Для начала, поголовного отключения учащихся от интернета и лишения их мобильных телефонов. Утрирую, немного. Имею в виду лимитирование их сетевой активности и перевод смартфонов в режим "полета" на время занятий.
Навыки социального взаимодействия они черпают из Сети в коротеньких роликах и общаясь со сверстниками в переписке. Но бабуин из бабуина человека не сделает. Интернет - это не только глобальная информационная сеть с массой невероятных плюсов, но всепланетное собрание грязи, мерзости, пакости и готовых суррогатов, заменяющих практический опыт: коротеньких роликов (длинные долго смотреть - мысль теряется), трехкадровых сториз, сложенных из пяти простых предложений рассказиков и бесконечных бесед в чатах социальных сетей. Попробуйте как-нибудь зайти в переписку (что вряд ли получится - вам закатят истерику на тему нарушения личного пространства) подростка и почитать ее. У вас волосы станут дыбом от актуальности обсуждаемых тем, количества матов, превышающего частоту появления остальных частей речи, и инновационной грамматики. О пунктуации вообще молчу.
Нынешние дети, в подавляющем своем большинстве, не желают читать ничего длиннее поста на стене ВКонтакте. Более того, они не просто не желают, многие этого не умеют. К окончанию абзаца они уже не помнят, с чего он начался. И это не проблема школы - это проблема всего общества, и, на 50%, современных родителей, считающих, что отдав ребенка в школу можно выдохнуть и начать заниматься тупо заработком. Школа - не интернат и не ВУЗ. Редкий ребенок способен осознать важность получения образования, чаще он относится к нему, как к ежедневной шести-семичасовой принуждаловке. Остальные три четверти суток он не должен быть предоставлен самому себе, а в учебном процессе в обязательном порядке задействуются как педагоги, так и родители.
Я приведу простой пример из личного опыта . Перед 11-классниками разложены листы, на которых по пунктам расписан ход практической работы. Причем, не просто "выполните это задание, затем это, затем еще вот это…", а расписано по пунктам: "Выполните задание. Для этого нужно сделать так, сделать так и сделать эдак". С КАРТИНКАМИ!
Звучит команда: "рассаживаемся за машины, берем листы с ходом работы и приступаем к ней". После минутного молчания и верчения в руках в разных направлениях листов раздается голос из зала: "А что нам делать?" Двое из двенадцати начали выполнять задания. Один пикает мобильником и пытается найти там видео по практикуму, девять повернули головы и смотрят на преподавателя. Это не школа для умственно-отсталых, а одна из лучших школ района.
Подавляющее большинство родителей полностью отстранились от учебного процесса. На родительские собрания в хорошие дни едва удается собрать половину представителей, и именно представителей: старший брат, на пару лет более взрослая кузина Маша (в узких кругах известная, как "машка-давашка"), бабушка (так как папа на смене, а мама в Италии), соседка (!!!!!!!!!!).
Чтобы ребенок не вырос узколобым дебилом, или вообще плоскоземельщиком, с ним нужно плотно заниматься дома с дошкольного возраста: играть с цифрами, буквами, счетными палочками, составлять сочетания из них, петь песенки для формирования музыкального слуха… Садик этого физически не успевает. Помимо обучающих игр, в нем детей кормят, укладывают спать, водят на прогулки, переодевают, в случае ЧП и т.д. В начальной школе родители должны выполнять домашнее задание вместе с ребенком, а не, глянув на диагональные каракули вместо букв, бурчать "Сделал уроки? Ну, молодец". В среднем звене проверять выполненную работу лично, и только в старших (9-11 классах) можно ограничиваться просмотром оценок в дневнике и чтением захватывающих комментариев классного руководителя об очередном подвиге чада.
Учитель не может уделить необходимое внимание каждому ребенку - у него таких 20-25 в классе, и каждый индивидуален: со своими способностями, физиологическими особенности, интересами, проблемами, тараканами в голове… Школа, как социальный институт, совершенно бесполезна без совместной ответственной работы и преподавателей, и родителей. А если "нате вам на шторы, нате вам на краску, нате вам за аренду учебников, а мавр сделал свое дело - мавр может уходить…" ,то точно такие же мавры и вырастут.