Москва никогда не будет прежней. Сегодня на Яндекс.Картах крупное обновление Москвы и Московской области. Сразу хотим обратить внимание на новый дизайн карт столицы. Его детали, основные изменения и улучшения прокомментирует отдельным постом Андрей Кармацкий, который руководит службой дизайна геоинформационных сервисов.
Также на Яндекс.Картах появились схемы двух новых крупных городов России. Это Благовещенск, столица Амурской области, и Орск, второй по численности город в Оренбургской области.
Если говорить в цифрах, то новые карты - это 35 000 строений, 25 000 адресов и 2000 километров дорог.
Теперь жители Благовещенска и Орска и гости этих городов могут легко найти нужную улицу или дом на Картах, а заодно посмотреть, какие организации находятся поблизости. Или наоборот, найти на карте, скажем, аптеку и посмотреть, как до нее добраться.
Обновления карт сделаны непосредственно в Яндексе, и наши картографы разместили на них самую полную и актуальную информацию, значительно ее дополнив. Например, в Поволжье вместе с обновленными Чебоксарами подробную карту получил соседний Новочебоксарск, а вместе с Саранском - Рузаевка. Качественно обновились Оренбург и Арзамас. На юге России обновления коснулись Геленджика, Анапы, Астрахани. На Дальнем Востоке обновился Владивосток, а в СЗФО - Сыктывкар и Великий Новгород.
Новые карты и обновления доступны в мобильном приложении Яндекс.Карт.
Команда Яндекс.Карт
Если совсем не заниматься дизайном карты, то она будет выглядеть примерно вот так. И это только всего один слой улиц.
Удобно? Думаю, что нет.
По этой причине мы постоянно занимаемся дизайном карты и с каждым обновлением вносим различные изменения. Сегодня в дизайне карты Москвы произошли значительные изменения, о них мы и расскажем подробнее.
Если коротко, то цель оформления карт звучит очень коротко:
Сделать карту удобнее для использования.
За лаконичностью этой формулировки скрывается множество интересных деталей реализации.
Если бы у нас была волшебная палочка или магическое заклинание, после прочтения которого карта вмиг становилась бы удобнее с каждым взмахом, то эта история закончилась бы немедленно. Или бы вовсе не началась. Однако так не бывает. Волшебство обычно заключается в кропотливой работе.
Мы изучили обратную связь от пользователей и экспертов в области дизайна, систематизировали знания о проблемах и, после серии обсуждений, сформулировали для себя следующие требования к «удобной карте»:
- наша карта должна обеспечить максимальную «читаемость» объектов на карте;
- карта должна быть по-прежнему узнаваемой и привычной для пользователей Яндекса (это было непростое требование – менять дизайн и при этом постараться сохранить то, к чему пользователи привыкли);
- на карте должны хорошо быть различимы слои отображаемых объектов (например, результаты поиска, пробки);
- при распечатке карты на чёрно-белом принтере, карта должна быть достаточно контрастной и объекты разных типов должны быть различимы;
- в новом дизайне для некоторых территорий нужно предусмотреть возможность двуязычных подписей объектов (для карты Киева мы это уже сделали, например);
- сделать карту такой, чтобы наиболее важная для пользователя информация, с учётом его текущей задачи, была более заметна, а менее важная информация на карте отходила на второй план;
- новый дизайн должен предусматривать два варианта использования: просто карту как картинку, по которой уже можно ориентироваться, а также как инструмент для отображения каких-либо данных (например, результатов поиска). При этом дизайн должен быть один;
- дизайн карты будет использоваться на Яндекс.Картах как в браузере, так и в мобильном устройстве, кроме этого карту мы предоставляем сторонним сайтам и мобильным приложениям посредством технологий API и MapKit
На протяжении всего проекта мы не забывали о людях с ограничениями по зрению, о различной цветопередаче мониторов, о солнечной погоде и экранах мобильных устройств, о сложившихся привычках пользователей, о технологических ограничениях, о тенденциях в дизайне, о сроках, о наших собственных привычках, о предпочтениях и о множестве других вещей.
Важно отметить, что картой у нас пользуются и пешеходы, и автомобилисты. Например, для московских автомобилистов самые важные ориентиры города – это магистрали: радиально-кольцевая структура должна легко считываться на всех масштабах карты. Для пешеходов важны районы и станции метро (которые иногда оказываются важнее при ориентировании, чем районы). Непростой задачей было соблюсти баланс этих двух групп пользователей и сохранить удобство использования картой.
Первое, и самое основное – мы упорядочили стили отображения магистралей на наиболее популярных масштабах. Мы стремились прийти к тому, чтобы на одном масштабе было не более трёх стилей магистралей. При этом стили должны были подобраны так, чтобы их можно было бы без труда отличить друг от друга. Во-вторых, мы решили на этом масштабе карты перестать различать промышленные и жилые кварталы, это несущественно для ориентирования на этом масштабе, но делало карту перегруженной. В-третьих, магистрали «сделали» тоньше, так они стали чётче, появилось больше пространства между соседними магистралями.
На этом масштабе проработали подписи районов, а вокзалы выделили более заметными значками:
И на этом масштабе работа со стилями магистралей сделала картинку «чище». Плюс на этом масштабе появились подписи станций метро – для Москвы это очень важные ориентиры.
