Если вы решили сходить в какой-нибудь именитый театр на премьеру этим вечером, шансов не разориться у вас почти нет. Если вы хотите посмотреть главные спектакли любого из крупных фестивалей, вы просто не сможете нигде найти билетов. Но кто-то же собирается в зрительных залах? Да. Это носители тайного знания зрительской осознанности. Основатель сообщества Teatr.Pro Георгий Леонтьев приоткрывает завесу тайны.
Текст: Георгий Леонтьев
26.12.18
Покупайте билеты в кассах театров и на официальных сайтах
Купить билет непосредственно в кассе театра — самый надежный способ не попасться на уловки спекулянтов. Электронные продажи сегодня есть у каждого театра, и с ними тоже все хорошо. Другое дело, что спекулянты заводят множество сайтов-клонов популярных театров, на которых продают билеты с сильно завышенной стоимостью или вовсе подделки. Поддельные сайты обычно появляются в первых строках результатов поиска с пометкой «реклама». Как правило, подлинный сайт создан на домене первого уровня, на сайте указано актуальное количество мест, а контакты ведут непосредственно в администрацию театра. Клоны-подделки обычно сделаны более примитивно. Примеры официальных сайтов: «Мастерская Петра Фоменко» — fomenko.theatre.ru; Большой театр — bolshoi.ru; Малый театр — maly.ru; «Ленком» — lenkom.ru. Остерегайтесь подделок!
Не пропускайте старты продаж
На старте продаж можно купить билеты по самой низкой цене. В определенный день месяца доступен наибольший диапазон цен и мест. Дата старта продаж у каждого театра и фестиваля своя, это открытая информация. Практически везде продажа начинается одновременно и в кассе театра, и онлайн, иногда — с разницей в несколько часов. Первые полчаса после старта продаж — самые важные, именно в это время распродается основная часть всех билетов на наиболее ажиотажные мероприятия. Лайфхак: заранее зарегистрируйтесь на сайтах любимых театров, чтобы не тратить время на заполнение анкеты в решающий момент при покупке билета. Еще бывают дополнительные дни продаж, их театры анонсируют отдельно.
Подписывайтесь на соцсети театров
Самый простой способ заблаговременно узнавать о стартах продаж и специальных акциях — подписаться на соцсети любимых театров, выставив в настройках высокий приоритет страницы (чтобы посты не отфильтровывались и попадали к вам в ленту). В фейсбуке на интересующей вас странице в верхней шапке нужно кликнуть на кнопку «following» («Подписки») и в выдвинувшемся меню поставить галочку напротив «see first» («Приоритет в показе»). Во «ВКонтакте»: на странице театра в меню справа достаточно нажать на кнопку с колокольчиком «Включить уведомления».
Используйте промокоды и бонусные системы
У театров и билетных консолидаторов бывают бонусные системы. На некоторых сайтах продаж билетов есть опция накопления баллов от покупок, которыми потом можно расплачиваться. В «Электротеатре Станиславский», например, действует скидка в 10% на оплату с помощью MasterCard. Всевозможные скидки можно искать самостоятельно: вбить в строку поисковика название площадки со словом «промокод».
Пользуйтесь абонементами
Система абонементов работает так: площадка предлагает купить абонемент на несколько мероприятий с возможностью итоговой скидки в среднем от 20% до 70%. Канонический пример самого точного и регулярного абонемента — Московская консерватория. Абонементы действуют в Театре им. Пушкина, в Мариинском театре и какое-то время были в МХТ им. Чехова. С некоторыми подобиями абонементов экспериментирует время от времени Центр им. Мейерхольда.
Узнавайте лайфхаки театральных залов
Полезно знать особенности залов. Большой театр отмечает у себя на сайте процент обзора с каждого места: так можно понять, откуда лучше видно, и не купить случайно «слепое» место, обрадовавшись его низкой стоимости. В «Ленкоме» есть так называемые захаровские ряды — с 12-го по 14-й в партере; билеты на эти места иногда появляются в открытой продаже по фиксированной цене 1000 рублей. А в Театре на Таганке первый ряд партера никогда не продается: это места для партнеров театра.
Смело пользуйтесь программами лояльности
Программы лояльности пока плохо развиты в театрах, но с течением времени их будет все больше и больше. Самая лучшая (и новая) на данный момент — программа лояльности фестиваля «Золотая маска». У постоянных зрителей (купивших от семи билетов на фестиваль в прошлом году) есть возможность купить билеты раньше официальной даты старта продаж.
Ловите момент
Многие театры включают динамическое ценообразование: стоимость меняется в зависимости от загрузки зала, как в самолете. В зависимости от стратегии театра цены на оставшиеся места в последний день могут расти, но могут и падать. Снижение цен на непроданные места в день спектакля было замечено, например, в Театре наций, а беспощадный рост — в «Мастерской Петра Фоменко» и в Концертном зале им. Чайковского.
Подключайтесь к сообществам зрителей
В фейсбуке и во «ВКонтакте» существуют независимые зрительские объединения, где люди обмениваются билетами и информацией. В фейсбуке есть организация «Бюллетень Лучаны Киселевой», благодаря которой многие билеты можно купить со скидкой. На наших страницах «Про театр — Teatr.Pro» и «Биржа театральных билетов. Tonighter.ru» люди обмениваются полезной информацией и лишними билетами по себестоимости (и иногда дешевле). В системе «Тунайтер» (фактически это первый в России официальный билетный дискаунтер, мы его реализовали через краудфандинг) вполне реально официально получить скидки за 2–4 дня до мероприятия. И еще существуют чаты в телеграме (например, «Аполлония: чат»), где в свободном режиме люди советуют друг другу спектакли, делятся промокодами, лайфхаками и инсайдами.