Как дела у «Гоголь-центра», «Практики» и «Театра.doc» 

Прошлый сезон оставил без лидеров три московских театра — из числа самых активных, интересных и продвинутых. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников оказался под домашним арестом. Умерли создатели «Театра.doc» Михаил Угаров и Елена Гремина. Умер, не проработав и года, руководитель «Практики» Дмитрий Брусникин. Рассказываем, что происходит в этих театрах прямо сейчас.

Автор: Антон Хитров

«Гоголь-центр»: Серебренников репетирует из-под домашнего ареста, его сотрудники чувствуют больше ответственности 

22 августа 2017 года Следственный комитет задержал режиссера Кирилла Серебренникова: его и других сотрудников проекта «Платформа», который работал на «Винзаводе» с 2011-го по 2014-й, обвинили в мошенничестве. Дело передали в суд спустя год и два месяца: все это время Серебренников провел под домашним арестом. Журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер сняли документальный фильм «Театральное дело» о проекте «Платформа» и последовавшем за ним уголовном процессе: его можно посмотреть на YouTube.

С тех пор как режиссера заключили под домашний арест, он не переставал руководить «Гоголь-центром», который возглавляет с момента его основания в 2013 году. Команда поддерживает с ним связь через адвоката. Серебренникову нельзя выходить в интернет и говорить по телефону, но компьютером ему пользоваться не запрещено — поэтому он может репетировать: адвокат передает ему флешку с видеозаписью, а потом артисты получают от него обратную связь. За год у режиссера вышло три спектакля, один из них — «Маленькие трагедии» — в «Гоголь-центре». Там же в сентябре этого года показали новую редакцию его «Идиотов» по мотивам одноименной картины Ларса фон Триера.

Ближайшие премьеры «Гоголь-центра» запланированы на декабрь — это «Мизантроп» латышского режиссера Элмара Сенькова по пьесе Мольера с Александром Горчилиным в главной роли и мультижанровый проект «Барокко», где музыка барочных композиторов встретится с текстами французских философов и кинематографистов XX века (идея принадлежит Серебренникову, над хореографией работает Евгений Кулагин, музыкальные руководители — Андрей Поляков и Даниил Орлов).

© Официальная страница Кирилла Серебренникова в Facebook / www.facebook.com/kirill.serebrennikov

В 2019 году Денис Азаров выпустит спектакль по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», актер Никита Кукушкин дебютирует как режиссер со спектаклем «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина, а Серебренников поставит пьесу «Палачи» Мартина МакДонаха, которую сам адаптировал для России.

«Никто не снимал с нас творческих и технических задач, — рассказывает штатный драматург и куратор программы „Гоголь+“ Валерий Печейкин. — Мы работаем, может, даже более ответственно. Раньше я знал, что придет Серебренников, поднимет солнце утром, а вечером его опустит. Сегодня ты понимаешь, что Серебренников должен быть внутренний, — и продолжаешь делать все так, как будто он рядом. Его присутствие более чем ощутимо. Одно дело, когда ты видишь — вот Кирилл приехал, а вот его нет. А теперь Кирилл есть все время в виде некоторой идеи».

Печейкин вспоминает, что, когда Серебренникова задержали, ситуация напоминала сон наяву: «Меня разбудил звонок журналиста — он сказал, что Кирилла Серебренникова повезли на допрос. Я ответил, что ничего об этом не знаю и, скорее всего, это неправда, а потом зашел в интернет. Настроение было, как будто ты открыл глаза — а сон еще идет: есть такой тип галлюцинаций — гипнагогические. Вот в этом состоянии мы до сих пор и живем — а работать-то надо дальше».

Новую степень ответственности чувствует и актер театра Илья Ромашко: «Мы знаем, какое внимание к нам сейчас приковано — и в России, и в мире. Мы обязаны своей игрой, своей работой поддерживать Кирилла — это лучшая поддержка, которую мы можем дать, не имея адвокатских ресурсов. Мы стараемся не делать прогнозов о том, чем кончится дело, но верим, что оно будет разрешено справедливо и честно. А справедливо и честно — это ровно один исход, потому что Кирилл невиновен». 