В одном из прошлых обновлений карты Москвы мы убрали цветные линии метро из дизайна карты, посчитав, что это может помешать автомобилистам смотреть пробки. Мы получили очень много писем от пользователей с просьбой вернуть линии метро. Мы осознали, что ошиблись и исправили дизайн. Мы придумали хороший стиль для линий метро, они теперь плавные и не мешают смотреть пробки.
На следующем масштабе мы сделали так, чтобы цвет линии у станций метро не терялся – это очень важно для ориентирования пешеходов.
На следующем уровне масштабирования автомобилистов ждёт приятный сюрприз. Мы добавили стрелки направления движения; учитывая многочисленные односторонние улицы в центре, карта стала удобнее. Между прочим, летом подобным нововведением мы порадовали автомобилистов Санкт-Петербурга.
Кроме этого, ориентироваться на сложных развязках теперь для автомобилистов будет ещё удобнее. Вот, например, так поменялась на карте сумасшедшей сложности развязка на пересечении МКАД и Ярославского шоссе:
В итоге мы сохранили узнаваемость, улучшили читаемость объектов и отображение слоёв. Карта достаточно контрастная и ее легко смотреть на мобильном. Новый стиль, конечно же, будет дорабатываться и внедряться в карты других городов.
Дизайн создавался группой дизайна карт в Яндексе, при активном участии всей команды сервиса. При этом в ходе проекта мы советовались с внешними экспертами, которых хочется поблагодарить за ценные советы и рекомендации. Например, для нас оказался полезным опыт работы с командой Stamen design: получили несколько ценных рекомендаций по улучшению дизайна и воплотили их в этой карте.
Команда Яндекс.Карт
Арена Львов
Для Киева это уже третье обновление. На этот раз мы сняли еще 301 км столичных дорог, теперь их общая длина на сервисе ― более 2,1 тыс. км. Появились свежие панорамы бульвара Тараса Шевченко, Крещатика и еще множества улиц.
В Харькове мы проехали 87 км (в общем, теперь почти полтысячи километров), обновили, среди других, Сумскую и Пушкарскую улицы. Во Львове обновленных и новых дорог ― 145 км, это треть всех львовских панорам (460 с хвостиком километров). По-новому выглядят, например, проспект Свободы, улица Франко, Городецкая и Стрыйская улицы. А вот в Донецке обновились, в частности, крупнейшие магистрали города ― улица Артема и проспект Ильича. В этом городе мы сфотографировали 97 км (теперь общее покрытие ― 554 км). В Тюмени на панорамах теперь можно увидеть аэропорт Рощино, Троицкий монастырь, выехать на объездную дорогу. Всего добавилось 250 км. дорог и общая площадь сейчас составляет 406 км.
Троицкий монастырь
И еще немного статистики:
Киев: прибавилось 13550 панорам (54200 исходных фотографий);
Харьков: 3884 панорамы (14736 исходных фото);
Львов: 5258 панорам (21032 фото);
Донецк: 3645 панорам (14580 фото).
Тюмень: 8960 панорам (35840 фото)
Команда Яндекс.Карт,
растем вместе с городами
Сегодня у нас крупное обновление: на Яндекс.Картах появились спутниковые снимки 123 новых городов, а еще 54 были отсняты заново. Таким образом, мы покорили тысячный рубеж — теперь подробные фотографии из космоса есть для 1004 городов России! Это почти 90% городов страны.
Площадь сегодняшнего релиза относительно невелика — 102 тысячи квадратных километров. Но география обширна — от Заполярного на Кольском полуострове до Теберды и Тырныауза на склонах Кавказа, от Опочки у западных границ России до Николаевска-на-Амуре почти на берегу Тихого океана.
Главное обновление на Северо-Западе коснулось Санкт-Петербурга и его окрестностей. Например, теперь можно детально рассмотреть участок КАД, проходящий по дамбе и соединяющий Кронштадт и Ломоносов.
В Центральном федеральном округе обновились спутники крупных областных центров — Липецка, Рязани и Иваново. А из новых городов добавились, например, Старый Оскол, Ржев, Гусь-Хрустальный.
Значительные изменения коснулись юга России. Там, наряду с новыми фотографиями Ростова-на-Дону и Краснодара, появились снимки еще трех десятков городов.
В Поволжье и на Урале новые снимки появились в Казани, Екатеринбурге, Ульяновске, Перми. В Челябинской области прибавилось сразу 14 городов — в частности, Златоуст и Миасс.
В Сибири, где все города уже имеют подробные снимки, обновились Новосибирск и Красноярск.
В Дальневосточном федеральном округе обновились Владивосток и Благовещенск.
Посмотрите полный список новых и обновленных городов. Особенно советуем обратить на него внимание любителям картографии, которые могут дополнить схемы городов на сервисе Народная карта.
Вот интересные достопримечательности, попавшие в кадр в этом обновлении:
1. Верхотурский Николаевский монастырь
2. Кирило-Белозерский монастырь в Кириллове
3. Военный мемориал во Ржеве
4. Карьер Учалинского горно-обогатительного комбината
5. Руины Танаиса - античного города недалеко от Ростова-на-Дону
6. Чекалин, самый маленький город России, целиком поместился на этой картинке
7. А это не кабалистические знаки, а детский городок "Чудо-Юдо град" в городе Губкине
Команда Яндекс.Карт