Так было в периоды, когда в искусстве ценился реализм и основным критерием качества было жизнеподобие. Сейчас жанровые границы стираются: в театр кукол приходят, например, из танца. Самое известное имя — нидерландец бразильского происхождения Дуда Пайва. В своих спектаклях он работает с пластичными персонажами, сделанными из цельного куска поролона, — так высекают скульптуру из мрамора. С балетными работает и Филипп Жанти: раньше местом действия его фантазий были картонные коробки, теперь это большая сцена, где невозможно отличить кукол от живых исполнителей. Один из самых интересных фестивалей театров кукол сегодня — петербургский «БТК-фест» — сделал темами последних двух лет «Фриков» и «Цирк», приглашая в программу человека-дельфина и укротителя канатов.
Есть случай, когда второе заблуждение оборачивается приятным сюрпризом. Театр «Тень» сочинил удивительную страну Лиликанию, откуда в Москву на гастроли приехал королевский театр — маленькая копия сцены с многоярусным залом, в который могут подглядывать только пять зрителей. Здесь большие режиссеры могли поставить свои спектакли мечты. Скажем, Анатолий Васильев придумал «Мизантропа», где заглавный герой в прямом смысле слова рушит мир вокруг себя. Такое возможно только в театре кукол.