Написание сценария для навыка

Инструменты

В проектировании навыков помогут сервисы для быстрого создания заметок, таблиц и блок-схем, например Miro, Figma. Используйте их, чтобы:

  • создать основную ветку сценария;
  • описать сценарий по ролям;
  • отредактировать текст.

Начало сценария

Каждый сценарий начинается с приветственной фразы. От того, насколько она будет удачной, зависит популярность навыка.

Приветственная фраза не должна быть слишком длинной
Посмотрите видеоурок
Хороший пример Плохой пример

Привет! Это навык такси «Эх, прокачу!». Где вы находитесь и куда хотите ехать?

Милостивый государь! Вас приветствует компания «Ретро-извоз». Не изволите ли воспользоваться услугами наших извозчиков? У нас только новые пролетки, запряженные лошадьми всех мастей — гнедыми, рыжими, серыми и вороными. Наши извозчики носят красные кушаки, а оси колес смазаны чистейшим березовым дегтем!

Хороший пример Плохой пример

Привет! Это навык такси «Эх, прокачу!». Где вы находитесь и куда хотите ехать?

Милостивый государь! Вас приветствует компания «Ретро-извоз». Не изволите ли воспользоваться услугами наших извозчиков? У нас только новые пролетки, запряженные лошадьми всех мастей — гнедыми, рыжими, серыми и вороными. Наши извозчики носят красные кушаки, а оси колес смазаны чистейшим березовым дегтем!

Фраза должна сообщать всё, что нужно для начала работы с навыком
Посмотрите видеоурок
Хороший пример Плохой пример

Здравствуйте! Хотите поиграть в города? Нужно называть город, начинающийся на ту же букву, на которую заканчивался предыдущий названный город. Начнем?

Привет! Сыграем в игру «Две карты»?

Хороший пример Плохой пример

Здравствуйте! Хотите поиграть в города? Нужно называть город, начинающийся на ту же букву, на которую заканчивался предыдущий названный город. Начнем?

Привет! Сыграем в игру «Две карты»?

Приветственную фразу стоит заканчивать закрытым вопросом

Приветственная фраза должна побудить пользователя к действию. Для этого закончите ее вопросом, на который человек отвечает либо согласием, либо отрицанием, например: «Начнем?», «Приступим?», «Готовы?» и т. д.

Хороший пример Плохой пример

Привет! Это голосовой калькулятор, я могу вычислить результат выражения, сказанного вслух. Приступим?

Здравствуйте! Я умею угадывать задуманного литературного персонажа, задавая наводящие вопросы.

Хороший пример Плохой пример

Привет! Это голосовой калькулятор, я могу вычислить результат выражения, сказанного вслух. Приступим?

Здравствуйте! Я умею угадывать задуманного литературного персонажа, задавая наводящие вопросы.

Основная ветка сценария

Чтобы создать основную ветку вашего сценария, воспользуйтесь следующим шаблоном.

Целевой сценарий Примечания

П (пользователь):

А (Алиса):

Целевой сценарий Примечания

П (пользователь):

А (Алиса):

В левом столбике пропишите фразы персонажа навыка и возможные ответы пользователя в виде диалога. Справа можно оставить примечания о возможных действиях пользователя и вариантах ответа голосового ассистента в той или иной ситуации.

Проверить сценарий

Готовый сценарий сначала прочтите сами, а затем попробуйте прочесть вместе с коллегой по ролям. Это поможет выявить неестественные фразы и скорректировать сценарий на начальном этапе.

Сделайте демопрезентацию навыка. Она позволит вам составить общее понимание о возможностях сценария внутри команды.

Демопрезентацию можно сделать с помощью синтеза речи или нарисовать структуру чата. Для этого воспользуйтесь любым удобным для вас инструментом.

Дополнительные ветки сценария

После того, как вы написали основную ветку и проверили работоспособность сценария, можно приступать к разработке дополнительных веток. Они нужны для ситуаций, в которых пользователь может повести себя по-разному. Пронумеруйте каждую ветку.

Старайтесь не добавлять все сценарии в одно дерево, особенно если сценарий большой. Его сложно будет обновлять и корректировать.

  1. Основная ветка. Самое ожидаемое развитие событий. Не забудьте добавить сценарий приветствия.
  2. Дополнительные ветки. Дополнительные, наиболее вероятные события и условия.
  3. Возможные ошибки. Ошибки могут быть специфическими и общими. Специфические ошибки относятся к конкретной ветке, а общие используются в том случае, если ни одна из уникальных ошибок не подходит для описания возникшей проблемы.

    Дайте пользователю вернуться в ветку сценария после ошибки — предложите ему подсказку. Если вы используете подсказки, убедитесь, что они не пропадают, если навык не распознал ответ пользователя.

  4. Переходы. Связь между сценариями. Нужно учитывать, что пользователь может перескочить с одной ветки сценария на другую, пропустив несколько шагов. Важно, чтобы фразы персонажа навыка при этом оставались актуальными.
  5. Дополнительные функции сценария. Напрямую не относятся к цели вашего навыка. Например, в навыке «Экскурсия по Великому Новгороду» вопрос пользователя о ближайшем кафе будет дополнительным сценарием.
  6. Общие правила. Сценарий, в котором пользователь может попросить персонажа навыка повторить фразу, рассказать о возможностях навыка или помочь в том или ином вопросе.