Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Deep Purple: как в СССР "проникла" их музыка?

ОбществоМузыка+4
Зинаида Викторовна Девятиярова
Общество
  · 8,6 K
Мой канал целиком и полностью будет посвящен теме авторской песни. Портретные статьи,...  · 24 авг 2022
Сам вопрос подразумевает, что поперек такого проникновения были какие-то непреодолимые плотины возведены. На самом деле ничего особенного в том, что мы в СССР  были в курсе западных музыкальных событий и направлений нет. И перечислить все каналы - это огромный текст получится. И бессмысленный, к  тому же.
Тогда буквально все слушали "голоса". Как бы их там не пытались перекрывать, тщательностью эти попытки не отличались. Музыкальные программы шли ежедневно, какие-то раз в неделю, ну а любая мало-мальски приличная радиола все это ловила, не говоря уже о транзисторных приемниках.
Сама советская периодика тоже постоянно баловала нас статейками про западный рок. Были журналы, которые только для этого и выписывали, вроде "Уральского следопыта". Правда, в журналах - это была оч забавная игра:  журналисты ругали упадочничество западной музыки, а мы между строк читали про из восхищение этой музыкой. В результате все были довольны и весьма информированы.
Что до самой музыки в качественном, а не радийном с помехами варианте, то тут замучаешься рассказывать, откуда это бралось. Люди ездили в командировки и туры, они и везли. Был, правда, список легендарный имен, которые не желательно завозить в СССР, но Дип Перпл, по-моему, в этот список не входили, их можно было везти без проблем. К тому же во всех странах соцлагеря выходили лицензионные пластинки. Особо ценились Балкантоновские, насколько я помню, но и Польша и ГДР не отставали тоже.
Интереснее даже не то, как это сюда попадало, а как оно здесь распространялось. Здесь главными культрегерами были, конечно, фарцовщики. На любой "балке" тех времен под торговлю и обмен пластинками были не официально отведены специальные места. Весьма обширные, кстати. Народищу там постоянно толклось огромное количество. Пластинки ходили по рукам бойко. И, кстати, не только зарубежные. Некоторые советские альбомы тоже доставались именно на "балках". Например, "По волне моей памяти" Тухманова можно было взять только там, и только по спекулятивной цене, в магазинах это раскуплено было часа за полтора на корню.
Работала целая индустрия распространения - свежие пластинки тут же перегонялись на магнитофонные катушки, и первые-вторые копии ценились примерно в половину цены самой пластинки. Подпольные студии звукозаписи  производили этот продукт едва не круглосуточно, так что все, кто хотел, имел возможность купить или сам диск (посложнее, но возможно) или чистую копию на катушке.
С магнитофонными записями обходились оч своеобразно - когда брали чистую копию, уже дома делали с нее вторую, и пользовались именно ей, а чистая ставилась на полку, чтобы не замозолить. С нее только копии делались при необходимости. Слушать именно эту копию считалось большим грехом и запредельной небрежностью.
Тут читал в комментах странные вещи про обмен одной пластинки на одни джинсы - это что-то фантастическое. Все же пластинки стоили поменьше примерно в половину, а то и больше. Такой обмен - это чистый лохотрон. У приличных фарцовщиков подобное не приветствовалось. Они на удивление оч высоко ценили репутацию. А тех, кто подсовывал в конверты некачественные или ва-а-а-аще не те пластинки, ну или вот как эта история с джинсами - тех как правило ловили даже не милиция, а свои. И при поимке подобные дельцы бывали биты нещадно и изгонялись с "балок" тоже нещадно.
А про милицию - ну они тоже музыку любили, так что общественный договор позволял эту деятельность осуществлять почти беспрепятственно. Бывали облавы, конечно. Ну, плановые для отчетов, но о них узнавали за сутки-двое, и на эти дни музыкальная индустрия переходила на запасные территории. У нас в Перми таких точек было три, и на скандалы нарывались только приезжие или начинающие, до которых инфа вовремя не дошла. Но и это, говоря откровенно, к серьезным последствиям почти никогда не приводило. Самое страшное - конфисковали пластинки + маленький штраф.  Но это, действительно, только для лохов варианты. Настоящие фарцовщики под такие раздачи не попадали почти никогда, да и грамотные клиенты тоже.
