38 интересных фильмов, по которым можно изучать театр  

Мольер погряз в долгах, Шекспир влюбился, Лопе де Вега набедокурил. Эти и другие эпизоды театральной истории от глубокой древности до наших дней — глазами кинорежиссеров мира.

Текст: Анна Ильдатова, Вита Хлопова, Алексей Киселев, Анастасия Паукер, Антон Хитров


  1. «Комедианты», 1975, режиссер — Тео Ангелопулос 


Великий греческий режиссер возрождает античную трагедию в декорациях новых Афин 

 Греческая труппа путешествует по стране, которую раздирает то гражданская война, то фашистская оккупация, то военная диктатура «черных полковников». На фоне исторических событий разворачиваются личные драмы героев — они носят имена героев античной «Орестеи» и повторяют их же судьбу. Агамемнон уходит в партизаны бороться с итальянскими фашистами, Орест — в коммунистическое подполье. Фильм снят фирменными для Ангелопулоса долгими планами и идет четыре часа. 


  1. «Седьмая печать», 1957, режиссер — Ингмар Бергман

О бродячей труппе средневековой Европы 

Бергман был не только режиссером кино — он поставил великое множество спектаклей. Театральная тема проходит через всю его фильмографию. Артисты не обязательно главные герои, но философия их ремесла всегда важна для понимания картины. Так происходит и в «Седьмой печати» — притче на средневековый сюжет, где, помимо крестоносца, ведьмы, монахов, ремесленников и Смерти, действует небольшая бродячая труппа. 


  1. «Иван Грозный. Часть 2», 1945, режиссер — Сергей Эйзенштейн 

Реконструкция старинного театрализованного обряда 

Вторая часть эпического «Ивана Грозного» Эйзенштейна начинается в реконструкции «Пещного действа» в Успенском соборе. Это старинный театрализованный обряд, с упоминания о котором обычно начинаются учебники истории театра России. Отдельно эпизод можно посмотреть, например, вот здесь (https://www.youtube.com/watch?v=l1Z8bzJCUGk). 


  1. «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель», 2010, режиссер — Андруча Уэддингтон

Главный испанский драматург конца XVI века любит женщин 

Фильм, который хотел было стать голливудским, но недотянул. Зато он снят про главного драматурга Испании — Лопе де Вега. В фильме Лопе — молодой и разнузданный, покоритель женщин и жуткий хулиган. И об этом надо помнить, ведь когда читаешь его умопомрачительные комедии, они часто кажутся неактуальными и старомодными. 


  1. «Влюбленный Шекспир», 1998, режиссер — Джон Мэдден 

Шекспир сочиняет «Ромео и Джульетту» 

Один из самых известных фильмов о театре снят, конечно же, о самом важном драматурге Вселенной (не считая Чехова) — Уильяме Шекспире. Начало XVII века, Лондон, юная девушка в исполнении Гвинет Пэлтроу очень хочет играть на сцене, но закон этого не позволяет. Тогда она решает переодеться мужчиной и поступить в труппу своего кумира — многообещающего драматурга по имени Уилл. Шекспир, разумеется, в нее тут же влюбляется. И пишет «Ромео и Джульетту».


  1. «Мольер», 2007, режиссер — Лоран Тирар 

Доступно о великом французском комедиографе 

Еще один байопик про звезду мировой драматургии, на этот раз французской — Жан-Батиста Мольера. Фильм не совсем биографический, он составлен в основном из компиляций разных пьес драматурга, который сам здесь и Тартюф, и Мизантроп. Хороший фильм, как и в случае с «Лопе», чтобы познакомиться с творчеством главного комедиографа XVII века.  


  1. «Король танцует», 2000, режиссер — Жерар Корбьо  

Людовик XIV превращает весь мир в театр 

Лучший фильм о театре барокко и эпохи «короля-солнца». Для короля пышные театральные представления были попыткой создать идеальный мир, рай на земле. Придворные министры над ним посмеивались, но подыгрывали. Фильм Корбьо не только о безграничной театральной фантазии Людовика, но и том, как создавались лучшие произведения классика французской драматургии Жан-Батиста Мольера и королевского фаворита, композитора Жан-Батиста Люлли. 


