Клуб Народной карты

Знакомьтесь, Домовой

Fleget
31 августа, 14:45

Народные картографы давно интересуются возможностью автоматического распознавания объектов на карте. Долгое время это казалось нереальным — слишком много разных объектов на карте, слишком разные они и по форме, и по цвету. Нейросети просто не справлялись с распознаванием крыш домов, дорог, рек, используя только изображения спутниковых снимков (которые тоже между собой часто различаются). До недавних пор все так и было. Сегодня мы хотим познакомить вас с Домовым — нейросетью, которая способна самостоятельно распознавать объекты на карте.

Что умеет Домовой

Сегодня Домовой уже умеет распознавать домики и рисовать их — отсюда название. Конечно же, перед тем как приступить к рисованию на местности, он, как и любая другая нейросеть, проходит обучение. Сначала коллеги показывают ему участок местности с уже нарисованными домиками, а потом предлагают попробовать нарисовать где-то рядом такие же.  

Конечно, не все дается легко и сразу. Наш с вами новый коллега не всегда с первого раза узнает крыши и пока не умеет сдвигать контур на фундамент (это за него пока делают сотрудники). Но уже ясно — он большой молодец! 

Почему здания

Здания — это самый массовый слой на Народной карте, на рисование которого уходит бо́льшая часть времени. Мы считаем, что автоматическая отрисовка с помощью Домового позволит сократить это время и сосредоточиться на других объектах, например, адресных точках или POI. Это значит, что в будущем картирование городов будет проходить значительно быстрее, позволяя экономить самый ценный ресурс — время. 

Где будет рисовать Домовой

Встретить домики, нарисованные нейросетью, можно будет в самых разных уголках мира, так как для обучения ей нужно будет сравнить между собой самые разные типы застройки, которых великое множество. В ближайшем будущем мы планируем воспользоваться помощью Домового в районах со слабой отрисовкой зданий и низкой активностью народных картографов — там, где он востребован больше всего.

Заменит ли Домовой народных картографов в будущем

Естественно нет. Как паровой двигатель и ЭВМ, которые существенно расширили круг возможностей человека, но не заменили его, так и Домовой, призванный упростить и ускорить рисование, не заменит картографов. Если вы любите рисовать здания, смело продолжайте заниматься этим и дальше. Речь о том, чтобы здания рисовал только Домовой, конечно же не идет.

Когда Домовой поступит в помощь народным картографам

Точно не в ближайшее время. Ему еще многому предстоит научиться, и мы хотели бы контролировать этот процесс. Но обещаем, что будем стараться все ближе знакомить вас с новым коллегой и его достижениями.