Всё так и было .) Только в Волгограде я даже не слышал про обмен пластинок на джинсы . Я купил себе джинсы... Читать дальше
Точно знаю, что для многих в позднем СССР большую роль в знакомстве с новинками западной  рок-музыки сыграли специальные передачи на англоязычных “BBC World Service” и “Voice of America”, которые советские власти никогда не глушили. Я даже пытался записывать что-то на свой магнитофон, но выходило плохо. Однако общее впечатление составить было можно и по радиотрансляциям... Читать далее
1 эксперт согласен
Группа стала классикой. И многие гитаристы начинали освоение инструмента именно с мелодии Smoke on the water
Как житель портового города на первое место ставлю привозимые моряками из „загранки“ виниловые пластинки. Они не были предметом спекуляции, т. к. стоили дорого изначально и смысла спекулировать „винилом“ не было. В столицах не знаю, а в провинции „винилом“ стали фарцевать лишь при Горбачёве. В конце 1970-х пластинки привозили для себя и друзей истинные фанаты. Но и в... Читать далее
Бизнес по торговле "пластами" в моём родном Новосибирске был весьма отлажен с начала 70-х. Не только продавали, но... Читать дальше
IT, CAD, Радиотехника, История, Оружие, Флот, Авиация.  · 14 авг 2022
Также как и вся зарубежная музыка 70-х, привозилась из -за рубежа на грампластинках. В 70-х годах была такая замечательная фирма грамзаписи Jugoton  из города Загреб Югославия. И таких фирм грамзаписи было минимум по одной во всех странах СЭВ. Кто привозил? А привозили  дипломаты, моряки дальнего плавания, артисты, дембеля из загранки.  Чем хороши были грампластинки Jugo... Читать далее
Политическое кредо - всегда! Интересно всё, что интересно.  · 14 авг 2022
Точно так-же, как музыка Битлов, Ледов Зэппелинов, Слэйдов, Назаретов, Эриков Клэптонов, и т.д., и т.д., и т.д. Через всякие "голоса". Например, Юрий Осмоловский на "Голосе Америки" вёл "Концерт один". Мы его регулярно слушали, а у друга Саньки был маг "Яуза" и он ещё и писал. Это происходило по ночам, т.к. якобы разница во времени, хотя на самом деле вещали из Европы... Читать далее
Здравствуйте! Спасибо за ответ! А советские фильмы 70-80 г. тоже сыграли роль в популяризации?! Или цензура, если... Читать дальше
Пенсионер, интересуюсь всем понемногу от хард-рока до рыбалки  · 14 нояб 2022
Источников проникновения рок-музыки в пределы СССР было относительно немного. Первый - это работа радиостанций Голос Америки, Свобода и им подобных. Вещали они в диапазоне коротких волн, поэтому слушать их могли счастливые обладатели радиоприемников типа Спидола, Маяк, ВЭФ, тех, у которых были КВ диапазоны. Особенно ценились диапазоны 19 и 25 м. В основном они вещали на... Читать далее
Первый
думаю и учусь  · 1 сент 2022
Не знаю откуда появлялись записи, ясно что нелегально везли пластинки с запада всякими путями. У нас в городе была "студия звукозаписи", где можно было переписать на свою бобину за пару рублей любую музыку, в том числе и мой любимый Deep Purple.
Общество, религия/атеизм, феминизм, история  · 3 сент 2022
Ну кроме того, что "Дипы" мало, но были на советских пластинках ещё в 70х, были ещё пластинки "оттуда" и соответствующие магнитофонные записи. Но в основном, думаю, это Голос Америки, Радио Монте-Карло, Немецкая волна из Кельна, Би-би- си и проч. радиостанции.