  1. «Красота по-английски», 2004, режиссер — Ричард Эйр 

О великих временах, когда женские роли исполняли только мужчины 

Главная театральная реформа короля Англии Карла II — отмена запрета на появление женщины на сцене. Фильм Ричарда Эйра рассказывает об известном артисте, знаменитом исполнителе роли Дездемоны — Неде Кинастоне. После указа Карла II маэстро теряет все. Один из самых достоверных фильмов с точки зрения истории театра. 


  1. «На подмостках сцены», 1956, режиссер — Константин Юдин 

В России середины XIX века торжествует водевиль 

В основе фильма — хит отечественной сцены середины XIX века. Водевиль посвящен подковерным играм одной театральной труппы и уморительным потугам не особо удачливого артиста Синичкина добиться главной роли для своей дочери. Впрочем, Синичкин с задачей на удивление справляется. Автор нетленки — драматург Дмитрий Ленский, по совместительству артист, сыгравший, кстати, Хлестакова в самой первой постановке «Ревизора». Еще интересно, что в фильме играет Юрий Любимов, который уже через несколько лет после этой милой экранизации превратится в главного бунтаря советской сцены.


  1. «Третья молодость», 1965, режиссер — Жан Древиль  

Мариус Петипа изобретает великий русский балет 

Мариус Петипа приехал в Россию в середине XIX века малоизвестным начинающим балетмейстером. Его пригласили, вполне возможно, по ошибке, перепутав со знаменитым на всю Европу старшим братом Мариуса — Люсьеном. Но в результате Петипа, прожив у нас 63 года, создал то, что мы сейчас называем «великим русским балетом».


  1. «Дети райка», 1945, режиссер — Марсель Карне 

Нескромное обаяние бульварных парижских театров конца XIX века 

Франция, неразделенная любовь, ревность, попытки убийства, измены и — бульварный народный театр XIX века. Бульварный театр — обобщенное определение театров, работавших на бульваре дю Тампль в Париже, где шли бесчисленные водевили и мелодрамы. Бурлящий страстями фильм Карне целиком и полностью посвящен этому историческому явлению. 


  1. «Лебединая песня (Калхас)», 1992 год, режиссер — Кеннет Брана 

Об обычном русском провинциальном актере конца XIX века 

Короткометражка английского режиссера Кеннета Браны, специалиста по шекспировским интерпретациям. «Лебединая песнь» — одноактная пьеса Антона Чехова про артиста Василия Васильевича Светловидова, написанная в форме монолога. Стареющий артист оказывается ночью в театре и размышляет о прожитой жизни, ролях и своем предназначении. Чехов написал эту пьесу за час и пять минут, фильм Кеннета Браны идет всего лишь 23 минуты. Светловидова играет Джон Гилгуд — величайший британский актер после Лоуренса Оливье.


  1. «Танцовщица», 2016, режиссер — Стефани Ди Джусто 

О Лои Фуллер, одной из родоначальниц современного танца 

Фильм уплывает от исторической достоверности, но главное его достоинство — удачно пойманный образ жутко упертой и любопытной девицы, которая не только стала родоначальницей нового вида танца и продвинула свою младшую коллегу Айседору Дункан в Европе, но и получила множество патентов на разнообразные секреты, до сих пор использующиеся в современном театре. Верить в их любовь с Дункан не стоит — как и в то, что ее отец был французским пастухом. Но вот знаменитый танец «Серпантин» снят так, что можно простить все логические нестыковки фильма. 


  1. «Я — актриса», 1980, режиссер — Виктор Соколов 

Про великую русскую актрису конца XIX и начала XX века Веру Комиссаржевскую 

 Картина о судьбе самой независимой и неугомонной актрисы рубежа XIX–ХХ веков — Вере Федоровне Комиссаржевской. Пренебрегая своим успехом на императорской сцене, Комиссаржевская бросает все, открывает собственный театр и всю жизнь посвящает поиску новых форм, которых так и не находит. Например, ее сотрудничество с Мейерхольдом войдет потом в историю как один из самых провальных этапов в творчестве режиссера. «Чтобы честно прожить в искусстве, нужно рваться, метаться, биться, ошибаться, находить, бросать и вечно бороться», — говорит героиня фильма Виктора Соколова, актриса, так и не нашедшая своего языка, но навсегда вошедшая в историю театра. 


