В России много оперных домов, но безусловными центрами мирового оперного искусства остаются Москва, Петербург и Пермь. Что же там такое важное происходит? Вот десять примеров.
Текст: Дмитрий Ренанский
1. «Семен Котко» в Мариинском театре (Петербург)
Режиссер — Юрий Александров
Год выпуска: 1999
2. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Мариинском театре (Петербург)
Режиссер — Дмитрий Черняков
Год выпуска: 2001
3. «Жизнь за царя» в Мариинском театре (Петербург)
Режиссер — Дмитрий Черняков
Год выпуска: 2004
4. «Евгений Онегин» в Большом театре (Москва)
Режиссер — Дмитрий Черняков
Год выпуска: 2006
5. «Сверлийцы» в «Электротеатре Станиславский» (Москва)
Режиссер — Борис Юхананов
Год выпуска: 2015
6. «Травиата» в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского
Режиссер — Роберт Уилсон
Год выпуска: 2016
7. «Альцина» в Большом театре (Москва)
Режиссер — Кэти Митчелл
Год выпуска: 2017
8. «Проза» в «Электротеатре Станиславский» (Москва)
Режиссер — Владимир Раннев
Год выпуска: 2017
9. «Жанна на костре» в Пермском театре оперы и балета им. Чайковского
Режиссер — Ромео Кастеллуччи
Год выпуска: 2018
Под руководством Теодора Курентзиса Пермская опера за последние годы превратилась в лабораторию, где покрывшийся пылью и траченный молью жанр музыкального спектакля переизобретается заново. Лучшее тому подтверждение — созданная тандемом дирижера-визионера (Теодор Курентзис) и режиссера-еретика (Ромео Кастеллуччи) «Жанна на костре» на музыку Артюра Онеггера: блокбастер с драматическими актерами Дени Лаваном и Одри Бонне в главных партиях, совместная постановка театров Перми, Лиона, Базеля и Брюсселя. Начинаясь с неожиданной для авангардиста Кастеллуччи жанровой сцены, разыгрываемой в классе общеобразовательной школы, действие «Жанны» очень скоро уходит от суетливой современности к гипнотической красоты театру-ритуалу. Выстроенная на грани физических и психических возможностей артистов постановка напоминает скорее о западной традиции перформанса и опытах Марины Абрамович, чем об условностях оперного жанра.
10. «Триумф Времени и Бесчувствия» в МАМТе (Москва)
Режиссер — Константин Богомолов
Год выпуска: 2018