Обязательно расскажите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

81 комментарий
Уря!
Он будет рисовать с отдельного аккаунта или с аккаунта известного железного человека, про которого пускали шутки про ориентацию его электронных орбит?))))
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 15:04
kary4rus,
будет свой аккаунт :)
Семён Федотов
31 августа, 15:43
Fleget,
не забудьте выдать ему ачивку «за попытку обогнать Fullback'а» ))
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 16:09
Семён Федотов,
можно даже не пытаться :)
Обновлено 31 августа, 17:37
Fleget,
как в своё время в стихотворении Твардовского сказал Василий Тёркин: мне ордена не надо, я согласен на медаль; как-то переживу Домового, я за цифрой не гонюсь, просто рисую
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:07
Fullback,
хороший вы человек :)
Fleget,
спасибо за слова, но я такой же как и все, просто у меня пока есть время я рисую, немного похолодает времени будет поменьше, займусь дальше своим хобби
В карточке объекта какой ник будет указан как создателя объекта "домовой" или "робот"?
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 15:04
Lex,
Домовой будет )
Интересно какой будет ник. Робот? Домовой?
Молодцы! Гугл уже несколько лет коробочки так рисует, давно пора сокращать отставание!
podmotal,
и не все гладко как я заметил 
Gregory Fedorov,
кривовато частные дома
Перерисовывать криво населенные НП занимает больше времени чем рисовать с нуля. Поэтому просьба дать инструмент группового удаления коробочек в ограниченных масштабах. Например в квадрате 100x100 м.
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 14:57
hermansochi,
сам по себе, без присмотра Домовой рисовать не будет. Плохо распознанные объекты будут вычищаться картографом, который будет с ним в связке рисовать.
Fleget,
как мне посмотреть где сделал правки домовой?
Ура! Наконец-то!
ну вот и всё...
Классно, уже хочу покидать Домовому несколько СНТ для отрисовки) 
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 16:52
kirill1303,
пока Домовой заказы не принимает, да и в СНГ не планируем разводить активность :))
Fleget,
жаль.. Ну если что, моя рука была поднята среди первых ;)
Fleget
Сотрудник Яндекса31 августа, 17:52
kirill1303,
мы запомнили 
Fleget,
Надеюсь, что когда-нибудь доведете ИИ до ума, чтобы можно было и в СНГ его использовать. В Беларуси в районных центрах и в городах дома много где не отрисованы.
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:06
sc1a,
доведем. Обязательно. 
Fleget,
Как мне узнать сколько правок сделал домовой?
Теперь носить футболки,  сумки и пить из кружек будет Домовой. А сказки ему будет рассказывать Алиса.
А мы останемся без любимого хобби.
Прогресс это конечно хорошо, но не всегда.
.,
а вы точно пост до конца дочитали?
Алексей Т.
31 августа, 23:00
это ненужная "работа", поверьте, вы легко найдёте, чем занять нейройсеть своей черепной коробки.
Обновлено 31 августа, 23:04
Наше старе село
3 сентября, 20:19
.,
Футболка у меня для огорода. В сумке лежат грецкие орехи. А кружка уже потрескалась из-за кипятка, теперь просто стоит для красоты
Очень круто!!! Будем ждать с нетерпением! 
Дайте мне в помощь одного)
интересно, какой смысл от домиков без адресов ?
akbars
Сотрудник Яндекса31 августа, 17:45
.,
могу посоветовать провести небольшой следственный эксперимент:
- найти место, где отрисована только дорожная сеть, без домиков
- найти место, где отрисованы дорожная сеть и домики
- сравнить ощущения от использования карты (смотреть нужно не в Народной карте, а в конечных сервисах, для чистоты эксперимента)
Если озвученный в комментарии интерес у вас действительно есть, то верю, что у вас получится провести предложенный эксперимент и получить ответ на свой вопрос.
akbars,
Извините за глупый вопрос. 
Нейросети просто не справлялись с распознаванием крыш домов, дорог, рек, используя только изображения спутниковых снимков
Подозрительно пропущена растительность в данном предложении. Неужели леса по всему миру ИИ тоже отрисует? :) Этот слой ведь даже попроще домиков будет из-за сильно-выделяющихся контрастов
Обновлено 31 августа, 18:14
akbars
Сотрудник Яндекса31 августа, 19:06
sc1a,
пропуск не намеренный на самом деле. Леса в смысле распознавания отнюдь не просты. Собственно, проще всего - домики, и даже в них Домовой пока только на начальной стадии обучения.
sc1a,
Это большой сплошной лес отличить просто. А вот это? Или это? Здесь не каждый человек справится.
Обновлено 1 сентября, 11:50
Сергей Зайцев
31 августа, 22:03
Ну что могу сказать. 
Пришла очередная грустная новость.
Прощай качество, здравствуй вымышленные объекты.
Я так понимаю робот будет рисовать домики все подряд типом жилое здание?
По той же схеме как аутсортеры.
Шаг вперед, действительно...

Сергей Зайцев,
полностью согласен.  Прецеденты уже были. Например, реки на севере Ровненской области оказались сплошь средними, леса и реки Робот рисовал по жилым зданиям, где вздумается . Домовой накосячит, участники исправят (как чистят после нашествия Робота).
helpnikspb,
а канавы вообще контуром нарисованы. Причём все одним.


А вообще он с просто срисовал с map.land.gov.ua и maps.visicom.ua
Обновлено 1 сентября, 11:53
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 17:22
Сергей Зайцев,
напоминаем, что Домовой не будет оставаться без присмотра коллег, а значит все неверно распознанные объекты будут удаляться с карты. Здания не относящиеся к жилым будет изменяться. Речь не идет о том, чтобы нейросеть рисовала карты на свое усмотрение. 
Кстати могли-бы своему Домовому и аватару какую нибудь симпатичную придумать. Что-то вроде вот такой,  или вот такой 
Да и в заголовке поста интереснее было-бы вместо стандартной картинки поставить что-то с домовым. А то как-то скучно получается.Надо больше оптимизма.
Обновлено 31 августа, 22:42
.,
если с постами Михаила что-то не так - вы всегда можете обратиться в службу поддержки. Хотя, по моему мнению, с постом всё в порядке.
Обновлено 1 сентября, 00:54
Где уже можно посмотреть как получается?
Как будет решаться проблема автоматического рисования в местах, где снимок неактуальный? Даже с живыми редакторами проблема есть, но там хотя бы обратная связь есть. 
Обновлено 1 сентября, 02:23
Fleget
Сотрудник Яндекса1 сентября, 19:53
NetFarmer,
как уже писали, Домовой сам по себе без присмотра ничего делать не будет.
Fleget,
Домовые те ещё безобразники - по своему знаю.
Наше старе село
1 сентября, 11:32
Вот это самый лучший сотрудник будет
Давайте скорее нам возможность помогать в его обучении и тестировании.
Наше старе село
1 сентября, 11:41
Паровой двигатель подменил коня
Fleget
Сотрудник Яндекса1 сентября, 19:54
Наше старе село,
кажется, что конь остался только доволен :))
Скажите пожалуйста, если я правильно понял, то Домовой рисует все здания категорией "жилое здание". Понятно, что научить искусственный интеллект отличать дома от сараев не реально. Поскольку визуально они ни чем не отличаются., Так вот, последующий перевод отрисованных Домовым зданий в "нежилой фонд" будет осуществятся централизовано ? Или, при случае, делать самому ?


