Написание сценария для навыка
Инструменты
В проектировании навыков помогут сервисы для быстрого создания заметок, таблиц и блок-схем, например Miro, Figma. Используйте их, чтобы:
- создать основную ветку сценария;
- описать сценарий по ролям;
- отредактировать текст.
Начало сценария
Каждый сценарий начинается с приветственной фразы. От того, насколько она будет удачной, зависит популярность навыка.
Приветственная фраза не должна быть слишком длинной
Хороший пример
Привет! Это навык такси «Эх, прокачу!». Где вы находитесь и куда хотите ехать?
Плохой пример
Милостивый государь! Вас приветствует компания «Ретро-извоз». Не изволите ли воспользоваться услугами наших извозчиков? У нас только новые пролетки, запряженные лошадьми всех мастей — гнедыми, рыжими, серыми и вороными. Наши извозчики носят красные кушаки, а оси колес смазаны чистейшим березовым дегтем!
Фраза должна сообщать всё, что нужно для начала работы с навыком
Хороший пример
Здравствуйте! Хотите поиграть в города? Нужно называть город, начинающийся на ту же букву, на которую заканчивался предыдущий названный город. Начнем?
Плохой пример
Привет! Сыграем в игру «Две карты»?
Приветственную фразу стоит заканчивать закрытым вопросом
Приветственная фраза должна побудить пользователя к действию. Для этого закончите ее вопросом, на который человек отвечает либо согласием, либо отрицанием, например: «Начнем?», «Приступим?», «Готовы?» и т. д.
Хороший пример
Привет! Это голосовой калькулятор, я могу вычислить результат выражения, сказанного вслух. Приступим?
Плохой пример
Здравствуйте! Я умею угадывать задуманного литературного персонажа, задавая наводящие вопросы.
Основная ветка сценария
Чтобы создать основную ветку вашего сценария, воспользуйтесь следующим шаблоном.
Целевой сценарий: |
Примечания |
П (пользователь): |
|
А (Алиса): |
В левом столбике пропишите фразы персонажа навыка и возможные ответы пользователя в виде диалога. Справа можно оставить примечания о возможных действиях пользователя и вариантах ответа голосового ассистента в той или иной ситуации.
Проверить сценарий
Готовый сценарий сначала прочтите сами, а затем попробуйте прочесть вместе с коллегой по ролям. Это поможет выявить неестественные фразы и скорректировать сценарий на начальном этапе.
Сделайте демопрезентацию навыка. Она позволит вам составить общее понимание о возможностях сценария внутри команды.
Демопрезентацию можно сделать с помощью синтеза речи или нарисовать структуру чата. Для этого воспользуйтесь любым удобным для вас инструментом.
Дополнительные ветки сценария
После того, как вы написали основную ветку и проверили работоспособность сценария, можно приступать к разработке дополнительных веток. Они нужны для ситуаций, в которых пользователь может повести себя по-разному. Пронумеруйте каждую ветку.
Старайтесь не добавлять все сценарии в одно дерево, особенно если сценарий большой. Его сложно будет обновлять и корректировать.
-
Основная ветка. Самое ожидаемое развитие событий. Не забудьте добавить сценарий приветствия.
-
Дополнительные ветки. Дополнительные, наиболее вероятные события и условия.
-
Возможные ошибки. Ошибки могут быть специфическими и общими. Специфические ошибки относятся к конкретной ветке, а общие используются в том случае, если ни одна из уникальных ошибок не подходит для описания возникшей проблемы. Дайте пользователю вернуться в ветку сценария после ошибки — предложите ему подсказку. Если вы используете подсказки, убедитесь, что они не пропадают, если навык не распознал ответ пользователя.
-
Переходы. Связь между сценариями. Нужно учитывать, что пользователь может перескочить с одной ветки сценария на другую, пропустив несколько шагов. Важно, чтобы фразы персонажа навыка при этом оставались актуальными.
-
Дополнительные функции сценария. Напрямую не относятся к цели вашего навыка. Например, в навыке «Экскурсия по Великому Новгороду» вопрос пользователя о ближайшем кафе будет дополнительным сценарием.
-
Общие правила. Сценарий, в котором пользователь может попросить персонажа навыка повторить фразу, рассказать о возможностях навыка или помочь в том или ином вопросе.
Следующий шаг → Интерфейс навыка