  1. «Айседора», 1968, режиссер — Карел Рейш

О самой известной танцовщице начала ХХ века — Айседоре Дункан 

Старые западные фильмы, где нужно говорить о СССР, отличаются нелепой ерундой, как то: медведи, разухабистая русская душа и битье стопок водки после тоста. В этом фильме, посвященном американской танцовщице Айседоре Дункан, этого добра тоже хватает. Но любим мы его за юную Ванессу Редгрейв в роли Айседоры и за ее салонные танцы в греческих хитонах. Куски с Есениным особо трепетным можно спокойно пропускать. 


  1. «Танец льва», 1936, режиссер — Ясудзиро Одзу 

О традиционном японском театре кабуки 

Единственный документальный фильм одного из главных японских режиссеров Ясудзиро Одзу. В коротком 24-минутном фильме Одзу рассказывает зрителю о традиционном японском театре кабуки и о легендарном актере XX века Оноэ Кикугоро VI. Одзу снимает театр, зрительный зал, дорогу цветов, занавес, включает в монтаж фотографии актеров и рисунки с изображениями первых актеров кабуки. Фактически до возникновения телевидения Одзу снимает идеальный телефильм о традиционном японском театре. 


  1. «Прощай, моя наложница», 1992, режиссер — Чэнь Кайгэ 

О китайской опере при разных политических режимах 

Фильм о судьбе двух актеров китайской оперы и вместе с ними — целого жанра. «Свиньи и собаки оперу не слушают! Не попадешь в оперу, так ты не человек!» — говорит детям «руководитель курса» в театральной школе, которая в основном не школа, а армия с муштрой, пытками и издевательствами. Актеры становятся известными и заслуженными и переживают все исторические и политические перипетии в стране — японскую оккупацию и «культурную революцию». Драма Кайгэ, получившая в 1993 году «Золотую пальмовую ветвь», еще и об абьюзе и харассменте как основе любого традиционного искусства, неотделимом от власти.  


  1. «Театр», 2004 год, режиссер — Иштван Сабо 

Экранизация романа Сомерсета Моэма об интригах звезд английской сцены 1920-х годов 

Роман Моэма, пожалуй, одна из самых известных книг о театре. Потерявшая вкус к жизни зрелая и успешная актриса Джулия Ламберт находит свое утраченное вдохновение в 20-летнем бухгалтере. История страсти разворачивается в типично театральных условиях существования, а сцена, в которой Джулия подставляет свою молодую соперницу прямо в ходе спектакля, наверняка стала уже библией для начинающих и дерзких актрис. Еще очевидный плюс этого фильма — присутствие в кадре Джереми Айронса.


  1. «Музыкальная история», 1940 год, режиссеры — Александр Ивановский, Герберт Раппапорт 

Про любительский театр довоенного Ленинграда 

Фильм о том, что из таксистов в оперные певцы — это легко. Шофер Петя Говорков любил петь и оказался в нужном месте в нужное время. Дальше все закрутилось само. Важно, что, несмотря на вероломство возлюбленной и феноменальный провал в партии Ленского, шофер Говорков все же обретает свое место и подлинное «я». А картина Александра Ивановского и Герберта Раппапорта обретает Сталинскую премию II степени, что бы это для нас ни значило. 


  1. «Театральный роман», 2002, режиссеры — Олег Бабицкий, Юрий Гольдин 

Про закулисную жизнь МХАТа 1930-х годов 

Экранизация самой правдивой литературы о театре — «Театрального романа» Михаила Булгакова. Роман, написанный в 1936 году, в 2018-м актуален как никогда. Внимательный читатель и тогда легко узнавал прототипы персонажей — реальных актеров Московского Художественного театра, но и сегодня эта сатирическая калька с легкостью отразит любой театральный коллектив.


