Правила корпоративной этики

Правила корпоративной этики – это правила, соблюдения которых компания ожидает от всех своих сотрудников и членов совета директоров. Нарушение этих правил может повлечь негативные последствия – и для сотрудника, и для компании в целом. В отдельных случаях, например, когда речь идет о нарушениях, предусмотренных законом, эти последствия могут носить достаточно серьезный юридический характер.
Кроме того, мы ожидаем, что наши постоянные контрагенты, а также компании и люди, временно сотрудничающие с Яндексом, будут в своей работе с нами следовать принципам, описанным в разделе 8 Правил. Несоблюдение контрагентами указанных принципов в рамках нашей совместной работы повлечет за собой невозможность продолжения деловых отношений с Яндексом.

1. Мы работаем для пользователей

Мы делаем сервисы для миллионов пользователей интернета. Наши сотрудники в первую очередь думают о пользовательских характеристиках сервиса, о том, насколько он понравится и пригодится людям. Мы ожидаем от всех наших сотрудников, что они чувствуют ответственность не только за свою часть работы, но и за продукт в целом. Будьте неравнодушны к отзывам пользователей. Не стесняйтесь предлагать усовершенствования. Наш бизнес во многом основан на высокой репутации компании «Яндекс» и доверии наших пользователей. Это доверие – одна из основных ценностей нашей компании и нашего бренда. Помните о том, что в ходе работы с сервисами Яндекса многие пользователи доверяют нам свои данные. Это может быть персональная информация пользователя (скажем, паспортные данные), наша переписка с ним, знание о его социальных связях и многое другое. Наши внутренние процедуры ограничивают доступ к любой непубличной пользовательской информации. Она является строго конфиденциальной и может быть использована только с соблюдением установленных правил. Если по ходу своей работы вы работаете с такими данными, ваша обязанность – хранить их в тайне и не допускать разглашения и распространения.

2. Работа в Яндексе

Равные права при трудоустройстве

При приеме на работу Яндекс предоставляет всем кандидатам равные возможности. Мы берем на работу тех, кто, как нам кажется, способен наилучшим образом справиться с предложенными задачами. При этом мы не обращаем внимания на национальность, расу, политические или религиозные взгляды, социальный статус, сексуальные предпочтения и все остальное, не связанное с профессиональными качествами человека и выполнением должностных обязанностей.
Это касается всех аспектов трудовых отношений – не только приема на работу, но и условий труда и выплаты вознаграждения.

Рабочие взаимоотношения

Точно такими же принципами сотрудники Яндекса должны руководствоваться при профессиональном общении. Недопустимы никакие выпады, оскорбления или оскорбительные шутки, связанные с полом, возрастом, национальностью, религиозными взглядами и т.д. Поведение, враждебное по отношению к коллегам или оскорбительное для кого-либо из них, в Яндексе недопустимо.

Имущество и ресурсы компании

Компания предоставляет сотрудникам все необходимое для работы. Это – имущество компании. Мы ожидаем от сотрудников, что они будут относиться к нему бережно и использовать разумным образом. Пожалуйста, не считайте, что оборудованные рабочие места появляются по волшебству, а ресурсы компании безграничны. То же самое относится и к офисным помещениям, в которых мы работаем. Поддержание офисов в таком виде, чтобы в них было приятно и комфортно работать, – тоже работа многих наших коллег, к которой мы относимся с уважением.
У нас – открытые офисы, все сотрудники могут приводить своих гостей. При этом помните, что на вас лежит полная ответственность за то, чтобы ваши гости никому не мешали в работе, а также, чтобы не произошло утечки конфиденциальной информации. Все время, в течение которого гости находятся в офисе, они не должны оставаться одни, без сопровождения.

Интеллектуальная собственность

Наша интеллектуальная собственность – это, в том числе, логотип, товарные знаки, патенты, программные продукты и т.п. Это очень важные и ценные активы Яндекса, и любое их использование должно быть заранее согласовано с департаментом маркетинга. Если вы встретили где-то наш логотип или товарные знаки, и их использование вызывает у вас сомнение, – пожалуйста, сообщите об этом юристам.
Яндекс также уважает интеллектуальную собственность других организаций и частных лиц. Использование чужой интеллектуальной собственности может привести и сотрудника, и всю компанию к судебным искам и штрафам, а также негативно повлиять на репутацию. Если в вашем проекте предполагается использование какого-либо контента, программного обеспечения, товарного знака, не принадлежащего Яндексу – вам нужно обязательно проконсультироваться с юристами.

3. Соблюдение законодательства

Конечно, от всех наших сотрудников мы ожидаем, что они соблюдают законы.
Компания «Яндекс» соблюдает применимые к ней законы стран своего присутствия. У нас есть сервисы, некоторые функции которых могут зависеть от законодательства той или иной страны. Например, в соответствии с турецким законодательством на Яндекс.Панорамах в Турции лица людей размыты.
Все наши сотрудники должны учитывать ту часть законодательства всех стран нашего присутствия, которая непосредственно относится к их профессиональным обязанностям, то есть регламентирует предоставление того сервиса, за который человек отвечает. За консультациями нужно обратиться к юристам Яндекса, и это необходимо сделать еще на этапе проектирования сервиса.
Одно из преступлений во всех странах присутствия Яндекса – это взяточничество. Правило здесь очень простое – не берите и не давайте взяток. Следует помнить, что местные обычаи или общепринятая практика в каких-то из стран присутствия нашей компании ни в коей мере не являются оправданием для совершения преступления.

