Клуб Яндекс.Расписаний

"Как это было" Общественный транспорт г.Николаев

nemo-q.dima
25 апреля 2012, 15:01

Воскресный день на работе вынуждает заняться чем-то полезным, например написать небольшой "How to:"  на тему сбора данных по городскому транспорту для их дальнейшего импорта в сервисы Яндекса, из личного опыта по городу Николаеву(Украина).
Возможно кому-то, по результатам прочтения, станет интересно собрать информацию и по перевозкам в своем городе.

Все началось 4 июля 2011 года с нескольких правок по информации с Яндекс.Расписаний и предложения помощи в сборе информации по ГорТранспорту. Все чем я располагал это схема электротранспорта найденная на просторах интернета.


На то время единственным способом внесения какой-либо информации была народная карта, но ее функционала было недостаточно т.к. кроме нанесения остановок с номерами маршрутов ничего больше не доступно - ни визуализации маршрутов, ни их более расширенных свойств. Да и последующие войны правок по местоположению и номерам начали немного напрягать, при этом какой-либо функционал, для экспорта уже внесенных данных в файл, отсутствует как класс.


8 июля 2011, по предварительной телефонной договоренности, прошла встреча с начальником "управления транспортного комплекса, связи и телекоммуникаций городского совета", на которой выяснилось что почти на всех городских маршрутах, за исключением электротранспорта, перевозки осуществляются в режиме "маршрутное такси". Для понимания ситуации, у "маршрутного такси" в паспорте маршрута указаны только конечные остановки и схема(маршрут) движения нанесенная на карту города, а вот у "автобусного" маршрута, в дополнение к вышеперечисленному, в обязательном порядке указываются и согласовываются все промежуточные остановки. Услышав это, я понял что задача становится не столь тривиальной как я планировал, ну да мы ведь помним что "Дорогу осилит идущий".   Итогом общения стало получение сводной таблицы маршрутов с указанными в ней Номером с Наименованием маршрута, Названием улиц по которым он проходит и Названием фирмы-перевозчика.


Нанеся часть информации по электротранспорту в народную карту и столкнувшись с ранее упомянутыми неудобствами, 26 августа 2011, после получения информации о начале разработки портала с соответствующим функционалом, было принято решение о замедлении работы в виду ее низкой продуктивности "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус".

15 декабря 2011, после получения инструкции и учетной записи к свежесозданному порталу, внесение данных было начато по новой, частично, для позиционирования остановок, использовался слой народной карты с ранее нанесенными данными.


       
К 26 декабря 2011 были нанесены все схемы маршрутов из ранее полученной таблицы.


       
До 29 января 2012 были безуспешные попытки связаться с перевозчиками, почти никто не хотел идти на контакт пеняя на то что все данные есть в горсовете, частично причиной этому стал конкурс на городские маршруты проводимый в это же время. Даже на тех маршрутах где перевозчиком были изготовлены информационные схемы, для размещения в салонах микроавтобусов, ссылались на то что изготовлены они в единственном экземпляре и в электронном виде их нет.


       


       
По прошествии недели вновь созвонился с начальником управления и был приглашен на следующий день на регулярное совещание с представителями фирм-перевозчиков. На совещании за короткое время пришлось провести минипрезентацию удобства прокладки маршрутов общественным транспортом на Яндекс.Картах и теоретической возможности последовать примеру Казани. После настоятельной просьбы хозяина кабинета оказывать посильную помощь в сборе информации, были переданы номера мобильных телефонов ответственных за это людей.
После первого похода с ноутбуком и модемом(2$ суточный анлим.) выяснилось что с перечнем остановок они мало чем могут помочь, так что вся помощь свелась к уточнению схем движения маршрутов из первоначальной таблицы. Как и бывает это у нас, реальность оказалось иной чем изначально было написано на бумаге.
В результате обхода перевозчиков были уточнены все схемы маршрутов, при этом некоторые избегали указывать какие действующие, а какие вовсе забыты, аналогично и со схемами. Но с остановками уже пришлось тяжелее, в этом вопросе оказали посильную помощь друзья, знакомые, транспортные фанаты, за что им всем еще раз выражаю свою искреннюю признательность.
При этом, с учетом всей этой массы информации, я допускаю что какую-то часть данных будущие пользователи Яндекс.Карт будут уточнять и корректировать.


       
5 марта 2012 был подготовлен и передан окончательный перечень маршрутов готовых к выгрузке и релизу на Яндекс.Картах.


       
Подводя итог хочу сказать что, для нанесения всех данных пришлось отрисовать и нанести более ста маршрутов и шестисот остановок, при этом отписаться разработчикам по поводу замечаний/предложений по порталу(субъективно около пятидесяти).
 
Теперь сами рекомендации:
- Первым делом необходимо получить таблицу маршрутов и нанести ее в портале.
- С помощью "зала"  нанести и привязать максимум остановок, при этом доступ к порталу имеет только один человек.
- Выдвигаться в поля, к перевозчикам, для уточнения реальной картины и последующей корректировки ранее внесенной информации.
В свою очередь хочу еще раз подчеркнуть, что мне действительно очень повезло с начальником транспортного управления.

 

Надеюсь вам было интересно.