  1. «Смерть Таирова», 2003, режиссер — Борис Бланк

Великий режиссер-реформатор Александр Таиров обвинен большевиками в формализме и сходит с ума 

Один из самых странных фильмов телевидения начала двухтысячных. Фильм режиссера Бориса Бланка о последнем периоде жизни режиссера Александра Таирова, где Таирова играет Михаил Козаков, а его жену, великую актрису Алису Коонен, — Алла Демидова. Художники фильма и режиссер пытаются повторить авангардную графичную эстетику костюма, декорации, но чуть-чуть перегибают с мистическим настроением фильма. Причины для мистицизма есть: Таиров был отправлен в психушку прямо из театра, а Алиса Коонен, по преданию, прокляла это место. Сегодня здание занимает вполне успешный драматический театр имени Пушкина. 


  1. «Кукловод», 1993, режиссер — Хоу Сяосянь 

О традиционном тайваньском театре кукол 

Наконец фильм про театр кукол! Тайваньская лента рассказывает о молодом кочующем кукольнике. В фильме показано все разнообразие традиций китайского театра кукол — перчаточных, марионеток, кукол на палках. Картина о том, в какое мощное орудие пропаганды может превратиться театр в отсутствие «живых» исполнителей.


  1. «Мания Жизели», 1995, режиссер — Алексей Учитель 

Трагическая история балерины Ольги Спесивцевой

Спесивцева, покорившая Париж, была величайшей звездой русского балета и лучшей Жизелью ХХ века. Партия юной девушки, умирающей от предательства любимого человека, до сих пор остается самой желанной среди балерин, но быть лучшей Жизелью, чем Спесивцева, невозможно. В фильме много исторических персонажей эпохи «Русских сезонов» Сергея Дягилева, но экстравагантный Серж Лифарь в исполнении Ивана Охлобыстина долго задержится в вашей памяти.


  1. «Дверь на сцену», 1937, режиссер — Грегори Ла Кава 

О сложной судьбе актрис в большом американском городе 30-х годов 

Этот фильм нужно показывать всем, кто вздумал поступать на актерский. Сюжет такой: то ли общежитие, то ли полупансион «Огни рампы» дает кров и иногда завтрак молоденьким талантливым девушкам, которые ищут свое счастье на сцене. Последние деньги идут на комнату, приходится голодать. А главный продюсер города мистер Рэнделл выступает с текстами вроде: «Я не в ответе за то, что профессия актера такая сложная. Можете оставить меня наедине с муками совести». 


  1. «Костюмер», 1983, режиссер — Питер Йетс 

Английский театр времен Второй мировой 

Почтенный и заслуженный пожилой актер всю жизнь выходит на сцену играть короля Лира, но силы его покидают, он еле доигрывает сцены и забывает слова. На этот случай у него всегда есть помощник, который подскажет ему текст и поддержит, чтобы тот не упал, — это его костюмер. К середине фильма зритель понимает, что он и есть главный герой, он и его любовь к театру, к актерам и к сцене. В 2015 году режиссер «Красоты по-английски» Ричард Эйр даже снял ремейк этого фильма с Энтони Хопкинсом и Иэном МакКеленом. 


  1. «Марат/Сад», 1968, режиссер — Питер Брук 

Фильм-спектакль самого влиятельного режиссера ХХ века 

Фильм Питера Брука, главного театрального режиссера планеты, — это фактически заснятый его же легендарный спектакль. В основе — пьеса Петера Вайса под названием «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада». По сюжету пациенты психиатрической лечебницы конца XVIII века разыгрывают историю Французской революции с песнями и танцами. Заботливый Брук на всякий случай оградил зрителей от сцены массивной решеткой. И зрители в финале останутся ему за это благодарны, поскольку психи превратятся в бунтарей. Фильм важен еще и потому, что запечатлевает переломный момент в истории театра, переход к новому типу сценического действия: от театра слова — к театру визуальному, физическому и парапсихическому, испытывающему тело и дух актера на прочность.


