Собрали в одном материале все цитаты режиссеров, драматургов и теоретиков театра, которыми мы делились в соцсетях: от Станиславского до Богомолова, от Пушкина до Михаила Угарова.
Текст: Алексей Киселев, Антон Хитров
26.12.18
Краткий пересказ пушкинской статьи 1820 года «Мои замечания об русском театре»: хорошего театра не будет, пока не появится зритель с соответствующим запросом.
Вообще, Уайльд просто любил акробатов: они напоминали ему о древнегреческом культе тела. Но наблюдение из эссе 1889 года «Лондонские натурщики» — довольно точное: в Древней Греции театр был не элитарным, а массовым искусством — как цирк.
Эту запись Станиславский сделал в 1906 году — она касалась его теоретического сочинения «Настольная книга драматического артиста». Меньше всего режиссер хотел, чтобы его методика стала догмой.
Вот как надо отвечать на правки клиента! К 1911 году английский режиссер Гордон Крэг уже третий год обсуждает с Константином Станиславским постановку «Гамлета» в Художественном театре. Цитата на картинке — из письма Крэга Станиславскому от 2 мая 1911 года. Вот что он пишет: «Я не требую, чтобы мой план спектакля понравился Вам, — я отвечаю за него, и достаточно того, что он нравится мне. Тот факт, что мне не все понятно в ваших русских спектаклях, не огорчает меня и не мешает мне принять то, что мне понятно. Об искусстве не судят как обо всем другом».
Еще в 1914 году в лекции для Студенческой драматической студии режиссер Евгений Вахтангов замечал, что у москвичей нет недостатка в театрах.
«Что режиссер хотел сказать этим спектаклем?». У Всеволода Мейерхольда — режиссера, с которого начался театральный авангард в России — есть универсальный ответ. Мы нашли его в лекции 1918 года «Введение в сценоведение. Продолжение».
Хорошая установка для режиссеров — от человека, который в начале прошлого века описал чуть ли не все форматы современного театра (а некоторые даже создал на практике). Из интервью журналу «Зритель» 1918 года.
Антонен Арто — автор самых безумных эссе о театре. На них выросли все режиссеры-реформаторы второй половины ХХ века. Конкретно эта цитата — из статьи 1934 года «Театр и чума».
Создательница знаменитого «Театра Солнца» в Париже Ариана Мнушкина не знает слово «керлинг», но знает, как выстраивать отношения с артистами. В конце концов, она психолог по первой специальности. Цитата — из интервью газете «Коммерсантъ», 1998.
20 ноября умер Эймунтас Някрошюс, мастер могучего метафорического театра. Знаменитого на весь мир литовского режиссера при жизни называли гением. Неважно, ставил ли он Шекспира, Достоевского или Чехова — все герои попадали в одну и ту же вселенную, сделанную из воды, огня, дерева, стали и бесконечной любви, а актеры играли как в последний раз. Някрошюс повлиял на многих режиссеров, в том числе российских, но прямых последователей у него нет: его метод просто невозможно скопировать.
Вот полная цитата из разговора с российскими журналистами в 2004 году: «Финал „Вишневого сада“ действительно у меня языческий. Я в нем говорю, что я не хочу исчезать. Я хочу переродиться в другую субстанцию. Физически мы умираем, но я верю, что наш дух переходит или в лес, или, может быть, в угол какого-то дома…»
Один из основателей «Театра.doc» Михаил Угаров (1956–2018) — крестный отец всей современной русскоязычной драматургии. В том числе самых радикальных ее проявлений — вроде пьес Павла Пряжко, которые состоят из фотографий («Я свободен») или аудиотреков («Диджей Павел»). Цитата — из поста в ЖЖ 2006 года.
2013 год, вот-вот выйдет спектакль Константина Богомолова «Карамазовы». Журналист сайта «Сноб» задал ему прямой вопрос: «За что вы ненавидите русский театр?» Вот что режиссер ответил.
У создателя «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева есть замечательное качество: он не отрицает театр, который делают режиссеры следующего поколения. Так, по крайней мере, следует из интервью, которое он дал газете «Известия» в 2014 году.
Режиссер и педагог Дмитрий Брусникин изменил наше представление о том, каким может быть театральное образование. 17 ноября мастеру исполнился бы 61 год. Цитата — из интервью «Эху Москвы» 2015 года.
Драматург, арт-директор фестиваля драматургии «Любимовка» и продюсер спектакля «Questioning / КТО ТЫ?» Евгений Казачков — о популярности интерактивного театра в беседе с сайтом «ТеатрALL», 2016 год.
Королева британского театра Кэти Митчелл может говорить все что угодно, но ее спектакли — чуть ли не главное, что случилось с европейским театром в XXI веке: и про жизнь, и про смерть, и про исследование. Цитата — из паблик-тока с режиссером 2016 года.