Продолжаем обзор книги «Стиль. Уроки ясности и изящества». До сих пор я говорил об отдельных фразах и предложениях, теперь начнем понемногу выходить на более высокий уровень организации слов — рассмотрим связность предложений в абзаце.
Предыдущие уроки стиля были сосредоточены на структуре предложений. Но элегантность отдельных предложений вовсе не гарантирует связность абзаца, который они составляют.
Впечатление связности создается, когда последние слова одного предложения подготавливают читателя к первым словам следующего. Читатель чувствует, что информация течет гладко, от начала к концу. По сути, эта гладкость — главная причина того, что мы используем пассивный залог: он помогает построить предложения так, чтобы читателю было легче переходить между ними.
Здесь можно споткнуться, переходя от первого предложения ко второму:
Порция пассивного залога сглаживает этот переход:Ключи, доступные пользователю на клиенте, могут быть также использованы на сервере с помощью эмуляции ssh-agent. Только пользователь, который запросил эмуляцию, получает доступ к соответствующему ssh-agent.
Ключи, доступные пользователю на клиентском экземпляре сервисов Skynet, могут также быть использованы на удаленном сервере в виде эмуляции ssh-agent. Соответствующий ssh-agent доступен только тому пользователю, который запросил эмуляцию.
Связность также полагается на «хронологическое» изложение информации: читателю легче воспринимать уже известные факты и концепции перед тем, как приниматься за «новую», незнакомую информацию.
Неизвестный термин сбивает с толку, и только дочитав до конца можно понять о чем речь:
Пароли приложений, которые можно создать на странице управления доступом, позволяют контролировать доступ сторонних приложений к вашему аккаунту.Правильнее начать с очевидной концепции:
Вы можете контролировать доступ сторонних приложений к вашему аккаунту с помощью паролей приложений. Создавать эти пароли можно на странице управления доступом.
Поэтому:
- Начинайте предложения с того, что уже знакомо вашим читателям. Можно рассчитывать на то, о чем вы писали раньше, и на некоторые базовые знания целевой аудитории.
- Заканчивайте предложения информацией, которую читатель не может ожидать.
Если вы долго работаете над какой-то темой, все концепции и теории становятся одинаково знакомыми. Становится сложно понять, что можно считать самим собой разумеющимся, а что может оказаться совершенно новым для вашей аудитории. Старайтесь заранее обрисовать круг знаний читателя, на который можно рассчитывать, — будет легче видеть, когда и насколько вы выходите из этого круга.
Это новый принцип ясности предложений, который можно добавить к описанным ранее:
- Главные действующие лица — подлежащие в предложениях.
- Важные действия — глаголы-сказуемые.
- Известная информация подается перед новой информацией.
Этим принципам обычно получается следовать одновременно, но если вам приходится чем-то жертвовать, старайтесь в первую очередь следовать третьему принципу — предоставлять информацию последовательно. Организация информации определяет то, насколько связным текст кажется читателям. А связность текста играет гораздо большую роль для легкости чтения, чем прозрачность отдельных предложений.