  1. «Дионис», 1969, режиссер — Брайан де Пальма

Американские авангардисты экспериментируют с древнегреческой трагедией 

«Дионис» — смонтированная Брайаном де Пальмой съемка спектакля Ричарда Шехнера «Дионис ’69» по трагедии Еврипида «Вакханки». Организованная Шехнером театральная банда Performance Group с 1967 года репетировала и играла в гараже в районе Сохо в Нью Йорке. Задокументированный в фильме спектакль — один из важнейших в театральной истории XX века. В действии, которое происходило повсюду, участвовали и зрители. Спектакль никогда не был «закреплен», так что в любую минуту могло случиться все что угодно. Так, однажды исполнителя роли Пентея публика просто вынесла на руках на улицу, а его роль пришлось доигрывать одному из зрителей, который уже успел выучить текст наизусть.


  1. «Абсолютный Уилсон», 2006, режиссер — Катарина Отто-Бернштейн 

О главном американском режиссере XX века 

Документальный фильм об иконе «современного театра», главном американском режиссере Роберте Уилсоне. Отличный фильм про то, как архитектор без специального театрального образования стал главным брендом американского авангарда. После гастролей Уилсона в Европе поэт-сюрреалист Луи Арагон назвал его чуть ли не единственным продолжателем традиции сюрреализма. Фильм рассказывает о биографии режиссера, о том, как одинокое детство повлияло на видение и эстетику Уилсона. Обычно истории детства художников кажутся неправдоподобно подверстанными под их биографии, но с Уилсоном наоборот. Посмотрев фильм, понимаешь, как научиться воспринимать его театр, не ерзая на стуле от скуки.


  1. «Театр в трансе», 1981, режиссер — Райнер Вернер Фассбиндер 

Об экспериментальном театре 1980-х 

Документальная лента Райнера Вернера Фассбиндера — о первом театральном фестивале Theater der Welt в Кельне. Фильм состоит из тринадцати спектаклей, отобранных Фассбиндером из общей программы фестиваля. На фоне мелькающих фигур, допивающих последний глоток пива, зрителей, заглядывающих в камеру перед входом в зал, начинается программный текст теории театра XX века Антонена Арто. Эффектное столкновение экспериментального театра 80-х с эссе о «Театре жестокости» — это еще и очень чувственный оммаж фестивальному духу. 


  1. «Пина», 2011, режиссер — Вим Вендерс 

О главном хореографе ХХ века Пине Бауш 

Вим Вендерс планировал снимать фильм про Пину и с Пиной. Но за несколько дней до съемок случилось страшное: хореограф внезапно ушла из жизни. Решив не отказываться от съемок, Вендерс снял, наверное, лучший фильм о танце. «Пина» шла много недель в кинотеатрах наряду с блокбастерами, а имя Пины Бауш стало известно даже тем, кто о современном танце не знал ничего. В фильме почти нет слов, нет последовательного сюжета, но, посмотрев его, вы будете разбираться в творчестве одного из величайших хореографов ХХ века не хуже балетоведов.


  1. «Сукины дети», 1990, режиссер — Леонид Филатов 

Актеры Театра на Таганке объявляют голодовку 

Леонид Филатов снял фильм про Театр на Таганке в период эмиграции Юрия Любимова и лишения его советского гражданства. Актеры начинают голодовку, требуя вернуть режиссера и дать ему возможность свободного творчества. «Страна нас услышит!» — говорит один из персонажей. «Какая страна?» — спрашивает коллега. И слышит в ответ: «Какая есть».


  1. «Ваня с 42-й улицы», 1994, режиссер — Луи Маль

Об идеальной интерпретации пьес Чехова 

Луи Маль снимает фильм о репетициях «Дяди Вани» в заброшенном театре Виктори в центре Нью-Йорка. Актеры встречают друг друга на улице, обсуждают дела, пьют кофе, спрашивают что-то у режиссера — так начинается обычная репетиция. Обыденные беседы незаметно превращаются в диалоги из пьесы Чехова — так, что отличить одно от другого становится почти невозможно. Фильм для тех, кто хочет наконец понять, почему Чехова ставят все театры мира. Елену Андреевну играет Джулианна Мур!  