Законы о ценных бумагах

Так как мы – публичная компания (то есть акции Yandex NV размещены на фондовой бирже NASDAQ), мы должны соблюдать правила NASDAQ. Они включают в себя в том числе соблюдение некоторых законов США, в частности – законодательство о ценных бумагах.
Положения федеральных законов США о ценных бумагах признают незаконной продажу или покупку ценных бумаг с использованием существенной непубличной (инсайдерской) информации. Инсайдерская информация – та, которая не была официально рассказана от имени компании в пресс-релизах, исследованиях, постах в корпоративный блог или других материалах. Если вы сомневаетесь, является ли та или иная информация публичной – проконсультируйтесь с PR-службой.
Это означает, что все сотрудники Яндекса, которые обладают какой-либо непубличной информацией о компании, не должны использовать ее для покупки и продажи ценных бумаг Яндекса, а также передавать эту информацию другим людям, которые могут использовать ее для торговли ценными бумагами.
Подробнее об этом можно прочесть в Политике по торговле ценными бумагами.

4. Конфликт интересов

У всех сотрудников Яндекса есть определенные обязательства перед компанией. В частности, мы ожидаем, что в своей профессиональной деятельности они руководствуются, прежде всего, интересами компании и наших пользователей. Конфликт интересов – это рабочая ситуация, в которой возникает противоречие между личными интересами (или интересами ваших друзей, родственников, партнеров) и интересами компании, в результате чего вы можете принимать решения или совершать действия в ущерб интересам компании.
Чтобы понять, насколько та или иная ситуация близка к конфликту интересов, подумайте, как она выглядит со стороны. Можете ли вы рассказать о ней своему начальнику и другим коллегам? Если описание этой ситуации появится в газетах и блогах, как это повлияет на компанию?
Избегайте конфликта интересов. И избегайте даже тех ситуаций, которые ваши коллеги могут истолковать как конфликт интересов.
Одна из ситуаций, которые могут выглядеть как конфликт интересов, – это прием подарков от партнеров. Сотрудники Яндекса не должны принимать от партнеров по бизнесу дорогие подарки, а также эквиваленты денежных средств (сертификаты, карты электронных денег и т.п.). Также нельзя принимать подарки в виде скидок – если только эти скидки не распространяются на всех сотрудников. Подарки незначительной ценности (и не в виде денег) – например, цветы, корзины с фруктами, ручки и другую рекламную продукцию – принимать вполне можно. Также можно принимать приглашения на деловые обеды или праздничные мероприятия – если только вы считаете, что это приглашение не является средством на вас повлиять.
Более универсальных определений тут не существует, поэтому в каждой конкретной ситуации придется подумать. Например, календарик можно принять беспрепятственно, а последнюю модель айфона – не стоит.
Если речь идет о коллективном подарке – например, для всех сотрудников того или иного отдела, прикиньте, насколько дорогой подарок получает в результате каждый из них.
Эти же правила мы стараемся соблюдать, делая подарки нашим партнерам. Мы точно также не хотим создавать в отношении их ощущение конфликта интересов.
Другие примеры конфликта интересов:
  • Если одновременно с работой в Яндексе вы работаете в конкурирующей компании или консультируете ее;
  • Если вы принимаете на работу в свое непосредственное подчинение своего близкого родственника;
  • Если у вас есть доля в компании, которая конкурирует с Яндексом или является поставщиком или клиентом Яндекса;
  • Если у вас есть личные финансовые интересы в сделке, которую вы совершаете от имени Яндекса.

5. Конфиденциальность

У нас много конфиденциальной информации, которая касается наших технологий, партнерств, финансов и т.д. Например, это техническая информация о функционировании наших продуктов и сервисов, стратегии продвижения продуктов, финансовые результаты компании до их публичного объявления. Разглашение такой информации может нанести существенный вред нашей компании, поэтому при поступлении на работу все сотрудники подписывают Обязательство о неразглашении конфиденциальной информации и соглашаются соблюдать Положение о коммерческой тайне.
Даже если вы считаете, что по своим должностным обязанностям вы не имеете доступа к конфиденциальной информации, работая в Яндексе достаточно сложно не узнать ничего секретного. Например, вы можете услышать разговор коллег или найти в принтере распечатанный документ. Помните, что вы обязались не разглашать никакой конфиденциальной информации и использовать ее только для исполнения своих служебных обязанностей.