Второй вариант, делать самому, на мой взгляд логичнее
.,
Групповое редактирование ручками народников. Изи;)
✐dspos,
Дело времени. Можно сделать всё. Другой вопрос - сколько на это уйдёт времени
Fleget
Сотрудник Яндекса1 сентября, 19:55
.,
нет, делать ничего самому не нужно. Во-первых, Домовому будут помогать сотрудники, во-вторых, рисовать он будет скорее всего там, где народных картографов нет или очень мало. Специально за ним следить, конечно же не нужно.
Fleget,
Понял, спасибо.
Если вдруг что - писать в тех поддержку ? 
akbars
Сотрудник Яндекса3 сентября, 06:18
.,
конечно, если Домовой где-то нашкодит, то пишите в поддержку. Но мы постараемся минимизировать такую вероятность
akbars,
Ок, спасибо 
Класс! Робот-сотрудник Яндекса в топе, да ещё и с нулём правок.
А вот ещё похожий скриншотик, но не с Домовым.


У этих роботов значки есть, а у настоящих сотрудников их нет. Но ноль в топе показывается во всех сотрудников, не только в роботов.
Обновлено 1 сентября, 21:13
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:05
Котик,
почему же в топе, если в самом конце списка? )
Пожалуйста, ставьте высоту по-умолчанию 3 метра, а не 6, как сейчас аватоматически ставится. Большинстов домов частного сектора: 3 метра. Тяжёло вручную потом править всё.
Алексей Т.
3 сентября, 00:26
skarch,
у меня по-умолчанию пустое значение высоты

Олег Чечулин
3 сентября, 02:19
Алексей Т.,
Вы Домовой? 
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:04
skarch,
по поводу высоты частных домов всегда было много споров. Кто-то говорит, что дом в высоту 3 метра должен быть, по высоте одного этажа без крыши, а кто-то измеряет по высоте конька. Мы разрешаем рисовать и так и так, главное, чтобы в пределах одного НП было одинаково :)
Очень круто! Как раз на днях читал пост про поиск растительности на снимках и подумал, есть ли у Яндекса что-то подобное. Оказывается, есть :) Так держать!
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:03
Te*mik,
будем стараться :)
Ещё вопрос.
Можно Домового отправить рисовать здания типа "постройка/слоружение" по местности, где нарисованы жилые здания, образование, торговля и т.д. Т.е. осталось нарисовать сараи, гаражи и все такое. 
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 12:02
.,
сейчас перед Домовым стоят немного другие задачи, но в теории возможно, конечно. 
Fleget,
Но на практике, такая задача пока не ставиться. Жаль, конечно. Ну да ладно, всему своё время.


Когда надумаете обучать Домового рисованию в более сложных условиях уже существующей отрисовки - могу подсказать пару-тройку мест ☺️
Fleget
Сотрудник Яндекса3 сентября, 17:20
.,
принято к сведению.
Хорошие скрины у вас, показательные.
Он и такие кишлаки умеет рисовать?
Есть пример на посмотреть?
Fleget
Сотрудник Яндекса4 сентября, 11:34
Survivor2007,
умеют. Видно, что не все распознаются здания, не все были правильно отрисованы и удалены, но итоговый результат работы Домового на скриншоте. 
Мы пока не хотели бы привлекать много внимания и делиться ссылками на места, где он используется наиболее активно. По мере возможности будем сами подкидывать вам новую информацию :)
Обновлено 4 сентября, 11:36
Круто, ребят, очень круто! Мои аплодисменты!