12 комментариев
Подписаться на комментарии к посту

От модератора - спасибо большое Диме за огромную помощь по городу Николаеву. Действительно, по многим городам поставщиков нет, и любители транспорта на местах очень нас выручают - в конце концов, все работаем для людей.

Не со всем согласен в этом посте; но в целом всё так и было, так что как опыт - полезно :)

Ради интереса - а с чем не согласен? Если, конечно, это не конфиденциально...

Ну - это моё личное, неофициальное мнение - Дима чуть-чуть переусложнил процесс, хотя по дороге получил кучу полезных контактов и интересной информации. Но, так как результат получился, победителей не критикуют :)

Каждый видит Яндекс.Маршруты по-своему. По-моему, это очевидный риск, когда делаешь подобный аутсорсинг. У меня, вон, тоже туева хуча была вопросов, как правильно сделать...

Да я всё понимаю. И осознаю несовершенство программы, и т.д. То, что вы герои - это нет сомнений. В предыдущем комментарии я скорее об общей организации процесса говорил.

Класс! Гигантская работа!

 

От себя впечатление - почему-то перевозчики очень не любят делиться информацией о маршрутах. Как будто они вот ездят, и слава Богу, а пассажиры их маршруты местные знают. Приезжим - велкам в такси. Заранее подготовиться к поездке в незнакомый город довольно трудно (хотя в последнее время все легче и легче, благодаря Яндекс.Маршрутам).

 

И в большинстве случаев ( и в Вашем в том числе) - помогает работа с местными органами самоуправления, которые могут "настоятельно рекомендовать" сотрудничество...

Спасибо за оценку, но как я упоминал выше, много информации дают жители интересующих микрорайонов. Так что работа в какой-то мере коллективная )

 

Думаю здесь несколько моментов.

Дело в том что часть проблемы выиграть конкурс на маршрут, но так же нужно найти и поставить и ЧП-шника с микроавтобусом на него, если маршрут не очень прибыльный - график работы, убитые дороги, жиденький пассажиропоток, то Чп-шник будет всеми правдами и неправдами искать возможность избежать лишних трат, как-то: ездить только во время рабочей перевозки, изменять маршрут на свое усмотрение(по людным местам, не доезжая конечных), увеличивать интервал между машинами, вообще не выходить на этот маршрут и т.д.

А раскрытие информации в виде - интервалов, количества машин на маршруте, утвержденный график работы, сам маршрут и его остановки, будут подталкивать людей с активной жизненной позицией писать жалобы при нарушении соответствующих пунктов в условиях на маршрут. Но при этом они(перевозчики) за деревьями не видят леса, если о маршруте будет детальная информация, люди более охотно будут его учитывать при планировании своих поездок, т.к. касательно деталей его функционирования будет происходить максимальное раскрытие инйформации.

 

Да, думаю бОльшая надежда на сознательность кого-либо - перевозчиков, управлений, на крайний случай вообще силами трансактивистов. ) Как говорится ищем кто на сколько адекватен и на ту глубину взаимодействуем.

Кстати, я бы с большим удовольствием прочитал о вашем опыте, а то зарелизить зарелизили, а вот как это было не написали)

У меня все было гораздо проще. Поскольку огромный процент городских маршрутов обслуживает ГППО "Псковпассажиравтотранс", у которого есть адекватная схема маршрутов, проблем ее оцифровать труда особого не составляло. Плюс как "труЪ-трансфанат" (с) я в принципе знаю маршруты города (коих не особо-то и много). Единственное, что оставалось сделать, прежде чем релизить такую вот "хоум-версию" карт - это проверить на местности. Посвятил этому ровно целый выходной день (с пяти утра до трех дня, со сдвигом, но итого 10 часов) - проехал все маршруты, плюс на остановках в ожидании очередной пересадки пообщался с местными. В итоге без мелких недочетов не обошлось, в фидбэк поступило аж ЧЕТЫРЕ замечания. Три - касались привязки остановок на местности, а одно из них особо "порадовало" - мне указывали, что маршрут 55 отменен, хотя я: а) общался с водителем частного перевозчика (ИП Долотов Ю.В.), который этот маршрут обслуживает, и он сказал, что ПАЗик делает два круга, в 07:30 и в 08:30, а потом уезжает работать бесплатным челноком в ТЦ "Тележка"; б) я его сам вижу довольно часто по утрам, так как живу недалеко от его конечной и, фактически, на маршруте его следования. В итоге, протестировав карту, мы с модераторами решили данный маршрут скрыть от показа "до лучших времен" - пока Яндекс не научится показывать либо а) несколько вариантов проезда; б) время отправления автобусов по маршруту.

Понял, спасибо за.

Пара вопросов:

- На схеме маршрутов остановки біли указаны?

- Как скоро модераторы начали передавать фидбэки?

1. На схеме маршрутов остановки указаны были, но без привязки к местности, т.е. просто набор (плюс остановки в одну и другую сторону очень часто отличаются, т.е. если в одну сторону остановка есть, то в другую - либо нет, либо чуть дальше и по-другому называется).

2. Все фидбэки пришли в день релиза, перебросили их мне тут же. С тех пор больше вопросов не возникало.

понял. еще раз спасибо за ответы.