Технология Крипта

Ежедневно рекламу на сервисах Яндекса видят миллионы пользователей. Рекламодатели могут показывать свои предложения только тем из них, на кого они рассчитаны — например, людям определенного возраста или привычек. Для выделения разных аудиторий Яндекс разработал технологию Крипта. Она умеет находить группы пользователей по их поведению в интернете. Главное, чтобы их поведение чем-то отличалось.

Как это работает

Крипта основана на методе машинного обучения Матрикснет. Она учится определять аудиторию, исследуя поведение в интернете её типичных представителей. Для успешного обучения ей нужно проанализировать поведение как минимум 30 тысяч пользователей. Как показывают эксперименты, этого количества уже достаточно для получения надёжного результата.
Типичных представителей группы Яндекс ищет с помощью маркетинговых агентств. Они помогают найти людей с нужными социально-демографическими характеристиками: определенного пола, возраста, с необходимым уровнем дохода и образованием, привычками и интересами. Например, если Крипту нужно научить определять покупателей кормов для животных — таких людей можно найти в ходе опросов. Разумеется, Яндекс получает данные в обезличенном виде.
Затем Крипта изучает, как ведут себя типичные представители группы в сети: какие слова используют в запросах, сколько запросов задают за сессию, какие сайты посещают, в какое время суток выходят в интернет и т.д. Она анализирует около 300 факторов, характеризующих поведение пользователей, и рассчитывает значимость каждого из них для конкретной аудитории. В итоге получается формула, по которой Крипта определяет, относится человек к данной группе или нет. Потом формула проверяется на новой порции данных и, если нужно, корректируется.
Для каждого пользователя интернета Крипта рассчитывает, какова вероятность его принадлежности к данной группе. Эти данные пересчитываются каждый день, чтобы успевать реагировать на изменения в интересах людей. Например, если переход в другую возрастную группу требует времени, то стать автолюбителем можно очень быстро.

Применение

Яндекс применяет Крипту как в контекстной, так и в медийной рекламе. Так, данные Крипты о социально-демографических характеристиках аудитории учитываются при отборе контекстных объявлений, которые показываются на сайтах Рекламной сети Яндекса.
В медийной рекламе Крипта применяется для показа баннеров людям определенного пола и возраста или, например, тем, кто почти не смотрит телевизор. Крипта работает также в Look-alike («поиск похожих») — инструменте, позволяющем рекламодателям показывать баннеры аудитории, которая похожа на людей, уже ставших их клиентами.