© «Гоголь-центр» 
Спектакль «Маяковский. Трагедия» должен был поставить Кирилл Серебренников, но в итоге выпустил Филипп Григорьян 

 «Практика»: тупой Сережа из Подольска покоряет Москву, драматурги учатся выживать без режиссеров 

9 августа умер Дмитрий Брусникин — актер, режиссер и педагог, воспитавший в Школе-студии МХАТ самую знаменитую молодую труппу Москвы: теперь это театр «Мастерская Дмитрия Брусникина». За несколько месяцев до смерти Брусникин стал руководителем городского театра «Практика» — объединившая его студентов «Мастерская» к тому моменту уже была резидентом площадки (собственной труппы у театра нет). С октября площадку возглавляет вдова предыдущего худрука, режиссер Марина Брусникина.

«Практику» в 2005 году основал Эдуард Бояков — главный театральный продюсер нулевых, бывший гендиректор «Золотой маски», создатель нескольких площадок и фестивалей в Москве и Перми. Профилем нового театра были спектакли по современным русским пьесам. Его главной звездой был драматург и режиссер Иван Вырыпаев, который принял у Боякова пост художественного руководителя в 2013 году. Еще через два года эту должность упразднили — теперь во главе театра стоял директор Юрий Милютин. Какой концепции следовала площадка с 2015 по 2018 год, со стороны сказать было трудно (зато при Милютине там вышел шедевр Максима Диденко «Чапаев и Пустота» с артистами «Мастерской Брусникина»).

Полгода назад у «Практики» снова появился худрук — собственно, Дмитрий Брусникин. При нем театр успел выпустить две премьеры: Семен Александровский поставил пьесу Михаила Дурненкова «Война еще не началась», а Виктор Алферов — поэтический спектакль «Все вокруг» с Алисой Гребенщиковой.

За день до смерти Брусникина столичный департамент культуры назначил новым директором «Практики» Бориса Мездрича. Один из лучших театральных менеджеров страны три года не занимал никаких должностей: в 2015-м его уволили из Новосибирской оперы из-за скандального спектакля «Тангейзер», где главный герой снимал фильм о Христе.

© Владимир Яроцкий / www.masterbrus.com


Сегодня театр следует планам, разработанным при Дмитрии Брусникине, и планов этих очень много. С начала осени здесь вышли три новые постановки: «Человек из Подольска Сережа очень тупой» Марины Брусникиной, «Смерть и чипсы» Данила Чащина и «Несколько разговоров о (Христе)» Тадаса Монтримаса, все — по текстам современных авторов, как это было принято в «Практике» с самого начала. Впереди — проекты режиссеров Марфы Горвиц и Юрия Квятковского, возвращение спектакля «Black & Simpson» и пьесы Вырыпаева «UFO» (все старые постановки по текстам Вырыпаева уже сошли с репертуара).

Собранный из двух текстов Дмитрия Данилова «ЧИПСОТ» — как называют в театре спектакль-инсталляцию Брусникиной — моментально стал хитом. «Здесь давно такого не было, — рассказывает руководитель пресс-службы Егор Хлыстов, пришедший в „Практику“ вместе с Дмитрием Брусникиным. — Обрывают телефоны, спрашивают, как попасть. В фойе — парад главредов и селебрити». Сейчас самое сложное — не распродать билеты, а, наоборот, вместить всех желающих: у «Практики» два камерных зала на 87 и 52 места, и сейчас театр ищет третью, большую сцену.

Площадка пригласила двух новых резидентов: к «Мастерским» Олега Кудряшова и Дмитрия Брусникина присоединится «Июльансамбль», команда выпускников режиссера Виктора Рыжакова, и «Театр вкуса», который будет отвечать за семейный репертуар. Спектакль «Июльансамбля» «Чёстихи: любить» по текстам современных поэтов переезжает из Центра имени Мейерхольда в «Практику».

Помимо выпуска спектаклей, здесь будет идти исследовательская работа. На днях театр призвал всех желающих подавать заявки на экспериментальную лабораторию «Практика постдраматурга», которая продлится до конца сезона. Это совместный проект «Практики», фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и Союза театральных деятелей. Концепция такая: драматурги сегодня не только пишут пьесы, но и участвуют в работе над спектаклями — так почему бы не дать им поставить собственный? В течение четырех сессий десять резидентов-драматургов будут работать в тандемах с театроведами, художниками, хореографами и композиторами, чтобы в финале сделать коллективную постановку.

