Клуб технических писателей

Оформление ссылок в печатных документах

bryston
4 августа 2015, 07:46

Здравствуйте!

В свое время начали оформлять ссылки в печатных документах (PDF, MS Word, Open Office и т. д.) в формате обычной веб-гиперссылки (ссылка выделена синим цветом с использованием подчеркиваемого шрифта).

Но постепенно пришло осознание того, что, если документ используется для работы в виде бумажной копии, какой смысл в этих гиперссылках?

В последнем случае удобнее иметь некий "механизм" отсылки на соответствующий раздел с описанием (например, указание номера страницы, фраза "См. Введение" и прочие книжные хитрости).

Однако, анализируя печатные документы различных компаний, можно прийти к выводу, что выделение ссылок "веб-овским" способом также имеет право на жизнь.

Можете ответить, как оформляют ссылки в печатных документах сотрудники Вашей компании; это правило основано на каком-то стандарте, требовании клиентов, решении руководства и т. д.?

Заранее спасибо за ответы!

6 комментариев
Виктор Фигурнов
5 августа 2015, 09:32

1. Ничто не мешает оформить гиперссылку так, чтобы она в напечатанном документе выглядела как положено, а при нажатии на нее вела в нужное место.

2. Гиперссылки уже давно не принято оформлять с подчеркиванием. Цветового выделения достаточно. Посмотрите, например, как оформлены гиперссылки в MSDN или Adobe Help. Специально пишут в стилевом файле, чтобы гиперссылки выводились без подчеркивания:

a:link, a:hover, a:visited {
  text-decoration: none;
}

Иногда, впрочем, оставляют эффект подчеркивания при наведении мышью на гиперссылку.

Виктор, спасибо! Это идея: при чтении документа с экрана ссылки выглядят стандартно, при чтении с листа - например "См. раздел об отчетности" и т. д.

Думаю, отсылки с указанием номера страницы или фразы "См. Введение" нужна только в том случае, когда пользоваться будут исключительно бумажной версией. В документах, предназначенных для печати, но которые все равно просматривают на компьютере, оставлять обычные гиперссылки.

А вот в веб-документах есть неудобство: непонятно, куда ссылка введет - на другой раздел документа или же на текст на этой же странице ниже. Для таких случаев можно придумать какое-то различие в оформлении ссылок.

Кристина, спасибо! Для печатных документов, для электронных все и так ясно...

Здесь вам следует пояснить, что вы имеете в ввиду под гиперссылкой? URI или ссылку на внутренний раздел/картинку/таблицу?

Ведь печатка (речь о pdf, скорее всего - latex вряд ли используется), используется в двух вариантах:

1. Просмотр на экране (с учетом фирменного форматирования). Здесь важны гиперссылки (в обычном понимании этого слова) для перехода внутренними средствами программы.

2. Печать документа и работа с ним в бумажном виде. Здесь также важны ссылки, но в виде разделов и номеров страниц (или URI, если это ссылка на web).

Что касается docbook, то там есть возможность настраивать вывод в печатке в зависимости от задач.

Кроме того, не забывайте, что при печати документа на ч/б принтере (да, да, некоторые еще печатают на таких :), ваши "синенькие", "красненькие" и др. ссылки будут "серенькими" :)

Спасибо, Эдуард! Ссылки в печатном документе могут вести только сами в себя, хотя можно указать, скажем, "Для ознакомления с правилами расчета цены см. документ " (внешняя ссылка внутри печатного документа :) ).