Информационная безопасность

Один из важных аспектов, связанных с сохранением конфиденциальности информации, – это соблюдение требований службы информационной безопасности. Если вы заметили подозрительную сетевую активность, поведение компьютера, похожее на проявление вирусного заражения, подозреваете, что какие-то сервисы Яндекса были взломаны или знаете о других нарушениях безопасности, обязательно сообщите в службу информационной безопасности.

Общение с внешним миром

В ответах на вопросы, связанные с Яндексом, руководствуйтесь здравым смыслом, рекомендациями PR-службы, а также Положением о коммерческой тайне ООО "ЯНДЕКС". Во время переговоров с партнерами может возникнуть ситуация, когда вам нужно сообщить те или иные конфиденциальные сведения. Это можно сделать, только подписав с партнером Соглашение о неразглашении информации. Пожалуйста, прежде чем сообщить что-либо секретное, убедитесь, что оно действительно подписано.
При общении с коллегами из конкурирующих компаний не старайтесь выведать что-нибудь конфиденциальное. Есть компании, с которыми мы конкурируем, и мы делаем это честно, не стараясь заполучить их секреты. Если в конкурирующих компаниях работают ваши друзья или близкие родственники – пожалуйста, думайте, когда разговариваете с ними на профессиональные темы.
При взаимодействии с государственными органами власти в странах присутствия необходимо руководствоваться рекомендациями GR-службы Яндекса (служба по связям с государственными органами). При общении с чиновниками вы можете озвучивать только официальную позицию компании. Если вы не знаете позицию Яндекса, лучше переадресовать вопрос в GR-службу.

6. Заключение сделок

При заключении сделок сотрудники должны всегда стремиться к наилучшей сделке и всегда действовать в интересах Яндекса. Важно обращать внимание не только на стоимость, но и на другие факторы – например, репутацию компании, с которой мы начинаем сотрудничать.
В Яндексе действуют внутренние процедуры, регламентирующие доступ тех или иных сотрудников к денежным средствам, а также наделяющие некоторых людей правом подписывать договоры от имени компании. Информация о том, кто может подписывать и одобрять те или иные расходы и договоры, содержится во внутренних документах.
От всех людей, наделенных полномочиями подписывать договоры и распоряжаться какими-либо суммами из бюджета компании, мы ожидаем внимательности и разумного подхода к тратам. Если вы подписываете договор – убедитесь, что вы все поняли и со всем согласны. Все договоры должны быть одобрены ответственным менеджером, юристами и специалистами по налогам.

7. Отчетность

Учет данных

Мы рассчитываем, что те наши сотрудники, которые занимаются каким-либо учетом данных, обеспечивают полноту, точность и правильность всех записей. Недопустимы искажение или фальсификация записей, которые могут ввести пользователей отчетности в заблуждение. С момента получения или создания записей и отчетов мы также должны обеспечить их надлежащее хранение.

Аудит

В Яндексе, как и во всех публичных компаниях, есть внутренние и внешние аудиторы, задача которых – проверять финансовую отчетность и оценивать систему внутреннего контроля. Eсли вы получили запрос на предоставление какой-либо информации от аудитора, вы должны понимать, что обязаны предоставить полную и достоверную информацию, без каких-либо искажений и манипуляций.

8. Соблюдение Правил Этики контрагентами

Мы ожидаем, что наши контрагенты: поставщики, подрядчики, консультанты, агенты и прочие поставщики товаров или услуг будут придерживаться следующих принципов во время сотрудничества с Яндексом:
  • Соблюдать все применимые законы тех стран, в которых ведутся деловые отношения с Яндексом
  • Не предлагать, не вымогать и не брать взяток, дорогих подарков, ничего иного, влияющего на непредвзятость принятия решений при взаимодействии с сотрудниками Яндекса, а также при взаимодействии с иными юридическими или физическими лицами в рамках выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров для Яндекса
  • Вести прозрачную и аккуратную отчетность в соответствии со всеми применимыми требованиями законодательства
  • Конфиденциальная информация, которая доступна контрагенту при выполнении работ, услуг, поставки товаров для Яндекса может быть использована контрагентом только в рамках договорных отношений
  • Соблюдать применимые политики и процедуры Яндекса, в случае временного выполнения подрядных работ для Яндекса
  • Избегать конфликтов интересов при принятии решений в рамках выполнения работ или оказания услуг, или поставки товаров для Яндекса
  • Сообщать о нарушениях перечисленных принципов (см. п.9. Жалобы и вопросы)

9. Жалобы и вопросы

У нас есть конфиденциальная горячая линия, которой могут воспользоваться сотрудники, пользователи, партнеры и клиенты для сообщений о нарушениях Правил корпоративной этики. Горячая линия открыта в виде специальной формы, через которую можно отправить запрос: https://yandex.alertline.eu. Линия организована третьей стороной, независимой от Яндекса. Каждому обращению при регистрации присваивается номер, по которому впоследствии можно ознакомиться с решением, либо предоставить дополнительную информацию.
Поступающие сообщения рассматриваются группой по разбору жалоб.
Вопросы по поводу работы сервисов Яндекса следует размещать через форму обратной связи на страницах этих сервисов.