© Театр «Практика»

«Театр.doc»: книгоиздание, стройка и сувенирные таблички

Весной этого года один за другим умерли создатели независимого «Театра.doc», драматурги и режиссеры Михаил Угаров и Елена Гремина. Они были идеологами движения «новая драма», пионерами документального театра в России и одними из немногих, кто последовательно работал с политической повесткой на сцене. Последние четыре года были самыми трудными в жизни «Дока»: сначала театру пришлось покинуть подвал в Трехпрудном, который он занимал со дня основания в 2002 году, а потом и особняк на Разгуляе, восстановленный буквально из руин.

С 2015 года «Док» арендовал два помещения в Малом Казенном переулке, но теперь снова вынужден переехать, на сей раз — из-за конфликта с жильцами. Работа театра не прекратилась со смертью основателей, не прекращается и теперь: пока у коллектива не появится своей сцены, спектакли будут идти на чужих.

На время переезда руководство «Театром.doc» взял на себя последний из трех его учредителей — сценарист и драматург Александр Родионов, сын Елены Греминой. У театра масса планов — и речь не только о премьерах, лабораториях и гастролях. «Док» готовит собственную книжную серию «Отдел боли» в издательстве Common Place: планируется сборник самых важных документальных пьес, когда-либо шедших на сцене театра, двухтомник пьес и сценариев Угарова и Греминой, сборник лекций Угарова, книга интервью и архивных материалов.

Вопрос с помещением решил актер «Гоголь-центра» Илья Ромашко, основатель театральной лаборатории Gogol School: он предложил «Театру.doc» арендовать у лаборатории часть их нового здания. Это бывшее строение РЖД на улице Казакова, рядом с «Гоголь-центром». «Мы близки с „Театром.doc“ если не по тематике, то по взгляду на жизнь, — объясняет Ромашко. — Это большое-большое наследие, оно не должно умереть. Михаил Юрьевич Угаров в свое время дал мне шанс, за что ему большое спасибо — хочется это спасибо отдать». Речь о театральной лаборатории «Мастерская на Беговой», которую Угаров проводил в Центре драматургии и режиссуры: в 2012 году Ромашко показал там эскиз спектакля «Демон», который допустили до полноценной постановки. 

© Олег Карлсон
«Док» уже много раз вынуждали переезжать: сотрудники театра не сомневаются, что чиновники просто искали повод закрыть оппозиционную площадку. «Я стараюсь страховаться со всех сторон, — говорит Ромашко. — Мы будем соблюдать до иголочки все пожарные нормы, СанПиН и прочее. В то же время мы с „Театром.doc“ проговорили, что, если мне зажмут яйца в дверной косяк, я ничего не смогу сделать».

Стройкой нового «Дока» руководит архитектор и зритель театра Олег Карлсон — он же занимался реконструкцией сцены на Разгуляе и двух залов в Малом Казенном переулке. Денег за работу архитектор не берет. Сейчас будущий театр больше похож на развалины: так же до ремонта выглядело здание на Разгуляе. «За последний месяц мы вывезли 600 кубических метров строительного мусора, — рассказывает Карлсон. — Нужно было снести дешевые советские перегородки и окна. После реконструкции площадь помещения будет больше, чем у двух залов в Малом Казенном, вместе взятых. Фойе будет двухэтажным, гримерки — тоже в два этажа. Два зала, на 100 мест и на 60».

Актеры, режиссеры, драматурги и другие профессионалы театра, сотрудничающие с «Доком», по традиции трудятся на стройке как волонтеры, но Карлсон старается не давать им тяжелую работу: «Актеров надо беречь, тело — это их инструмент. Пусть лучше делают что-то сравнительно легкое, просто чтобы потом ощущать это пространство своим. Копают у нас наемные рабочие».

Друзья театра жертвуют краску и плитку, оставшиеся после домашнего ремонта. Партнеры Карлсона бесплатно устанавливают вентиляцию, окна, электрику и встроенный пылесос. Недавно на стройке нашли склад эмалированных табличек для поездов — театр продает их как сувениры, а на вырученные деньги нанимает рабочих и покупает стройматериалы. Зрители уже купили табличек на 35 тысяч рублей и требуют еще.

© Олег Карлсон
Так сейчас выглядит будущий «Театр.doc»

Читайте также:

10 театров, которые чаще всего ищут в «Яндексе»
Как выбрать спектакль: пошаговая инструкция
6 событий фестиваля «NET — Новый европейский театр»
Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете согласие на получение рекламных и других сообщений от ООО «ЯНДЕКС» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16) на условиях политики конфиденциальности и пользовательского соглашения сервиса.
Sun Nov 05 2023 17:36:45 GMT+0300 (Moscow Standard Time)