На самом деле ноты - это заслуга католического священника Гвидо Аретинского (IX-X век). Он изобрел нотный стан и взял названия нот из текста хвалебного гимна в честь апостола Иоанна Крестителя, считавшегося покровителем церковного пения.
Первые известные человечеству ноты назывались «невмами», а нотная запись их соответственно «невматикой». В основу нот ложились те звуки, которые хорошо воспринимались человеческим слухом. Было время , когда нот было 5, потом их стало шесть, потом 7.
Изначально нотная запись использовалась толькот хористами, исполняющими духовную музыку, где передавалось только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Музыкантами невмы вообще не использовались. Невмы были похожи на причудливые знаки, похожие на крючки, точки, запятые, чёрточки.
Гвидо Аретинский по первым слогам каждого первого слова всех шести строк гимна установил названия шести нот. Это: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Название седьмой ноты Si возникло от двух первых буква словосочетания Sanct Ioannes (Святой Иоанн). И это была последняя нота музыкального звукоряда.
Только в XVII веке название первой ноты Ut заменили на Do, что происходит от слова «Dominus».Это произошло, потому что слог «УТ» был не очень удобным для пропевания хористами, а «ДО» является открытым, мелодичным слогом.
Новаторство Гвидо Аретинского принял сам Понтифик Римской империи и издал указ о распространении данной нотной записи повсеместно.
В дальнейшем добавились скрипичный и басовый ключ, а в XIII веке в Западной Европе возникла мензурная нотация. Эта система фиксировала не только высоту звуков, но и их длительность. Именно тогда в нотном стане добавилась пятая линейка. В дальнейшем появились палочки-штили, как для одной ноты, так и для соединения нескольких нот. Только XVII веке музыкальная нота, приобрела, наконец, тот овальный вид, который сохраняется по сегодняшний день.