. А Первая Речка сама к какому перегону относится? Или перегоны вне станций конечных вносить? Или наоборот одна станция в два перегона входит?
Сергей Ливерко
9 марта, 12:24
Алекс Грэйт,
Сама станция не относится ни к какому перегону. Ситуация такая: любой участок железнодорожного пути относится либо к станции, либо к перегону, либо к подъездным путям (не в смысле объекта "подъездные пути", а в смысле к заводским). Что точно можно сказать - стрелки всегда относятся к какой-то станции; не может быть перегона, на котором происходит разветвление путей.


P.S.: Вижу, что меду Угольной и Второй Речкой есть станция Океанская. Поэтому объектов должно быть пять:
1. станция Вторая Речка
2. перегон Вторая Речка - Океанская
3. станция Океанская
4. перегон Океанская - Угольная
5. станция Угольная


Ни один участок ж/д не должен входит в несколько объектов из этого списка - максимум в один.
Обновлено 9 марта, 12:24
Алекс Грэйт
9 марта, 13:20
Сергей Ливерко,
Разумно. Спасибо за ответ. Поправлю. Жалко, что на схеме из программы выше не отмечена Океанская как ещё одна станция с перегонами между ними. Толи забыли, толи 10 лет назад было не так. Хотя сколько помню Океанская какой была, такой и осталась.
Хм... Я никогда вот не озадачивался этим вопросом. Думал, что это - весьма узко-направленный вопрос для нашего сервиса. Тем не менее, дополню, что в Европе, в частности, Польше, все железнодорожные линии имеют собственную нумерацию, например - https://n.maps.yandex.ru/#!/objects/1555387973?z=16&ll=23.600285%2C52.063006&l=nk%23sat (https://pl.wikipedia.org/wiki/Lista_linii_kolejowych_w_Polsce#Przypisy). Не могу, конечно дать ссылку на закрытый ресурс PKP.
А в Германии, например, есть понятие Bahnstrecke, которое учитывается в классификаторе, как пример, тот же S-Bahn - https://de.wikipedia.org/wiki/Ost-West-S-Bahn.
Я не копался, более широко в этом смысле. Но, вот как мне кажется, без наличия внутренних официальных классификаторов, занятие по именовании линий - так себе мысль. Так же как и ковыряться в дистанциях пути/связи и т.д. На мой взгляд достаточно трёх-четырёх уровней. РЖД, Московская ЖД, Казанское направление МЖД.
Сергей Ливерко
6 марта, 13:09
>В данной теме я даже не рассматриваю различные пути с ответвлениями не имеющие транспортного транзита типа разгручных ответвлений и тому подобного.


А вот с ними как раз всё намного проще - тип "подъездные пути", название - "подъездные пути Завода им. Ленина" и аналогично. Равно как и с собиранием путей перегонов и путевого развития станций в аналогичные составные объекты. Всё потому что границы между станциями и перегонами, а также между станциями и путями предприятий определены конкретно (входные светофоры станции, знаки "Граница станции"/"Граница подъездного пути" или первый встреченный стрелочный перевод). В отличие от линий, которые каждый называет так, как ему привычнее/удобнее.
Обновлено 6 марта, 13:09
Алекс Грэйт
6 марта, 15:43
Сергей Ливерко,
Да, с границами всё красиво. Да вот я, например, не знаю, где там этот светофор или знак стоит, если конечно не самому с платформы его выглядывать либо по рельсам шататься. Ибо со спутника такую мелочь вообще не разглядишь.
Сергей Ливерко
6 марта, 17:18
Алекс Грэйт,
Не страшно, если сначала разметить приблизительно - потом люди, обладающие знанием о местности, уточнят. Главное - что существует чёткий конечный результат (правильное положение границы), к которому постепенно всё будет стремиться. Кстати, светофоры по спутнику нередко видны - по тени или по шкафа с оборудованием рядом с ними. Но тут нужна сноровка, так что для начала можно просто по стрелкам разметить.


В случае с именованием линий в принципе нет видения чёткой картины, к чему стремиться и что должно в итоге получиться.
Помимо того, что выделяют отдельные дороги, объекты которых месяцами наполняют из участков ж.д., выделяют, как я понял, участки типа Москва - Крюково, т.е. зонные станции, где у некоторых электричек конечные. Ещё выделяют направления (актуально для больших городов), до какого города, например, можно максимально далеко уехать на электричке без пересадки. Иногда выделяют важные линии типа Мск - СПб или тот же Транссиб. В общем, нет строгих правил. Тем более, голоса админов я тут не вижу, поэтому им, наверное, всё равно (отображается на карте чёрно-белая полоска - и хорошо).
Я ещё как-то спрашивал про то, как правильно писать, когда название объекта состоит из двух станций, ограничивающих его: со словом "линия" (так делают в Украине) или без (у нас и в большинстве случаев) и какое должно быть тире: "-" (дефис на клавиатуре), "–" (короткое тире, Alt+0150) или обычное "—" (Alt+0151). Лично я обычно делаю без слова и с обычным тире, реже — с дефисом. 
Алекс Грэйт
8 марта, 11:45
lukdmi,
забавно, что правила типографики не прописаны в правилах НК. Однако, как я вижу, длинное тире — привествуется. Но почему-то не привествуются «французские кавычки», и, согласно правилам, в названиях вообще запрещено ставить хоть «французские», хоть "машинописные".
Обновлено 8 марта, 11:45