  1. «Тупой жирный заяц», 2007, режиссер — Вячеслав Росс 

Об особенностях работы в провинциальном театре в России 

Комедия из рубрики «нарочно не придумаешь». Место действия — провинциальный театр. Артист, играющий зайца в детской сказке про лесных зверей, в финальной сцене не может торжественно произнести строчку «лесу быть!». Нельзя просто взять и сказать слово «быть» на сцене. Заяц забивает на всех зверушек, которым еще разгримировываться и бежать домой, закатывает глаза и начинает читать монолог Гамлета. Так происходит от спектакля к спектаклю, коллеги его проклинают, директор театра пишет выговоры и понижает зарплату. Все это продолжается до тех пор, пока актеру не звонит персонаж по имени Никита Сергеевич и не предлагает ему роль в «Короле Лире».

  1. «Бастион греха», 2009, режиссер — Томас Лаутербах

О документальном театре с непрофессионалами 

Документальный фильм о том, как Штутгартский театр задумывает постановку «Медеи» и приглашает не профессиональных актрис, а женщин из турецкой общины. Медея у Еврипида — варварка, ведьма и говорит на тарабарском языке. Режиссер хочет пригласить эмигранток из Турции и заново придумать с ними текст, основанный на их личных историях: они рассказывают, как относятся к мужчинам в семье, что думают о предательстве и о детях. Это отличный фильм об одной из самых любопытных стратегий современного театра, когда постановщики работают с городскими сообществами.

  1. «Вы еще ничего не видели», 2012, режиссер — Ален Рене

О французской традиции поэтического театра 

Фильм французского классика Алена Рене — про поэтическую традицию французского театра, снятую на примере пьесы Жана Ануя «Орфей и Эвридика». Один известный драматург вдруг умер. Его секретарь звонит нескольким знаменитым актерам, чтобы сообщить новость, — по последней воле покойного артистам нужно приехать в его имение и ознакомиться с завещанием. Все актеры собираются в пустынном поместье. Их всех связывает то, что они все когда-то играли в «Орфее и Эвридике» Жана Ануя. Реплика за репликой — и пошло-поехало, гости превратились в персонажей последней пьесы покойного героя, сами того не заметив. Так через фильм Алена Рене можно ближе познакомиться с французской традицией лабиринтообразной интеллектуальной драмы.

  1. «В поисках Ричарда», 1996, режиссер — Аль Пачино

Аль Пачино пытается ставить Шекспира 

Документальный фильм Аль Пачино про постановку пьесы Уильяма Шекспира «Ричард III». Аль Пачино ходит по улицам, спрашивает у прохожих, чем был примечателен Ричард и что они знают о Шекспире. Культуртрегерский фильм известного артиста с разговорами на кухне, раздумьями и воспоминаниями о сыгранных ролях, перемешанными со сценами из пьесы Барда, где Ричарда играет сам Пачино.

  1. «Нью-Йорк, Нью-Йорк», 2008, режиссер — Чарли Кауфман

Об иммерсивном театре 

Фильм Чарли Кауфмана с гениальным Филипом Сеймуром Хоффманом в роли театрального режиссера с сумасшедшей фантазией и амбициями. Запутавшийся в себе и своей жизни режиссер Кейден Котар решает создать в огромном ангаре спектакль по образу и подобию своей биографии и своего города. Фильм о великом проекте театральной утопии, которая намеренно меняется местами с реальностью, превращаясь в настоящий иммерсивный спектакль для всех участников. Лучшая картина о том, что весь мир на самом деле театр.

  1. «Бердмэн», 2014, режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

Как непросто быть режиссером на Бродвее, если критик тебя не любит 

Известный актер, прославившийся ролью супергероя-полуптицы, решил все бросить и поставить пьесу в театре. Премьера уже на носу, актер, играющий главную роль, внезапно от нее отказывается, критик угрожает разгромить еще не поставленный спектакль, а на кону вдобавок все сбережения, которые были пущены на театральную мечту. Иньярриту снимает фильм о том, как театр может проглотить любого, кто оступится. И как самые большие вопросы решаются благодаря деталям: кто на кого взглянул, кто кому подал руку, вовремя похлопал по плечу. И единственное, что можно сделать, не выдержав этого хаоса, — это взмахнуть крыльями и улететь.
10 театров, которые чаще всего ищут в Яндексе
Как выбрать спектакль: пошаговая инструкция
6 событий фестиваля «NET — Новый европейский театр»
Wed Oct 25 2023 16:07:58 GMT+0300 (Moscow Standard Time)